Autoparts-remix.ru

Автомобильный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вставки под пружины амортизаторов

Как увеличить дорожный просвет с помощью проставок

Большинство наших водителей, выбирая автомобиль, с восхищением рассматривают машины, имеющие минимальный дорожный просвет. То, как они прижаты к земле и каждой деталью кузова устремлены вперед, конечно же, завораживает! Однако, здоровый прагматизм и рассудительность заставляют сделать совсем другой выбор.

Тем, кто регулярно выезжает за пределы Садового кольца нашей столицы, приходится реалистично оценивать состояние дорог. И, поэтому, выбирая для себя новый автомобиль, мы не только изучаем мощность, расход топлива и различные опции. Клиренс автомобиля, и оценка необходимости увеличения клиренса — вот один из основных критериев выбора машины, сложившийся в настоящее время.

И если ваш автомобиль достаточно приподнят над тем, что у нас называется «дорожное полотно», то вам не страшны ни проселочные дороги в отдаленных поселках, ни ямы и ухабы, которыми усыпаны пути передвижения в городах. На таком автомобиле гораздо увереннее чувствуешь себя при преодолении колейности дорог, образующейся после продавливания большегрузами. Не страшна и зимняя погода, когда наши доблестные дорожные службы вновь «успешно» не справляются со своевременной расчисткой дорог.

Как правильно определить клиренс

Чтобы понять, нужно ли в вашем случае увеличение клиренса, нужно уметь его высчитывать. Кратчайшее расстояние от дорожного покрытия до низшей точки автомобиля, замеряемой в его середине, называется клиренс. Низ машины имеет множество различных выступов, выемок, навесного оборудования, и поэтому, найти нижнюю точку на глаз не так-то просто. Для решения этой проблемы следуйте правилу: низшая, и наиболее уязвимая точка автомобиля расположена под двигателем. Трансмиссия, система отвода выхлопных газов монтируется немного выше, чем «движок».

Не забудьте при расчете клиренса учесть наличие защиты под двигателем . Обычно это металлическая или пластиковая юбка, которая равномерно располагается под силовым агрегатом и служит для защиты двигателя от пробоя. Разумеется, заводская пластиковая защита, не сумеет серьезно защитить двигатель, например, от валуна, а вот несколько сантиметров дорожного просвета она отнимет.

Таким образом, учитывая размер клиренса при выборе автомобиля в салоне или на рынке, спрашивайте реальный размер дорожного просвета, так многие производители указывают клиренс без учета защиты. Таким образом, указанный дорожный просвет может быть, к примеру, 160 мм, но, с учетом защиты существенно сократится до 140 мм.

Оптимальный размер клиренса

  • У каждой группы автомобилей, требования к размеру дорожного просвета различные. Как и принятие решения по целесообразности увеличения клиренса. Так, у легковых автомобилей расстояние до низшей точки от земли должно находиться в пределах от 140 до 200 мм;
  • Модный ныне и частый гость на дорогах «паркетник» располагается повыше: от 180 мм до 250 мм ;
  • Ну и король дороги – настоящий внедорожник имеет размер дорожного просвета 200 – 350 мм.

Как увеличить клиренс

1. Увеличение размера колеса

Увеличиваем размер колеса, таким образом, чтобы «приподнять» автомобиль на несколько сантиметров вверх. Возможно, что купленная вами новая машина уже имеет колеса максимально допустимого размера. В этом случае увеличение клиренса за счет колеса не получится. Дело в том, что увеличивая диаметр, завод-изготовитель уменьшает резину покрышки по профилю.

Пример: 195/65 R15 и 225/45 R17. Как видим радиусы колес разнятся на целых 2 дюйма, но за счет того, что разнятся также и профили резины, дорожный просвет будет практически одинаков.
Если возможно, увеличиваем радиус колеса не меняя размер профиля, такое действие приведет к увеличению клиренса.

Однако, решая как увеличить клиренс за счет размерности колеса и профиля резины, существует высокая степень риска негативно повлиять на безопасность движения. Возможно, что неправильно будет работать спидометр, может пострадать датчик скорости, возможно возникновение проблем с ABS и ESP.
Не исключается, что при высокой резине, колесо начнет задевать о подкрылки.

2. Замена амортизаторов и пружин на автомобиле

Замена амортизационных пружин — один из самых популярных способов увеличить дорожный просвет авто. Старые пружины заменяются на новые, увеличенные. Главное, чтобы был одинаковый диаметр, а вот жесткость новых пружин должна быть больше. Более «высокие» детали, конечно же, поднимут корпус и обеспечат увеличение клиренса.

Рынок запчастей достаточно насыщен, подобрать и установить новую подвеску совсем несложно. Однако, если ваш автомобиль новенький, находится на гарантийном обслуживании, то вы автоматически лишитесь привилегированного обслуживания. Еще одна проблема – поднятие центра тяжести повлияет на ходовые свойства, особенно при совершении маневров и виражей на скорости. Существенно ниже будет устойчивость в целом.

Межвитковая проставка пружины

3. Установка межвитковых проставок пружины

Межвитковые проставки еще один способ приподнять автомобиль. Они изготавливаются из полиуретана и устанавливаются между пружинами. Больше влияют на жесткость пружин, чем на клиренс. Лучше монтировать через один-два витка, чтобы они не соприкасались друг с другом.

4. Монтаж пневматической подвески

Это наиболее дорогой в установке и обслуживание способ увеличить клиренс авто. Пневматическая подвеска работает в автоматическом режиме и самостоятельно меняет дорожный просвет в зависимости от состояния дороги и скорости автомобиля.

5. Проставка для увеличения клиренса

Установка проставок на машину — это простое и эффективное решение. Проставки для увеличения клиренса закрепляют под пружины или в месте крепления амортизатора и кузова машины. При этом в первом случае материалом для изготовления служит особопрочная резина, имеющая наиболее высокий уровень плотности, пластик или заготовка на основе полиуретана. Под амортизаторы устанавливают изделия из проставки алюминия или стали.

Материалы для изготовления проставок

Проставка для увеличения клиренса автомобиля подразделяется на:

  1. Резиновые;
  2. Полиуретановые;
  3. АБС-пластика;
  4. Алюминиевые.

Каждая из них имеет какие-то преимущества, есть и недостатки. Так у резиновой проставки, которая ставится между пружиной и кузовом, следующие плюсы:

  • устойчивость к воздействию агрессивной внешней среды (кислот, солей,щелочей);
  • не сказываются на комфорте внутри салона и на управляемости машиной;
  • не вызывают коррозию кузова;
  • низкая цена
Читать еще:  Двс на ваз 2110 цена 8 клапанов

А вот и минусы:
— высокая степень износа, склонность к быстрой деформации и разрыванию.

Сделанная на основе полиуретана проставка очень похожа с резиновым образцом. Получила все его положительные моменты, такие как бесшумность, эластичность, устойчивость к внешним нагрузкам и т.д. При этом, намного прочнее резиновых проставок и выдерживает внушительную нагрузку на разрыв. Важная черта – способность гасить удар от неровности дороги и возврат в исходное положение после этого.

Передние текстолитовые и задние металлические анодированные проставки

Как недостаток – повышенная нагрузка на втулки и как следствие возникновение деформации кузова. Цена таких деталей выше, чем у резиновых аналогов, но меньше чем у наиболее популярных алюминиевых. Последние используются особенно часто. Все характеристики, влияющие на техническое состояние автомобиля и на удобство в пути у них выше, чем у предыдущих образцов. Наиболее высоким является также и период использования. Однако и здесь следует быть аккуратным. Возможно появление следов коррозии в местах контакта с кузовом.

А вот материал АБС-пластик оказался лишен всех перечисленных ранее недостатков. Эти проставки прочны, незаметны, не окисляются и не коррозируют.

Учитывайте, что если просела пружина, то проставка уже не поможет.
Причина – уменьшение расстояния между витками в пружине, и как следствие, — меньше рабочий ход до касания витков.
При установке на хорошую пружину, проставка способна увеличить клиренс. Однако изменятся параметры работы амортизатора, ход сжатия станет больше, а отбоя – меньше.
В случае естественного старения кузова автомобиля установка проставки уместна, никакого вреда от этого не будет.

Стоимость у проставок умеренная, благодаря чему, увеличение дорожного просвета доступно всем, кто в этом нуждается. Работы по монтажу несложные, выполняются достаточно быстро. А в результате – увеличение просвета на 2-3см. Больше не нужно, чтобы не навредить машине, а данный размер увеличения клиренса защитит от повреждения днища автомобиля.

Проставки Amortect. Сделано в России

Демпферные проставки, или баферы для пружин амортизаторов — тема не новая. А уж сколько копий было сломано по этому поводу, и не перечесть. И вот на рынке новый продукт — полиуретановые демпферные проставки Amortect. Продукт, разработанный и производимый в России, к которому, без сомнения, стоит присмотреться и который стоит проверить на практике.

В ЧЕМ СОЛЬ?

Для чего вообще нужны демпферные проставки? Если кратко, то, по утверждению их производителей, они, во-первых, увеличивают клиренс автомобиля, во-вторых, оберегают стойки амортизаторов от пробоя, в-третьих, способствуют стабильному поведению автомобиля как при движении по прямой, так и в повороте, и, в-четвертых, улучшают динамический комфорт. В теории все верно. Что же касается воплощения идеи, то все не так очевидно. С увеличением дорожного просвета понятно: проставки, установленные между средними витками пружины, ограничивают ее сжатие, тем самым позволяя увеличить клиренс на 1–3 сантиметра. Величина зависит от типа пружины. А вот дальше все неоднозначно. Проставки, представленные на нашем рынке, изготовлены из разных материалов: есть и резиновые отечественные, и дешевые аналоги, изготовленные в Китае, и полиуретановые корейского производства, и… Перечислять можно и дальше. Но, как правило, все они обладают высокой степенью жесткости и практически «выключают» из работы среднюю часть пружины. А значит, заметно изменяют кинематику подвески, не позволяя ей оптимально отрабатывать как на неровностях дорожного покрытия, так и при динамичной езде. Пробоям подвески такие проставки сопротивляются успешно, но столь же «успешно» способствуют и передаче энергии ударов на опоры амортизаторов, то есть на элементы кузова. Да и сама пружина работает в не свойственном ей режиме, а значит, не исключена ее поломка.

ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ

Внешне демпферные проставки Amortect похожи на аналогичные продукты, но главное — во «внутреннем содержании» этого изделия. Для изготовления проставок Amortect используется высококачественный импортный полиуретан, а технология производства позволяет получить на выходе пластичный продукт с высокими характеристиками эластичности. Качество материала, используемого в производстве, доказано экспериментально. В научно-испытательной лаборатории конструкционных и строительных материалов «Политехтест» демпферные проставки Amortect подвергали самым суровым испытаниям, но даже при сжатии с усилием 20 тонн практически расплющенная деталь восстанавливала свою форму. Выдержала проставка и испытание морозом: даже охлажденная посредством жидкого азота до –40 °C и затем помещенная под пресс, она не утратила эластичности. А при испытании на разрыв проставка Amortect «сопротивлялась» до того момента, пока растяжение не превысило четырехкратный уровень. Выше уже говорилось, что некачественные демпферные проставки могут привести к поломке самой пружины. В лаборатории гибридных и наноструктурных материалов Московского института стали и сплавов прошли сравнительные испытания оригинальных пружин без проставок и пружин с полиуретановыми демпферными проставками Amortect. Результаты теста показали, что эти проставки под нагрузкой не блокируют работу средних витков пружины (использованный для изготовления высококачественный эластомер позволяет этой части пружины сжиматься до 45% от изначальной величины), но в то же время способствуют увеличению дорожного просвета автомобиля как в статике, так и в динамике. Можно говорить и о том, что демпферные проставки Amortect не только не вредят состоянию пружины, но и увеличивают ее ресурс.

ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Тестовый автомобиль с демпферными проставками Amortect, короткие субъективные испытания. Первое, что хотелось проверить, — это динамический комфорт в городских условиях. Согласитесь, перемещаться даже на небольшие расстояния на автомобиле, оснащенном излишне жесткой подвеской, весьма утомительно. Был готов к тому, что сразу столкнусь со всеми негативными аспектами «зажатого» шасси, но этого не произошло. Подвеска действительно стала жестче, нет, лучше сказать — сделалась более упругой. Пожалуй, стало передаваться чуть больше информации о неровностях дорожного покрытия, но это отнюдь не жесткое «считывание» дефектов асфальта. То есть та самая упругость подвески не пошла в ущерб комфорту. При этом при преодолении неровностей на повышенной скорости не происходит раскачки: амортизаторы работают с оптимальной амплитудой, быстро стабилизируя автомобиль.

Читать еще:  Внутренний размер тормозного барабана газель

Установка полиуретановых проставок Amortect не составляет труда.

Все остальное проверяли на закрытом для постороннего движения участке дороги. На традиционных упражнениях, таких как «змейка» и «лосиный тест», тестовый автомобиль демонстрирует меньшую, чем обычно, валкость. Кроме того, создается ощущение чуть более острого рулевого управления. Еще более показательным было экстренное торможение: в этом случае был минимизирован привычный «клевок», а это значит, что и задние колеса имели достаточный уровень сцепления с дорогой для эффективного торможения. В результате — более короткий тормозной путь. После длинной прямой, на которой автомобилем вполне комфортно можно управлять на скорости и 150 км/ч, пологая затяжная дуга поворота. Короткое торможение, разгон… На апексе скорость 120 км/ч, крены минимальные, автомобиль четко выдерживает траекторию движения. При этом активированная система стабилизации в процесс не вмешивается: внутренние по отношению к повороту колеса не теряют сцепления с дорогой, поэтому и «поводов для волнения» у ESP нет.

Автомобиль без проставок.

Автомобиль с проставками Amortect. Крены при выполнении «змейки» значительно снизились.

Что касается впечатлений от короткого теста, то в «сухом остатке» следующее: никаких нежелательных впечатлений от установленных демпферных проставок Amortect у меня не осталось, а вот то, как стала работать подвеска, показалось интересным. Теперь дело за ресурсными и инструментальными испытаниями.

СО ВСЕЙ СЕРЬЕЗНОСТЬЮ

Демпферные проставки — это та категория товаров, которые не требуют специальной сертификации. Но разработчики Amortect, в отличие от производителей аналогов, озаботились и этим пунктом: по результатам длительных протоколируемых испытаний ими был получен Сертификат соответствия ТР ТС «О безопасности колесных транспортных средств». Что же касается оригинальности конструкции и материала, используемого для производства демпферных проставок Amortect, то в августе прошлого года, накануне запуска изделия в производство, была подана заявка на патент. И на сегодняшний день разработчики полиуретановых демпферных проставок Amortect имеют патент как на форму модели, так и на технологию их изготовления. Все это говорит о том, что компания-производитель демпферных проставок Amortect готова к серьезной работе на российском рынке.

ИСПЫТАНИЯ НА ВИБРОСТЕНДЕ

Как влияет установка проставок на работу подвески мы выяснили на примере Renault Logan 2006 года выпуска с пробегом 156 000 км. До этого владелец не производил никаких вмешательств в подвеску — стойки и пружины стоят «родные» с завода. Смотрите, какие параметры выдаёт вибростенд до и после установки проставок Amortect:

ПРОЦЕСС УСТАНОВКИ И ИСПЫТАНИЯ ПРОСТАВОК AMORTECT:

Проставки в пружину или авто бафферы

Что такое проставки в пружину

Проставки — это специальные приспособления, которые уменьшают сжатие-разжатие пружин подвески автомобиля и поднимают кузов. Их устанавливают, когда пружины машины просели и перестали работать как прежде, т.е. пробивает стойки на плохой дороге. Или когда часто перевозится тяжелый груз на авто. Чтобы не покупать новые пружины, как временный вариант устанавливают резиновые проставки, которые стоят не дорого и могут на время вернуть клиренс автомобиля.

Для кого подойдут и каких машин

Проставки возможно установить на легковые автомобили и внедорожники. Для последних нужно ставить усиленные межвитковые вставки или большое количество в пружину (не менее трех). Потому что пружины кроссоверов или джипов намного мощнее, т.к. вес автомобиля больше. У многих внедорожников стоит торсионная подвеска или рессоры — тогда авто бафферы не подойдут, нужно другое решение.

Большинство автолюбителей устанавливают межвитковые вставки, чтобы чуть улучшить клиренс и спокойно ездить по грунтовках. Тогда никаких отрицательных последствий быть не должно.

Какие бывают проставки и сколько стоят

Проставки из резины

Возможно использование резиновых вкладок, устанавливающихся в задней или передней стойке. Толщину и количество проставок определяют расстоянием, на которое необходимо увеличить клиренс. Они ставятся между пружинами, представляют упругую, полиуретановую подушку, помогающую снижать влияние на автомобиль ударов и вибраций, при езде по плохим дорогам.

Плюсы:

  • Увеличивает дорожный просвет и работу подвески;
  • Увеличивают грузоподъемность авто.
  • Смягчает удары и вибрации, а также помогает автомобилю не «клевать» при снижении скорости.

Минусы:

  • Недостаточно увеличивает дорожный просвет (в одну пружину нужно как минимум 2-4 штуки).
  • Проставки (особенно задние), какими бы качественными не были, подвержены быстрому износу. Это временная мера, ведь ничего нет лучше, чем установка новых пружин.
  • Центр тяжести поднятой машины смещается, а значит управлять автомобилем становится труднее, он будет реагировать не так чувствительно на движения руля, как до установки проставок. Эти изменения минимальны и не каждый автолюбитель их почувствует, но знать об этой особенности следует.

Бафферы на пружины

Бафферы выглядят в виде амортизирующих подушек, их рекомендуют ставить в витки пружин машины, для увеличения комфорта при вождении, плавного управления и прохождения неровностей дороги, без толчков и ударов. Могут быть резиновыми, полиуретановыми или из других материалов (силикон). По сути те же самые межвитковые проставки для авто, которые называются по другому и стоят больше.

В отличие от обычных проставок, упругость и прочность материала некоторых изделий позволяет выдержать многократное сжатие-разжатие. Когда дешевые резиновые проставки теряют форму и деформируются быстро. Бафферы же прослужат от 5 до 10 лет, а к тому времени большинство продадут машину.

Плюсы:

  • Помогают значительно увеличить дорожный просвет;
  • Могут регулировать без снятия.

Минусы:

  • Нельзя ставить на просевшие пружины и автомобили с проржавевшим кузовом.

Материала для проставок

  • резиновые;
  • полиуретановые;
  • АБС-пластик;
  • алюминиевые.
Читать еще:  Ваз 2114 отказали стеклоподъемники

В таблице показаны сильные и слабые стороны каждого материала:

Материал проставкиПолиуретанРезинаАлюминий
Как влияет на подвеску?Долгая эксплуатация приводит к повреждениямПомогает плавно поглощать вибрацииНе оказывают значительное влияние
Период эксплуатацииДлительныйБыстрый износСредний
Сложность установкиОчень простаяПростаяСредняя
Какой вред наносит?Возможно повреждение подвескиНезначительныйНезначительный
Возможность деформацииЛегко деформируютсяДеформация происходит при длительной эксплуатацииДля деформации необходимы сильные механические нагрузки

Как установить проставки своими руками

Принцип установки на переднюю и заднюю подвеску:

  • Машину поставить на ровную поверхность. Для удобства монтажа резиновых вставок поднимаем машину на подъёмнике/домкрате. Можно обойтись без снимания колеса, если доступ свободный. Но поднимать машину на домкрате надо обязательно, чтобы раслабить пружины.
  • Перед работой желательно очистить пружину от грязи.
  • Монтируется межвитковая проставка в пружину. Ставим как минимум две штуки на каждую пружину. Устанавливаем сверху и снизу (или в середине). Если туго идут, то обрабатываем резиновые вставки силиконовой смазкой (только не маслом, т.к. оно разъедает резину). Можно установить одну снизу, другую сверху, или соеденить в середине между собой. Главное, чтобы держалась крепко.
  • Межвитковые вставки устанавливаются одной стороной. Запомните, где расположен глубокий вырез — эта сторона должна быть сверху. После того, как её всунули в пружину, немного поверните вдоль хода пружины, чтобы она надежно укрепилась. В итоге проставка должна держаться крепко после опускания машины с домкрата.

Более наглядно процесс установки межвитковых проставок (авто бафферы) показан на видео:

Проставки пружин межвитковые ЭластоМаг Ø пружины: от 13,5 см до 15,5 см 2шт

Межвитковые проставки в пружины применяются для существенного улучшения характеристик подвески автомобилей, уменьшения вибраций, шума от колес, угловых кренов.

Рекомендуем! Данные межвитковые проставки наиболее качественные — испытано на своих автомобилях. Срок службы до 5 лет.

Применяются для пружин автомобилей, с диаметром прутка от 13,5 см. до 15,5 см.

Межвитковые проставки пружин существенно улучшают поведение автомобиля при установке, при загрузке багажника или путешествий компанией, так сказать в пятером)), улучшают характеристики подвески и ощущения от вождения.

Эффект от установки:

— уменьшение кивков спереди, и козления сзади автомобиля;
— увеличения клиренса на 1-2 см в зависимости от размера пружин, на которые одеты межвитковые проставки пружин;
— существенное уменьшение кренов автомобиля в поворотах;
— уменьшение вибраций на неровной дороге (особенно эффект проявляется на гравийной дороге и щебенке);
— уменьшение шума от колес;
— существенное уменьшение проседания, при полной загрузке автомобиля пассажирами или грузом;
— защита амортизаторов автомобиля от пробоя на ямах.

Инструкция по установке Российских межвитковых проставок Эластомаг и отличия от корейских проставок:

— поднять домкратом и вывесить автомобиль, чтобы пружина максимально распрямилась;
— снять колесо;
— почистить пружину в месте установки;
— разрезать межвитковую проставку пружины поперек и установить между витками пружин, место установки — примерно середина пружины, при установке натяните проставку замком на виток пружины, при этом притягивать хомутами как корейские проставки в пружины не требуется ;
— аналогично проделать со всеми колесами.

Качество:

Данные проставки производятся Заводом резинотехнических изделий «Эластомаг» — дочернее предприятие SS20. Кто знаком с продукцией SS20, тот понимает, что качество продукции SS20 неразрывно связано с используемыми резиновыми изделиями во всей продукции SS20, которые производятся именно на производственном объединении Эластомаг.

Не секрет, что идея изготовления межвитковых проставок была взята не с потолка, а из опыта успешности корейских межвитковых проставок из полиуретана. Но с учетом высокой стоимости полиуретана, производителям хотелось создать более доступный и не менее качественный продукт для Российских автолюбителей. Поэтому данные межвитковые проставки пружин Эластомаг проектировались и испытывались в течении примерно 1 года до выпуска на рынок. Тестировался и подбирался состав и свойства резины, чтобы обеспечить максимально комфортные характеристики в любой сезон и при этом сохранить устойчивость к повышенным нагрузкам.

Безопасность. Не раз слышали об опаске автолюбителей, не приведет ли использование межвитковых проставок к преждевременному износу пружины, в месте установки, и возможной поломке пружины! НЕТ, не приведет! Основано мнение, на том, что пружины, даже без проставок, верхний и нижний виток соприкасается с чашками амортизаторной стойки и испытывают существенные давления об метал об метал и со временем 5-10 лет , в зависимости от материала пружины, все равно изнашиваются и подвергаются коррозии намного раньше чем в месте установки проставки и нет соприкосновений металла с металлом. Поэтому с межвитковыми проставками Эластомаг, время жизни пружины автомобиля не измениться. Пружина прослужит столько, сколько ей положено с погрешностями на стиль езды автовладельца и условия эксплуатации.

Второй момент на который стоит обратить внимание! Это касается пробежных автомобилей: Со временем в гранатах (шрусах) колес автомобиля образуются небольшая выработка. При изменении высоты клиренса автомобиля также изменяется и угол работы гранаты (шруса). Поэтому гранате (шрусу), нужно некоторое время для приработки в новом положении. Таким образом, если ваш клиренс изменился, то первый месяц не стоит давать жару своему авто, а подождать приработки гранат.

От себя добавим — На новой качественной подвеске автомобиля, например от SS20, установленной со всеми рекомендациями, использованием шумоизоляторов, виброизоляторов, отбойников и прочих примочек, а равно использование усиленных пружин холодной навивки, например серии SS20 GOLD и тем более пружин переменной навивки SS20 GOLD Progressive, использование межвитковых проставок пружин, не рекомендуется.

А вот если вы недовольны своей подвеской или часто перевозите грузы, людей, недовольны клиренсом, кивками, козлениями, непонятными вибрациями и прочими часто встречающимися проблемами подвески. Межвитковые проставки пружин вполне помогут справится с недугами подвески.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector