Autoparts-remix.ru

Автомобильный журнал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды дорожного покрытия автомобильных дорог

24. Типы дорожных одежд и виды покрытий по капитальности

Виды покрытий, материал и способы его укладки

а) из монолитного цементобетона;

б) из сборного железобетона;

в) из горячих асфальтобетонных смесей.

а) из горячих асфальтобетонных смесей;

б) из холодных асфальтобетонных смесей;

в) из органоминеральных смесей с жидкими органическими вяжущими, с жидкими органическими вяжущими совместно с минеральными; с вязкими, в том числе эмульгированными органическими вяжущими; с эмульгированными органическими вяжущими совместно с минеральными;

г) из каменных материалов и грунтов, обработанных битумом по способу смешения на дороге или методами пропитки; из каменных материалов, обработанных органическими вяжущими методом пропитки; черного щебня, приготовленного в установке и уложенного по способу заклинки;

д) из пористой и высокопористой асфальтобетонной смеси с поверхностной обработкой;

е) из прочного щебня с двойной поверхностной обработкой.

а) из щебня прочных пород, устроенные по способу заклинки без применения вяжущих;

б) из грунтов и малопрочных каменных материалов, укрепленных вяжущими;

в) из булыжного и колотого камня (мостовые).

а) из щебеночно-гравийно-песчаных смесей;

б) из малопрочных каменных материалов и шлаков;

в) из грунтов, укрепленных или улучшенных различными местными материалами;

г) из древесных материалов и др.

25. Конструктивные слои дорожных одежд и их назначение

Для обеспечения круглогодичных высоких транспортно-эксплуатационных показателей и потребительских свойств автомобильных дорог устраивают дорожную одежду, которая представляет собой уложенную на поверхность земляного полотна конструкцию из материалов, хорошо сопротивляющихся воздействию климатических факторов и колес транспортных средств.

Напряжения, возникающие в дорожной одежде при проезде автомобилей, затухают с глубиной. Это позволяет проектировать дорожную одежду многослойной, используя в отдельных ее слоях материалы различной прочности в соответствии с действующими усилиями и интенсивностью влияния природных факторов.

Основной слой покрытия

Верхний слой основания

Нижний слой основания

Дополнительный слой основания

Грунт земляного полотна

Рис.25.1. Типичная конструкция нежесткой дорожной одежды дороги I-IIIкатегории

Различают следующие слои дорожной одежды:

Покрытие – верхняя часть дорожной одежды, воспринимающая усилия от колес транспортных средств и подвергающаяся непосредственному воздействию атмосферных факторов.

По поверхности покрытия могут быть устроены слои поверхностных обработок различного назначения (слои для повышения шероховатости, защитные слои и т.п.).

Основание – часть конструкции дорожной одежды, расположенная под покрытием и обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение напряжений в конструкции и снижение их величины в грунте рабочего слоя земляного полотна (подстилающем грунте), а также морозоустойчивость и осушение конструкции.

Следует различать несущую часть основания (несущее основание) и дополнительные слои основания. Несущая часть основания должна обеспечивать прочность дорожной одежды и быть морозоустойчивой.

Дополнительные слои основания – слои между несущим основанием и подстилающим грунтом, предусматриваемые при наличии неблагоприятных погодно-климатических и грунтово-гидрологических условий. Эти слои совместно с покрытием и основанием должны обеспечивать необходимые морозоустойчивость и дренирование конструкции и создавать условия для снижения толщины вышележащих слоев из дорогостоящих материалов. В соответствии с основной функцией, которую выполняет дополнительный слой, его называют морозозащитным, теплоизолирующим, дренирующим. К дополнительным слоям и прослойкам относят также гидро- и пароизолирующие, капилляропрерывающие и др. Дополнительные слои устраивают из песка и других местных материалов в естественном состоянии или укрепленных органическими, минеральными или комплексными вяжущими, из местных грунтов, обработанных вяжущими, из укрепленных смесей с добавками пористых заполнителей и т.д., а также из различного рода специальных индустриально выпускаемых материалов (геотекстиль, пенопласт, полимерная пленка и т.п.).

При применении дополнительных слоев в проекте необходимо учитывать технологические проблемы, связанные с движением по ним построечного транспорта.

27.3.81. Типы дорожных одежд и виды дорожных покрытий. Методика определения коэффициента ровности.

ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА — укрепленная часть автомобильной дороги, укладываемая на земляное полотно. Бывает: жесткая (цементобетонная на различных основаниях) и нежесткая (из щебня, песка, гравия и др.).

Читать еще:  Шерхан магикар 8 есть ли автозапуск

В дорожном хозяйстве России в силу ряда причин сложилась неблагоприятная ситуация с обеспечением нормативных сроков службы дорожных одежд. Фактические сроки службы дорожных одежд даже на сети федеральных дорог существенно ниже нормативных. По данным ГП РосдорНИИ, они составляют в среднем 5-7 лет.

На магистральных автомобильных дорогах страны преобладают нежесткие дорожные одежды с асфальтобетонными покрытиями (97%), и только 3% (10,3 тыс. км) протяжения дорог с усовершенствованными покрытиями имеют цементобетонные покрытия.

В последние 5-7 лет около 40% протяжения федеральных дорог с нежесткими одеждами имеют заметную колею, что является одним из признаков исчерпания несущей способности дорожной конструкции, не обеспечена также требуемая ровность нежестких дорожных одежд в продольном направлении. Постоянно растут объемы недоремонта нежестких дорожных одежд.

Мировая практика показывает, что удельный вес дорожных одежд с цементобетонными покрытиями в развитых странах, таких, как Германия составляет 31%, в США — 35%, в Бельгии — 41%. Средний фактический срок службы этих покрытий составляет 26 лет.

В последние 10-15 лет в нашей стране практически не строили дорожных одежд автомобильных дорог с использованием цементобетона и железобетона, на дорогах использовали преимущественно асфальтобетонные покрытия. В этот же период в гражданском и промышленном строительстве России произошло резкое увеличение объемов применения монолитного цементобетона.

Основные преимущества дорожных одежд с цементобетонными покрытиями и основаниями заключаются в том, что при примерно одинаковой строительной стоимости они обеспечивают значительно более долгий срок службы по сравнению с нежесткими дорожными одеждами (в среднем в 2-3 раза и более) и, следовательно, требуют значительно меньших затрат на ремонт, а также обеспечивают более высокий уровень транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и условий движения по ним в течение срока службы жестких дорожных одежд.

Возможности применения жестких дорожных одежд в современных условиях РФ.

Жесткие дорожные одежды имеют наиболее высокие показатели долговечности и по этому критерию практически не имеют реальной альтернативы.

Исходя из вышеизложенного можно сформулировать следующие предложения по конструкциям жестких дорожных одежд и возможностям их применения:

монолитные цементобетонные покрытия;

монолитные цементобетонные основания под жесткие и нежесткие покрытия, обеспечивающие стабильное сопротивление растяжению при изгибе;

непрерывно армированные покрытия и основания;

дисперсно-армированные покрытия и основания;

основания из укатываемого бетона повышенной деформативности;

покрытия и основания из модифицированного бетона, в т.ч. тонкослойные слои усиления нежестких дорожных одежд;

полимербетонные защитные слои, обеспечивающие пониженный уровень шума при проезде автомобилей.

Возможные области применения жестких дорожных одежд:

магистральные многополосные автомобильные дороги;

федеральные и территориальные автомобильные дороги II-III категорий;

подходы и обходы крупных городов;

усиление существующих нежестких дорожных одежд.

Для расширения масштабов применения перспективных конструкций жестких дорожных одежд необходимо осуществить их опытное строительство и мониторинг эксплуатационного состояния, а также провести экспериментальные исследования предела выносливости высокопрочных цементобетонов при совместном действии повторных динамических транспортных нагрузок и попеременного циклического замораживания-оттаивания.

ДОРОЖНОЕ ПОКРЫТИЕ — наиболее укрепленная часть автомобильной дороги. Бывают покрытия: асфальтобетонное, цементобетонное, щебеночное, гравийное, мостовая из булыжного камня и др. Покрытия делятся: с твердым покрытием, переходного и низшего типов. К твердым покрытиям относят цементобетон, асфальтобетон и пр. К переходным – гравийные, щебеночные и пр. Низший тип – грунты, укрепленные или улучшенные вяжущими.

В России мощенные дороги появились в конце XVII века в Москве. Первым в России наладившим изготовление асфальта был инженер И.Ф. Буттац. Аcфальт стали добывать на Сызранcком заводе в 1873 г. (на правом берегу Волги выше Сызрани на 20 км).

Дорожное бетонное покрытие в мире изобретено в 1827 г. в Англии, когда там были запатентованы способы постройки дорожной одежды из утрамбованного щебня, пролитого цементным раствором, и из бетона, приготовленного из остроугольного карьерного песка, гранитного щебня и портландцемента.

Читать еще:  Заслонка рециркуляции воздуха приора

Состояние покрытия проезжей части дорог по ровности оценивается коэффициентом ровности К_р, представляющим собой отношение предельно допустимых значений ровности к фактическому. Покрытие по ровности удовлетворяет условиям эксплуатации, если К_р >= 1. Предельно допустимые значения ровности приведены в табл.1.4.

покрытие по сцеплению соответствует требованиям, если

соответственно фактическое и допустимое значение показателя ровности проезжей части по толчкомеру, см/км

фактическое и допустимое значение коэффициента сцепления шин с покрытием.

Виды дорожного покрытия автомобильных дорог

Усовершенствованные капитальные: цементобетонные, асфальтобетонные; из прочных щебеночных материалов, обработанных в смесителях вязкими битумами или дегтями; мостовые из брусчатки и мозаики на каменном или бетонном основании.

Усовершенствованные облегченные: из щебеночных и гравийных материалов, обработанных органическими вяжущими, из холодного асфальтобетона, из грунта, обработанного в установке вязкими битумами.

Переходные: Из щебеночных естественных каменных материалов и шлаков и гравийные; из грунтов и местных слабых минеральных материалов, обработанных жидкими органическими вяжущими.

Низшие — грунтовые, укрепленные различными местными материалами.

Для каждой категории дороги принимают определенные типы покрытия:

Дороги V категории с интенсивностью движения менее пятидесяти автомашин в сутки допускается устраивать без одежды. Следует, однако, учитывать, что дороги с покрытиями низшего типа в большинстве случаев ограничивают проезд автомобилей весной, осенью и в период интенсивных дождей.

Для стока поверхностных вод проезжей части и обочинам дороги, проложенным по гребню плотины, придают двухскатный поперечный уклон. Уклоны проезжей части должны быть 1,5-4%, причем меньшее значение для цементобетонных покрытий, а большее — для мостовых. Уклоны обочин на 10-20% больше уклонов проезжей части.


Рис. 31 Поперечные профили дорожной одежды:
а — серповидная; б — корытная; в — полукорытная.

Одежда в покрытиях гребня плотины бывает серповидного, корытного и смешанного (полусерповидного) профиля (рис. 31). В серповидном и полусерповидном вариантах одежду укладывают по всей ширине гребня плотины, а в корытном — только в пределах проезжей части.
Основание в одеждах наряду с передачей нагрузок на грунт тела плотины выполняет также роль выравнивающего, морозозащитного и дренирующего слоя. Материалом для основания служит крупный песок или гравий, имеющие большой коэффициент фильтрации.

Воду из дренирующего слоя корытного и полукорытного профиля отводят через дренажные воронки на откосы.

Воронки располагают по обеим сторонам корыта в шахматном порядке, на расстоянии 4-6 м друг от друга. Сверху воронки покрывают дерном (травой вниз) для защиты от засорения дренирующего материала. В выходной части воронок на низком откосе укладывают обратный фильтр, предупреждающий суффозионный вынос частиц грунта. В верхнем бьефе концевая часть воронки примыкает к обратному фильтру откосного покрытия.

Вдоль гребня плотины с обеих сторон устанавливают столбы или тумбы или другие ограждающие устройства из дерева, железобетона, камня и в исключительных случаях металла.

Пример оформления гребня плотины дорожным покрытием булыжной мостовой с ограждающими деревянными столбами приведен на рисунке 32.

Рис. 32. Булыжная мостовая по гребню плотины:
1 — одиночная мостовая; 2 — слой крупного песка =25 см; 3 — обратный фильтр из щебня; 4 — дренажные воронки

Для других типов покрытий гребень плотины выполняется так же, только для серповидного профиля не делают корыто.

У плотин высотой до 10 м при отсутствии дороги гребень можно покрывать дерном или другим местным материалом. Если плотина сложена из глинистых грунтов, гребень следует защитить слоем из песчаного или гравийного грунта. Толщину защитного слоя, включая толщину покрытия, назначают в зависимости от глубины промерзания.

Читать еще:  Как измерить сопротивление вв проводов мультиметром

Виды дорожного покрытия автомобильных дорог

переходные (щебеночные, шлаковые, гравийные, из грунтов, укрепленных вяжущими материалами и др.);
низшие (грунтовые, улучшенные различными местными материалами).


Типовые конструкции дорожных одежд:
а- цементобетонное покрытие; б – асфальтобетонное покрытие на щебеночном основании; в – асфальтобетонное покрытие на бетонном основании; г – асфальтобетонное покрытие на грунте, укрепленное цементом; д – щебеночное покрытие с верхним слоем, обработанным методом пропитки; е – гравийное покрытие, обработанное битумом методом перемешивания на дороге; ж – гравийное покрытие на дороге низкой категории, 1 – цементный бетон; 2 – выравнивающий слой из песка, обработанного битумом; 3 – слой щебня, гравия или грунта, обработанного вяжущим; 4 – морозозащитный слой из песка; 5 – мелкозернистый асфальтобетон; 6 – слой щебня; 7 – крупнозернистый асфальтобетон; 8 – грунт, укрепленный цементом; 9 – щебень, обработанный пропиткой; 10 – гравий, обработанный битумом; 11 – гравий

Асфальтобетонные покрытия занимают ведущее место на магистральных дорогах. Они имеют высокие транспортно-эксплуатационные
показатели, прочны, долговечны, легко ремонтируются. Износ их даже при тяжелом и интенсивном движении не превышает 1 — 1,5 мм в год. Асфальтобетонные покрытия в зависимости от типа оснований и требований движения устраивают в один, два или три слоя. Верхний слой должен обладать прочностью, износоустойчивостью и водонепроницаемостью. Этим условиям соответствуют мелкозернистые и песчаные смеси, содержащие минеральный порошок.
Для устройства нижнего слоя покрытий применяют горячие крупно- и среднезернистые асфальтобетонные смеси с минеральным порошком или без него.
Цементобетонные покрытия обладают следующими преимуществами по сравнению с другими видами покрытий:
• высокая прочность, что позволяет пропускать все транспортные средства в любое время года;
• длительный межремонтный срок (30—40 лет);
• высокий коэффициент сцепления с колесами автомобилей, практически не изменяющийся при увлажнении покрытия:
• светлый цвет покрытия, повышающий безопасность движения ночью;
• продолжительность строительного сезона больше, чем при применении органических вяжущих;
• малый износ покрытия, не превышающий 0,1—0,2 мм в год.
Однако цементобетонные покрытия имеют ряд недостатков, которые сдерживают их применение на дорогах. К ним относятся: большое число поперечных швов, которые ухудшают эксплуата¬ционные качества и ровность покрытия; трудность ремонта; невозможность открывать движения сразу после устройства покрытия и т. д.
Цементобетон применяют также для устройства оснований под асфальтобетонные покрытия на дорогах с интенсивным и тяжелым движением.
Цементобетонное покрытие устраивают на дороге в виде монолитной сплошной плиты, разделенной на участки различной длины швами расширения или в виде сборного покрытия из приготовляемых на заводе плит различного размера. В последнем случае работы на дороге сводятся к монтажу плит на подготовленном основании. Несмотря на некоторые достоинства этого вида покрытия, как, например, увеличение продолжительности сезона, строительства, сборные бетонные покрытия на магистральных дорогах не применяют. Это объясняется крупными недостатками, которые значительно ухудшают их транспортно — эксплутационные качества.
В армированных покрытиях растягивающие напряжения частично или полностью воспринимает арматура. В таких покры¬тиях применяют арматуру в виде металлических сеток или стальных стержней с расходом 2. 5 кг/м 2 покрытия.
Цементобетонные покрытия устраивают одинаковой толщины по всей ширине проезжей части в один или два слоя. Двухслойные покрытия применяют с целью использования в бетоне для нижнего слоя менее прочных каменных материалов. Толщину верхнего слоя в двухслойных покрытиях принимают не менее 6 см.
Выбор и назначение однослойного или двухслойного покрытия основываются технико-экономическими расчетами. Толщина слоя покрытия определяется расчетом с учетом категории дорог и должна быть не менее: для дорог I категории — 22 см; для дорог II категории — 20 см; для дорог III категории — 18 см. В двухслойных покрытиях толщина верхнего слоя должна быть не менее 6 см.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector