Autoparts-remix.ru

Автомобильный журнал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Иж юпитер под спорт

Мотоцикл Иж Планета Спорт

Он был словно глоток свежего воздуха свободы — современный, изящный, быстрый… И спортивный — эта отличительная особенность »Иж Планета-Спорт» была прописана даже в названии. Он разительно отличался от остальных советских мотоциклов и был до последнего винтика самым быстрым советским »дорожником» семидесятых-восьмидесятых. Впрочем, и сегодня пусть и немногочисленные, но уцелевшие »псы» живут в сердцах и гаражах поклонников.

В начале семидесятых советская мотопромышленность предлагала неизбалованному покупателю обычные дорожные мотоциклы — утилитарные и непритязательные. Ижевский мотозавод выпускал в ту пору Иж-Планета-3 и Иж-Юпитер-3 (включая »колясочную» версию 3К). Техника была достаточно надежной и неприхотливой, однако сравнивать её с западными аналогами было бессмысленно — ведь по сути своей »ИЖи» были слегка модернизированными версиями довоенного DKW. Но в 1974 г. ижевцы буквально шокировали советских мотолюбителей новинкой — первым серийным спортивным (!) мотоциклом »ИжПланета-Спорт 350». Мотоцикл был по-настоящему уникальным и непохожим на “совковых” собратьев как внешне, так и по сути.

Внешний облик »пса» явно создавался с оглядкой на »японцев» середины 60-х: отсюда форма переднего крыла со стильным креплением, элегантная передняя ступица, динамичное заднее крыло… Как в целом, так и в деталях чувствуется влияние »ветра с востока» — в частности, Иж-ПС удивительно похож на Suzuki T250 Super Six 1966 г., а ступицей и решением задней части — на Yamaha 350R5 1970 г. и Kawasaki A1 Samurai 1966 г.

Словом, мотоцикл получился вполне современным. И, без всяких натяжек, красивым: стремительный, легкий силуэт »пэ-эски» сразу давал понять, что данный аппарат предназначен не для перевозки картошки, а для скоростных »отжигов». Даже сейчас, спустя три десятилетия с начала выпуска, »Планета-Спорт» не выглядит убого — скорее, классически-спортивно. Спортивности облику добавляла и цветовая гамма — все первые »спорты» были ярко-желтыми (впоследствии — оранжевыми), что в сочетании с черным цветом рамы и строгим блеском никелированных деталей (крылья, ободок фары, траверсы, крышка двигателя и так далее) смотрелось по-настоящему круто.

Впрочем, Иж-ПС был современным мотоциклом не только внешне. За исключением мелочей, вроде цепи и деталей коробки передач, техническая »начинка» была полностью оригинальной и существенно отличалась от остальных »ИЖей». Так, впервые советский мотоцикл оснащался раздельной системой смазки двигателя (!). В то время такое техническое новшество казалось фантастикой. А ведь 350-кубовый мотор (диаметр поршня — 76 мм), кроме того, мог похвастать японским карбюратором Mikuni, что позволяло ему развивать внушительные по тем временам 32 л.с. при 6700 об/мин. Для »одиночки» с сухой массой 135 кг это совсем немало: безумно популярная в то время в СССР Jawa-350/634 весила на 20 кг больше и была слабее »спорта» на целых десять »лошадок».

Двигатель »ПСа» был закреплен в раме с помощью резиновых подушек — такое техническое решение было в то время конструктивным новшеством.

Первые партии »Иж Планета-Спорт 350” оснащались также японским электрооборудованием Denso (как на »Ямахе»!), благодаря чему ижевский мотоцикл впервые соответствовал требованиям ЕЭК ООН по светотехнике. Переднее колесо — нехарактерного для отечественных одиночек размера 3,0х19».

Благодаря высокому техническому уровню и качеству изготовления »спорты» экспортировались во многие социалистические страны, где высоко котировались даже на фоне »Явы» и мотоциклов MZ. В советские времена поговаривали даже, что »ИжПланета-Спорт» предназначался для экспорта в Соединенные Штаты Америки…

Что ж, динамические показатели »пэ-эски» были “на уровне” не только по советским меркам — 140 километров »максималки» и десять секунд до сотни позволяли себя чувствовать на дороге далеко не бедным родственником.

Более поздние выпуски ИЖ-ПС оснащались уже отечественным карбюратором с меньшим диффузором, вследствие чего максимальная мощность снизилась до 28 л.с. Отличить их от ранних »спортов» можно по более длинному заднему крылу и немного изогнутой выхлопной трубе, которая изначально была прямой.

Именно на этом мотоцикле многие занимались самым настоящим моторным »тюнингом» — растачивали цилиндр под поршень М-412 либо под »поршневую» кроссовой 500-кубовой »чезетты». Мощность увеличивалась раза в полтора, но ресурс снижался до одного сезона… В то время как стандартный »пес» выдерживал по 50-60 тысяч километров без заметного износа основных узлов. Десять лет на конвейере

Хотя серийный выпуск мотоцикла начался в 1974 г., первые 500 »псов» были реализованы на внутреннем рынке в период с июня по сентябрь 1975 г. Все они оснащались раздельной системой смазки и японским электрооборудованием. К сожалению, уже к 1979 г. »спорт» постепенно избавили от импортных комплектующих, попутно слегка ухудшив качество основных деталей. Среди советских мотоциклистов наиболее высоко ценились »псы» первых лет выпуска, которые стоили дорого даже в десятилетнем возрасте. Кстати, в момент начала выпуска »спорт» стоил около 1200 рублей, причем после изменения конструкции цена немного снизилась. Мотоцикл продержался на конвейере до 1985 г., после чего был снят с производства. На базе »ИжПланета-Спорт» еще в апреле 1975 г. начали выпуск спортивных мотоциклов »Иж-М-15» (многодневный эндуро) и »кроссача» »Иж-К-15».

Читать еще:  Диоды в плафон салона ваз 2108

Впрочем, двигатель »Иж-ПС» использовался и в более позднем ижевском эндуро »Иж-М-16» (см. »Мотодрайв» №1-2/2006), выпускавшемся вплоть до середины 90-х.

Сегодня хорошо сохранившийся »спорт» — большая редкость, которая ценится знатоками. В России за »живой» мотоцикл первых лет выпуска иногда просят и больше $1000! Впрочем, это действительно особенный мотоцикл, который в наше время является настоящим эксклюзивом из советского прошлого.

ИЖ – в массы! Или золотой век ижевского мотоциклостроения

10 июля 1960 года с конвейера сборочного цеха мотопроизводства в Ижевске сошел миллионный мотоцикл. К концу 70-х годов Удмуртия была уже в силах выпускать до 450 000 мотоциклов в год. Город по праву гордился званием одного из мотоциклетных центров России.

Массовый выпуск мотоциклов на Ижевском машиностроительном заводе начинается после Великой Отечественной войны. Из Германии в Удмуртию привозят чертежи и техническую документацию мотоцикла ДКВ «НЦ-350» и на ее основе приступают к выпуску мотоцикла под названием ИЖ-350. После модернизации он получил название ИЖ-49.

Подготовка мотоцикла Иж-350 для отправки на ВДНХ СССР. Фото: Центральный Госархив Удмуртии ©

Он представлял собой смесь разных версий немецкого мотоцикла и был адаптирован под отечественное электрооборудование и приборы. Затем этот мотоцикл модернизируется, и появляется известный многим современным любителям техники Иж-49. Он становится первым ижевским серийным мотоциклом с коляской. Теперь на нем можно перевозить семью, картошку, любой груз и путешествовать. Это становится, действительно, семейным транспортом

Новый мотоцикл идеально проявлял себя в условиях бездорожья. Далее были выпущены ИЖ-50, 54 и 55. Их мощность достигала 19 лошадиных сил.

В 1970-е годы им на замену пришло знаменитое семейство «Планета», а позже и «Юпитер», ставшие широко известны на всем постсоветском пространстве. Модели Иж «Планета-3», Иж «Юпитер-3» получили государственный знак качества СССР и в 1975 году их выпускали уже по 250 тыс. единиц в год.

Митинг, посвященный выпуску трехмиллионного мотоцикла, 14 апреля 1970 года. Фото: Центральный Госархив Удмуртии ©

19 сентября 1975 года ГАИ МВД Удмуртской АССР выдало водительские права серии ИЖ 000001 самому необычному водителю – звезде советского и мирового цирка медведю Гоше.

Первый в мире медведь-мотоциклист с правами Гоша и его дрессировщик, ижевский артист Иван Кудрявцев. Фото: russiainphoto.ru ©

Дрессировщиком мотознаменитости был уроженец Удмуртии Иван Кудрявцев. Медведь был, действительно, талантливый. Как говорят очевидцы – сознательнее некоторых граждан. Был настоящий экзамен в ГАИ. Только не теория, а практика, т. е. приехали из ГАИ, расставили все фишки, как надо, Гоша их проехал и сдал, после чего ему вручили права. А в особых отметках написали, что водитель «может права не предъявлять, в случае просьбы может рыкнуть по-медвежьи»

Ежегодно мотоциклетный Ижевский завод наращивал мощности, улучшая уже существующие модели и разрабатывая новые. Один из самых любимых и интересных мотоциклов для многих – это Иж «Планета-Спорт».

Серия мотоциклов Иж «Планета-Спорт». Фото: yandex.com ©

Вообще кажется интересным, что он попал на конвейер, потому что это мотоцикл не с обычным двигателем «Юпитера» или «Планеты», а переработанным от спортивного мотоцикла. Он стал одним из любимых мотоциклов рокеров. Из стандартного стокового его перекрашивали в черный цвет. Делали самодельные каски из стеклоткани и «эпоксидки», гораздо более модные, чем тогда были, увеличение дорожного просвета. Мотоцикл становился похожим на кроссовый. И, конечно же, шиком считалось у рокеров – это ночью без глушителя проехаться по улице Пушкинской, ведь движение по ней было запрещено. А после того, как поднимутся по Пушкинской, спуститься по ступенькам Центральной площади. Типовая форма нашего ижевского рокера – это джинсы, кожа, и, конечно же, футболка «Ижсталь»

На мотозаводе. Фото: yandex.com ©

Благодаря высокому качеству изготовления ИЖ «Планета Спорт» активно продавался на экспортных рынках, например, в Великобритании, Нидерландах и Финляндии. Советские байкеры разгонялись на них до 140 км/ч, что было неимоверной скоростью в те времена.

Мотоцикл Иж «Орион 560». Фото: Фото в открытом доступе ©

В конце 80-х годов завод выпускает опытную партию мотоциклов ИЖ «Орион 560», которые должны были вывести советские мотоциклы на современный международный уровень в классе дорожных машин с объемом двигателя 500 куб. см. Для этого у Yamaha купили лицензии на четырехтактный двигатель, систему дискового тормоза и ряд комплектующих.

Мотоцикл «Орион» опережал свое время, но требовал наличия высококачественного моторного масла, которого советская промышленность не выпускала. В итоге в массовое производство он, увы, не пошел.

Иж «Юнкер». Фото: vk.com/motobazar ©

Читать еще:  Белый цвет машины плюсы и минусы

В 2000 году в заводском исполнении появился первый мотоцикл в стиле чоппер. Им стал Иж «Юнкер». Он стал одной из последних моделей завода, который в новых экономических реалиях прежнего успеха повторить не смог и в 2008 году был официально законсервирован на неопределенный срок.

На презентации мотоциклов «Кортеж». Фото: kalashnikov.media ©

Вновь о мотоциклах марки ИЖ заговорили в 2017 году, когда на Международном военно-техническом Форуме «Армия» новые мотоциклы для проекта «Кортеж» представил Концерн «Калашников».

Хотите знать больше – оставайтесь с проектом «#Про100летУдмуртии» .

Мотоцикл Иж Планета Спорт

Он был словно глоток свежего воздуха свободы — современный, изящный, быстрый… И спортивный — эта отличительная особенность »Иж Планета-Спорт» была прописана даже в названии. Он разительно отличался от остальных советских мотоциклов и был до последнего винтика самым быстрым советским »дорожником» семидесятых-восьмидесятых. Впрочем, и сегодня пусть и немногочисленные, но уцелевшие »псы» живут в сердцах и гаражах поклонников.

В начале семидесятых советская мотопромышленность предлагала неизбалованному покупателю обычные дорожные мотоциклы — утилитарные и непритязательные. Ижевский мотозавод выпускал в ту пору Иж-Планета-3 и Иж-Юпитер-3 (включая »колясочную» версию 3К). Техника была достаточно надежной и неприхотливой, однако сравнивать её с западными аналогами было бессмысленно — ведь по сути своей »ИЖи» были слегка модернизированными версиями довоенного DKW. Но в 1974 г. ижевцы буквально шокировали советских мотолюбителей новинкой — первым серийным спортивным (!) мотоциклом »ИжПланета-Спорт 350». Мотоцикл был по-настоящему уникальным и непохожим на “совковых” собратьев как внешне, так и по сути.

Внешний облик »пса» явно создавался с оглядкой на »японцев» середины 60-х: отсюда форма переднего крыла со стильным креплением, элегантная передняя ступица, динамичное заднее крыло… Как в целом, так и в деталях чувствуется влияние »ветра с востока» — в частности, Иж-ПС удивительно похож на Suzuki T250 Super Six 1966 г., а ступицей и решением задней части — на Yamaha 350R5 1970 г. и Kawasaki A1 Samurai 1966 г.

Словом, мотоцикл получился вполне современным. И, без всяких натяжек, красивым: стремительный, легкий силуэт »пэ-эски» сразу давал понять, что данный аппарат предназначен не для перевозки картошки, а для скоростных »отжигов». Даже сейчас, спустя три десятилетия с начала выпуска, »Планета-Спорт» не выглядит убого — скорее, классически-спортивно. Спортивности облику добавляла и цветовая гамма — все первые »спорты» были ярко-желтыми (впоследствии — оранжевыми), что в сочетании с черным цветом рамы и строгим блеском никелированных деталей (крылья, ободок фары, траверсы, крышка двигателя и так далее) смотрелось по-настоящему круто.

Впрочем, Иж-ПС был современным мотоциклом не только внешне. За исключением мелочей, вроде цепи и деталей коробки передач, техническая »начинка» была полностью оригинальной и существенно отличалась от остальных »ИЖей». Так, впервые советский мотоцикл оснащался раздельной системой смазки двигателя (!). В то время такое техническое новшество казалось фантастикой. А ведь 350-кубовый мотор (диаметр поршня — 76 мм), кроме того, мог похвастать японским карбюратором Mikuni, что позволяло ему развивать внушительные по тем временам 32 л.с. при 6700 об/мин. Для »одиночки» с сухой массой 135 кг это совсем немало: безумно популярная в то время в СССР Jawa-350/634 весила на 20 кг больше и была слабее »спорта» на целых десять »лошадок».

Двигатель »ПСа» был закреплен в раме с помощью резиновых подушек — такое техническое решение было в то время конструктивным новшеством.

Первые партии »Иж Планета-Спорт 350” оснащались также японским электрооборудованием Denso (как на »Ямахе»!), благодаря чему ижевский мотоцикл впервые соответствовал требованиям ЕЭК ООН по светотехнике. Переднее колесо — нехарактерного для отечественных одиночек размера 3,0х19».

Благодаря высокому техническому уровню и качеству изготовления »спорты» экспортировались во многие социалистические страны, где высоко котировались даже на фоне »Явы» и мотоциклов MZ. В советские времена поговаривали даже, что »ИжПланета-Спорт» предназначался для экспорта в Соединенные Штаты Америки…

Что ж, динамические показатели »пэ-эски» были “на уровне” не только по советским меркам — 140 километров »максималки» и десять секунд до сотни позволяли себя чувствовать на дороге далеко не бедным родственником.

Более поздние выпуски ИЖ-ПС оснащались уже отечественным карбюратором с меньшим диффузором, вследствие чего максимальная мощность снизилась до 28 л.с. Отличить их от ранних »спортов» можно по более длинному заднему крылу и немного изогнутой выхлопной трубе, которая изначально была прямой.

Именно на этом мотоцикле многие занимались самым настоящим моторным »тюнингом» — растачивали цилиндр под поршень М-412 либо под »поршневую» кроссовой 500-кубовой »чезетты». Мощность увеличивалась раза в полтора, но ресурс снижался до одного сезона… В то время как стандартный »пес» выдерживал по 50-60 тысяч километров без заметного износа основных узлов. Десять лет на конвейере

Хотя серийный выпуск мотоцикла начался в 1974 г., первые 500 »псов» были реализованы на внутреннем рынке в период с июня по сентябрь 1975 г. Все они оснащались раздельной системой смазки и японским электрооборудованием. К сожалению, уже к 1979 г. »спорт» постепенно избавили от импортных комплектующих, попутно слегка ухудшив качество основных деталей. Среди советских мотоциклистов наиболее высоко ценились »псы» первых лет выпуска, которые стоили дорого даже в десятилетнем возрасте. Кстати, в момент начала выпуска »спорт» стоил около 1200 рублей, причем после изменения конструкции цена немного снизилась. Мотоцикл продержался на конвейере до 1985 г., после чего был снят с производства. На базе »ИжПланета-Спорт» еще в апреле 1975 г. начали выпуск спортивных мотоциклов »Иж-М-15» (многодневный эндуро) и »кроссача» »Иж-К-15».

Читать еще:  Головка для болтов гбц ваз 2114

Впрочем, двигатель »Иж-ПС» использовался и в более позднем ижевском эндуро »Иж-М-16» (см. »Мотодрайв» №1-2/2006), выпускавшемся вплоть до середины 90-х.

Сегодня хорошо сохранившийся »спорт» — большая редкость, которая ценится знатоками. В России за »живой» мотоцикл первых лет выпуска иногда просят и больше $1000! Впрочем, это действительно особенный мотоцикл, который в наше время является настоящим эксклюзивом из советского прошлого.

Roma-Urraco › Блог › Интересные находки: ранний Иж Планета Спорт 1974-го года выпуска

Об Иж Планета Спорт я уже однажды подробно писал в материале про 3 самых быстрых мотоцикла в СССР. Теперь же появился хороший повод рассказать о нем в рубрике «Интересные находки». Недавно мне на глаза попался один очень примечательный экземпляр «ПСа». Речь идет о редкой машине 1974-го года выпуска — самого первого, когда эта модель официально поступила в торговую сеть.

Разработки опытных и экспериментальных Иж ПС начались еще в 1971 году, а пилотная опытно-промышленная партия (500 экземпляров) этих мотоциклов была собрана в 1973-м, но она не предназначалась для свободной продажи.

В 1974-м их выпустили совсем немного, а до наших дней уцелели единицы, тем более — в таком хорошем, практически 100% оригинальном состоянии. Данный экземпляр имеет номер рамы 3667: самый ранний из тех, что я встречал на просторах интернета. При этом пробег составляет лишь 6 тысяч километров.

Ранние Планеты Спорт 1974-го года выпуска имели целый ряд характерных особенностей конструкции и комплектации, из-за которых такие мотоциклы особенно ценятся фанатами модели и коллекционерами.

Вот их краткий список:

Первый вариант крепления двигателя — мягкий, на резиновых демпферах
Особое «веерное» оребрение головки цилиндров
Карбюратор Mikuni АЕХ (Япония)
Первоначально устанавливающиеся отечественные указатели поворотов (с базовых мотоциклов Планета-3 и ИЖ Юпитер-3, отличающиеся хромированием)
Глушитель прямой
Воздушный фильтр «Filtrak» А 105/153- 1500 TGLN 39-474 (ГДР)
На части мотоциклов (в основном — на экспорт) — стояли шины зарубежного производства «Barum» (Чехословакия) и «IRC» (Япония)
Зеркало заднего вида с торцевым креплением на руле (с базового ижевского автомобиля Москвич-408) к концу 70-х годов перемещается на хомут крепления рычага сцепления
Самоклеющиеся надписи на баке и инструментальных ящиках
Спидометр с мотоцикла «Паннония» — Т4 или Т5 (Венгрия), «Veglia Borletti» (Италия)
Первый отечественный мотоциклетный генератор с напряжением в сети 12 вольт (ГП-1)

Зарубежное электрооборудование и светотехника:

Комбинированные переключатели на руле от японского мотоцикла «Honda» CB350 и соответствующие им рычаги сцепления и ручного переднего тормоза
Звуковой сигнал «Nikko» YPL 1400 (Япония)
Задний фонарь «Stanley» (Япония)
Оптический элемент фары с мотоцикла «Паннония» — Т5 (Венгрия), позже западногерманская «Hella» 1A7 001.140.01. Для стран с левосторонним движением — фирмы «Lucas»
Замок зажигания PAL (Чехословакия) с мотоцикла «Jawa»
Свеча зажигания «Magneti Marelli» CW8N (Италия)
Светоотражатели на передней вилке «Stanley» RR 30 SAE B67 (Япония)
Зарубежные аккумуляторные батареи (Япония)
Оригинальное (с креплением в фаре) реле поворотов (12 вольт)

Не удивительно, что даже при цене в 1500 долларов, этот экземпляр очень быстро нашел нового владельца — объявление не провисело и недели.

А во времена СССР, «Спорты» на первых порах продавались за 1005 рублей — дороже, чем легендарная Jawa 350 из Чехословакии. Среди советских мотоциклистов наиболее высоко котировались ПС именно первых лет выпуска, которые немало стоили даже в подержанном состоянии и с приличным пробегом.

Максимальная скорость ИЖ Планета Спорт составляла 140 км/ч, а от 0 до 100 км/ч аппарат разгонялся за 11 секунд: подобной динамикой не мог похвастаться ни один серийный мотоцикл в Советском Союзе.

Планета Спорт также имела эффектную внешность, которая во многом напоминала японских и европейских одноклассников тех лет. Однако, слабый спрос (из-за высокой цены) и нестабильное качество (особенно в 80-х годах) вынудили ИЖевский мотозавод свернуть выпуск модели в 1984-м году.

Также в моем блоге можно почитать об оригинальном кастом-скрэблере на базе Планеты Спорт, который был построен в мастерской Юрия Шифа.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector