Autoparts-remix.ru

Автомобильный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Госты отменили или нет

Почему Росстандарт отменил основные ГОСТы по BIM?

Оставляя без комментариев противоправный и даже скандальный характер действий рабочей группы и апелляционной комиссии Росстандарта, сопутствующих этому решению, посмотрим на ситуацию с точки зрения основных смыслов, посылов, принципов, предлагаемых отмененными стандартами.

Стандартизация сегодня

Печальный факт, который тем не менее следует признать: сегодня в сфере применения технологий информационного моделирования, разработке методологии и стандартизации в BIM Россия не является признанным мировым лидером. Однако наряду с другими развитыми странами Россия участвует в работе ISO, голосует и поддерживает принципы опережающей стандартизации, предполагающей установление повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее планируемое время. В этом смысле абсолютно адекватным сегодняшним требованиям и вызовам является сам факт закрепления в национальных стандартах тех положений, которые еще не получили широкого распространения в нашей стране. Это прекрасный стимул и возможность для развития.

Именно технические комитеты, объединяя на добровольной основе представителей профессионального сообщества, призваны способствовать повышению эффективности работ по национальной, межгосударственной и международной стандартизации, обеспечивая внедрение лучших отечественных и мировых практик и достижений. Как видно, в случае с отменой ключевых стандартов руководство профильного подкомитета изменило данным принципам.

С 2017 года в России представлена международная некоммерческая организация buildingSMART, действующая на базе ассоциации НАИКС. Она занимается разработкой открытых стандартов цифрового строительства, которые становятся международными стандартами через ISO. НАИКС работает в технических комитетах и помогает вводить международные стандарты в российскую практику.

История отмененных стандартов и их прародителей – серия ISO 1650

Итак, приказом Росстандарта отменены ГОСТ Р 58439.1-2019 «Организация информации об объектах капитального строительства. Информационный менеджмент в строительстве с использованием технологии информационного моделирования. Часть 1. Понятия и принципы» и ГОСТ Р 58439.2-2019 «Организация информации об объектах капитального строительства. Информационный менеджмент в строительстве с использованием технологии информационного моделирования. Часть 2. Стадия капитального строительства».

Данные стандарты подготовлены и введены на основе соответствующих стандартов серии ISO 19650 как неэквивалентные. Дата ввода в действие – 1 сентября 2019 года. С учетом того, что исходные стандарты были приняты лишь в декабре 2018 года, следует поблагодарить российских разработчиков АО «НИЦ «Строительство» за оперативность и масштабную проделанную работу, в том числе по согласованию текстов в профильном техническом комитете.

Вспоминаю последнее заседание по обсуждению поправок и замечаний к тексту, когда настоящая кропотливая работа в очном режиме, в спорах и дискуссиях продолжалась целых пять с половиной часов, но в результате оставила всех участников удовлетворенными, если не сказать счастливыми от осознания важности содеянного.

Источники наших стандартов «с непростой судьбой» – ISO 19650 (части 1 и 2) — это два первых стандарта, посвященных ИНФОРМАЦИОНОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ с применением BIM, которые стали плодом сложнейшей работы по достижению консенсуса международной команды ISO. При очевидном разнообразии практик и подходов к регулированию строительства в разных странах удалось достичь приемлемых для всех формулировок.

Первая часть стандарта определяет основные понятия и принципы, закладывает основы, задает общий язык, который позволит профессионалам всего мира, работая как внутри страны, так и в международных проектах, понимать друг друга без длительной адаптации и настройки общих словарей. Вторая определяет работу на стадиях создания капитальных объектов. В разрабатываемых сейчас и подготовленных к публикации частях стандарта речь пойдет об информационной безопасности, информационном менеджменте стадии эксплуатации возведенного актива и др. В этом смысле совокупность данных стандартов представляет собой целостную систему, которой так не хватало в данной области стандартизации.

Интересна история появления самих ISO 19650. В них за основу взята серия британских стандартов PAS -1192 (BS -1192), разработанная для обеспечения действия британского BIM-мандата на все проекты центрального госзаказа с апреля 2016. Некоторые из этих стандартов уже имели довольно длительную предысторию и были опробованы на практике на сотнях проектов. Так что несмотря на новизну, стандарты имеют солидную практическую основу.

С момента введения в действие ISO 19650 действие соответствующих британских стандартов серии 1192 в Великобритании было прекращено. Британский рынок перешел на международные BS EN ISO 19650.

Основные положения отмененных ГОСТов

Первый стандарт вводит целый пакет новых терминов как общего плана — «точка принятия ключевого решения», «матрица ответственности», «группа по задаче», — так и специфических для управления информацией, таких как «требования к информации по проекту», «корпоративные требования к информации», «требования к обмену информацией», «информационная модель», «информационный контейнер» и другие.

Следует отметить, что часть терминов данных стандартов уже хорошо знакома российским пользователям, применяющим BIM. А именно «среда общих данных» (CDE), «план реализации задач информационного моделирования» (BEP) упоминаются в действующих СП 333, 404 и других.

Вводятся понятия «информационная модель проекта», когда речь идет о создаваемом объекте, и «информационная модель актива», когда речь идет о существующем объекте и применении информации для обеспечения эксплуатации и технического обслуживания.

Основные положения стандартов нацелены на организацию коллективной работы, скоординированное взаимодействие всех участников. (Здесь и далее цитаты из отмененных стандартов).
«Информационная модель актива (AIM) и информационная модель проекта (PIM) являются структурированными хранилищами информации, необходимыми для принятия решений на протяжении всего жизненного цикла актива… Как модель AIM, так и модель PIM могут включать в себя структурированную и неструктурированную информацию. Примерами структурированной информации являются цифровые информационные модели, календарные графики и базы данных. Примерами неструктурированной информации являются документация, видеозаписи и аудиозаписи». Как видно, основополагающие определения не противоречат сложившейся в настоящее время практике работы, когда мы вынуждены совмещать структурированные BIM-данные с другими видами информации, неотъемлемой для разработки проектов.

Например, текстовая пояснительная записка в PDF не является структурированной информацией, но является частью информационной модели – информационным контейнером или его составляющей.
Еще одним основополагающим принципом является необходимость для заказчика осознавать, зачем ему нужна информация и что предполагается с ней делать.

«Заказчик работ должен понимать, какая информация требуется в отношении его активов или проектов, чтобы формулировать свои корпоративные или проектные цели. Эти требования могут исходить как от его собственной организации, так и от внешних заинтересованных сторон. Заказчик работ должен иметь возможность сформулировать эти требования к другим организациям и отдельным лицам, для которых они предназначены». Именно в этой сфере, на мой взгляд, сегодня должны быть сфокусированы основные усилия рынка и государственного заказчика, чтобы получить максимум от внедрения информационного моделирования.

Основными аспектами управления информацией стандарт называет:
— определение требований к информации – какая информация и кому нужна;
— планирование доставки информации — кто ее должен произвести и в какой момент;
— доставка информации – сам акт доставки и сопутствующие моменты.

Второй стандарт адресован специалистам, вовлеченным в производство и управление информацией на стадии капитального строительства, управление закупками, формирование требований к информации и поддержка коллективной работы, проектирование, строительство, эксплуатацию, обслуживание и вывод активов из эксплуатации, управление эффективностью эксплуатации активов.

Итак, уважаемый читатель, усмотрели ли вы в прочитанном выше некий криминал, требующий немедленной отмены ГОСТов? Вот и я тоже не вижу. При этом понимаю, что читать эти документы впервые непросто, но это верно практически для всех стандартов ISO. Именно по этой причине отдельные страны разрабатывают национальные дополнения к стандартам и многостраничные методические рекомендации. Именно это основной цивилизованный путь адаптации передовых документов к локальным требованиям и условиям различных стран.

Что не нравится оппонентам?

Из многочисленных обращений БИМ Ассоциации в разные инстанции, а также из письма привлеченной к разборкам тверской строительной компании можно заключить, что их волнуют два обстоятельства: якобы имеющиеся противоречия между определением информационной модели в отмененных стандартах и Градкодексе (после поправок из 151-ФЗ), а также само понятие «информационного контейнера».

Читать еще:  Шланг гура уаз патриот

Никакого обсуждения данных (мнимых) противоречий в ПК 5 не проводилось, ни внутри, ни с помощью внешних экспертов, хотя полномочия БИМ Ассоциации и их положение в руководстве подкомитета позволяли это сделать десятки раз. На мой взгляд, именно для решения таких спорных, неоднозначных моментов и существуют технические комитеты. Я же позволю себе провести такой экспресс-анализ.

В соответствии с п.10.3 Градкодекса «информационная модель объекта капитального строительства (далее — информационная модель) — совокупность взаимосвязанных сведений, документов и материалов об объекте капитального строительства, формируемых в электронном виде на этапах выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и (или) сноса объекта капитального строительства».

В отмененных стандартах вообще отсутствует определение «информационная модель объекта капитального строительства». Смотрите выше – есть просто «информационная модель», а есть ее воплощения PIM и AIM. Проект и объект капитального строительства – это одно и то же или все-таки разные сущности?

Перерыв все справочники и словари русского языка, я не нашла лобовых противоречий между «взаимосвязанными сведениями, документами и материалами» и совокупностью информационных контейнеров, определенных выше. Кстати, в настоящее время вместе с остальными стандартами серии ISO 19650 разрабатываются два стандарта ISO 21597 (1 и 2), призванные описать информационные контейнеры, чтобы их сборку и распаковку осуществлять в автоматическом режиме. То есть о связанности и зависимости содержимого можно не беспокоиться.

Следуя логике БИМ Ассоциации, очевидно, что все эти будущие стандарты тоже должны быть проигнорированы в России и, очевидно, заменены на какие-то другие стандарты. Наверное, разработки БИМ Ассоциации. Однако знакомство с ранее подготовленными стандартами от лица этой организации (оговорюсь, за собственные средства) вызывает чувство глубокого недоумения и ощущения отсутствия у разработчика сколько-нибудь значимого понимания основных трендов в стандартизации цифрового взаимодействия в строительстве. Только по счастливой случайности два наиболее одиозных стандарта от БИМ Ассоциации с терминами, определениями и основными положениями так и не были приняты.

Что мы будем делать, несмотря ни на что?

Реакция некоторых уважаемых членов профессионального сообщества на отмену указанных стандартов была довольно прохладной: «Да кто их читал, эти стандарты! Какой в них прок, какая польза? Отменили и правильно, никто ими не пользовался».

Я могу принять такие возгласы от некоторых практиков, которые далеки от методологии и работы на больших проектах. И всего-то четыре месяца действия сложных необязательных стандартов! И соглашусь, что ISO 19650 и, следовательно, ГОСТы серии 58439 трудно назвать приятным чтивом на ночь. Однако это действительно основные стандарты, закладывающие фундамент целой системы.

Для внедрения этих стандартов, осмысления их положений, адаптацию, привязку к российским условиям мы, в российском отделении buildingSMART, готовим программу профессиональной сертификации по BIM. Положения стандартов ISO 19650 являются основополагающими, по мнению buildingSMART International. Поэтому как при наличии ГОСТ, так и в их отсутствие понимание основ и положений данных стандартов станет доступным для сотен и тысяч участников программы. Обучающие организации, проводящие подготовку к международному экзамену, получат необходимые материалы и базу знаний и смогут обеспечивать передачу знаний широкому кругу участников рынка.

Я рассчитываю, что неправомерные действия Росстандарта, спровоцированные БИМ Ассоциацией, будут расследованы и получат соответствующую оценку. А приказ об отмене стандартов сам, в свою очередь, будет аннулирован.

И еще. Мой ответ на вопрос в заголовке: НЕ ПОНИМАЮ.

Король Марина Георгиевна,
Зам. председателя российского отделения buildingSMART,
Генеральный директор консалтинговой компании «Конкуратор»

Жизнь вне стандартов. Почему в России отказываются от советских ГОСТов

Виктория Романова, Ксения Чемоданова

Старые ГОСТы мешают развитию конкурентоспособной экономики и нуждаются в трансформации, считают представители Росстандарта. Ведомство уже анонсировало масштабную отмену десяти тысяч ГОСТов. «Бизнесу и развитию экономики мешают устаревшие требования, и здесь слабым звеном являются советские ГОСТы — государственные стандарты, принятые до 1991 года», — отметил глава Росстандарта Алексей Абрамов в интервью «РИА Новости».

Чиновник подчеркнул, что сейчас, большинство требующих обновления стандартов относится к сфере добровольного применения. По его словам, пару лет назад Росстандарт уже проводил реформу в этом сегменте. «С 2012 года мы уже сократили средний возраст национального стандарта с 21 до 17 лет. В 2021 году по поручению министра промышленности и торговли Дениса Мантурова мы доведем этот показатель до 11 и даже десяти лет», — пояснил Абрамов, добавив, что в итоге в экономике останутся лишь ГОСТы последних лет.

Борьба с советским наследием

Сегодня ГОСТ представляет собой систему характеристик, которым должны соответствовать товары и услуги. Так, в первый свод требований к продукции появился в СССР еще в 1926 году и относился к хлебобулочным изделиям. Затем ГОСТы начали добавлять по мере регистрации новых товаров. Чтобы какой-либо продукт получил пометку ГОСТ, он должен сначала пройти лабораторные исследования и сертификацию. Таким образом продукция признавалась качественной и безопасной для потребителя, объяснил в разговоре с «360» врио первого заместителя директора ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» Сергей Хотимченко.

Свежо и пусто. Как блок на просрочку сократит ассортимент магазинов

«Несомненно, нужно пересматривать ГОСТы. За последние десятилетия существенно поменялось сырье, появились новые пищевые стандарты и технологии производства. Тем не менее те, что создавались еще в СССР, не были такими уж и плохими. Они служили эталоном качества и гарантией безопасности для потребителя. Поэтому полностью государственный стандарт отменять нельзя. Без этого невозможно наладить эффективное производство и работу — есть нормативы, по которым живут практические все производства в стране», — заметил собеседник «360».

Согласно официальной статистике, сейчас в стране насчитывается порядка 43 тысяч ГОСТов. Они регулируют как пищевую, так и техническую продукцию. Во всех отраслях показатель имеет рекомендательный характер. Исключение составляют только товары, относящиеся к военно-промышленному комплексу и защите государственной тайны. Примечательно, что производитель может нанести на свою упаковку ложный или вообще несуществующий ГОСТ. По этой причине Росстандарт сейчас разрабатывает штрафы для недобросовестных предприятий.

Моральное старение

Часть ГОСТов уже невозможно соблюдать, поскольку технологии производства существенно изменились. К примеру, в хлебной промышленности требования госстандарта не могут быть выполнены, так как оборудования для производства хлеба по советским меркам уже не существует, говорят в Роскачестве. По оценкам ведомства, пересмотр стандартов необходим для того, чтобы приблизить качество выпускаемой продукции к запросам потребителя.

Таможня не дает добро. Почему детское питание может исчезнуть с полок магазинов

На деле при создании гражданской продукции производители и так не ориентируются на ГОСТы, отмечает в беседе с «360» химик-технолог в пищевой промышленности Сергей Белков. По его словам, многие ГОСТы безвозвратно устарели, поэтому равняться на них не имеет смысла. «У нас сейчас действует технический регламент, который, в отличие от ГОСТов, устанавливает обязательные условия изготовления, хранения, перевозки и реализации товаров. Этот свод правил максимально приближен к реалиям и согласован с европейским пищевым законодательством. Поэтому советские ГОСТы нужно, если не отменять, то хотя бы серьезно модернизировать», — уверен эксперт.

Помимо технического регламента, качество продукции регулируют технические условия (ТУ), добавляет Белков. Эти правила пишутся каждым предприятием самостоятельно, но должны отвечать всем требованиям безопасности. «По сути, не имеет разницы, какой продукт покупает потребитель — сделанный по ГОСТу или по ТУ. При любом раскладе он не застрахован от некачественного продукта, поэтому лучше ориентироваться на состав, а не на значки на упаковке», — советует технолог.

К слову, в ресторанной сфере на ГОСТы также не обращают особого внимания. Как подчеркнул в разговоре с «360» владелец сети ресторанов «Мясо& Рыба» Сергей Миронов, сейчас в системе общепита ситуация складывается более чем неоднозначная. «Действующие нормы того же СанПиНа давно уже устарели и должны быть сокращены до минимальных или переведены в разряд рекомендательных. Эта же причина касается и ГОСТов, на которые мало кто ориентируется ввиду их архаичности. Их необходимо привести к международной норме и правилам рынка — только при таком варианте они будут полезны для ресторанного бизнеса», — заметил ресторатор.

Читать еще:  Горит чек на соболе

ГОСТы отменяют: какими будут новые стандарты?

Росстандарт начал ревизию советских ГОСТов — они перестали отвечать потребностям рынка и не охватывают множество современных товаров. На смену им придут новые национальные стандарты. Глава ведомства Алексей Абрамов рассказал, зачем и как именно изменятся требования для российских производителей.

Слишком мягкие стандарты

Необходимость ревизии ГОСТов продиктована тремя причинами. Одна из них — мягкость стандартов, принятых в СССР. Например, советский ГОСТ на консервированную овощную икру разделял продукт по сортам в зависимости от сезонности и сырья, предписывал органолептические (по вкусу и запаху) характеристики в зависимости от сорта и показателей пищевой ценности. А современный ГОСТ уточнил качественные характеристики продукта и ввел более жесткие требования по допускам.

По словам главы Росстандарта, советские и современные ГОСТы — это совершенно разные документы не только по содержанию, но и по идеологии. «Заказчиком советских ГОСТов было только государство, поэтому они во многом консервировали возможности советской экономики. Сегодня во всем мире и у нас только часть нормативно-технических документов заказывает государство. Как правило, они требуются под конкретные проектные задачи. А вот основным локомотивом в стандартизации должны быть компании, стремящиеся быть конкурентоспособными», — сказал Абрамов в интервью «Российской газете».

ГОСТы без учета мнений

По иным принципам, когда заказчиком стандарта выступало только государство, принято порядка 10 тысяч общесоюзных документов — тогда задачи достижения консенсуса с отраслями вообще не стояло. И это еще одна причина необходимости их пересмотра. Магазинное молоко: какое настоящее?

«Мы с вами помним, что в девяностые годы какое-то время все по инерции продолжало работать по прежним правилам. Так и эти стандарты из плановой экономики СССР автоматически переместились в разряд национальных. Но нужно помнить, что эти документы разрабатывались в совершенно другой системе. Поэтому в условиях современной модели экономики весь этот багаж нужно пропустить через экспертную отраслевую оценку всех технических комитетов… Не случайно в мировой практике действует правило оценивать актуальность стандарта не реже чем раз в пять лет», — сказал Абрамов.

По его мнению, каждый технический комитет ведомства должен максимально учитывать интересы всех, кого затрагивают разрабатываемые стандарты: «Как правило, известно, сколько предприятий производят конкретную продукцию в отрасли. Их может быть три или три тысячи — и все они в идеале должны быть вовлечены в обсуждение. А еще необходимо привлечь туда науку, экспертов, профильные ведомства, которые помогут «вываривать» в техническом комитете наиболее взвешенные решения….».

На поводу у бизнеса?

Пока есть сложность — необходимо разграничить сферы деятельности технических комитетов, чтобы они не пересекались между собой и отражали интересы всех референтных групп. При этом для принятия стандарта в итоге должен быть достигнут консенсус во в технических комитетах. А роль национального органа по стандартизации как рефери, заключается еще и в том, чтобы поддержать интересы общественности.

Чтобы исключить вероятность «продавливания» нужного стандарта крупными игроками, Росстандарт планирует организовать работу не только внутри комитетов, но и «прицепить» к ним группы наблюдателей из числа небольших компаний, которым интересно знать, куда движется стандартизация в их области.

А чтобы ведомство не упрекали в пособничестве бизнесу, который «на что только не пойдет ради прибыли», планируется привлечь в наблюдатели и СМИ, и активных потребителей. «Чтобы все знали, чем занимаются технические комитеты. Это не должна быть кулуарная история, где собрались ты, да я, да мы с тобой и решили, какие будут ГОСТы. Часть технических комитетов нужно «раскачать» и заставить думать не только про то, как стандарт будет работать в бизнесе, но и как он повлияет на потребителей», — заверил Абрамов.

Старые ГОСТы не подходят

Это третья, самая очевидная причина необходимости разработки новой системы стандартизации потребительской продукции. С каждым годом появляется все больше новых товаров, о которых в советское время и не догадывались.

Стандартизация по-новому

По словам главы ведомства, это не столько новые стандарты, сколько новый подход к их выработке: «То есть это платформа и для управления национальной системой стандартизацией, и для организации качественной отраслевой и бизнес-коммуникации на рынке».

«Все установленные процедуры должны происходить в этой системе, мы убираем все бумажные способы взаимодействия. Хотите обмениваться комментариями, голосовать — пожалуйста. В Росстандарт тоже одним кликом отправляете — и мы все документы получаем. Кроме того, мы сможем раньше понимать, что комитет не справляется, люди не заинтересованы в качестве работы и необходимо вмешаться», — пояснил глава Росстандарта.

Уже проведена предварительная оценка объема стандартов, требующих пересмотра. Получилось несколько условных групп. Одна — морально устаревшие, которые касаются уже давно никем не выпускаемой продукции. Вторая — «вечные» документы, касающиеся устоявшихся технологических требований, которые не поменяются даже в цифровой экономике. Здесь требуется свежий анализ и подтверждение актуальности.

Самая сложная — последняя группа документов. Это стандарты, которые необходимо принципиально переработать. Такие документы не устарели окончательно, но нуждаются в адаптации к современным реалиям.

Что станет с ТУ?

«Мы спокойно относимся к ТУ, которые разрабатывают производители, если, конечно, они не противоречат минимальным требованиям безопасности. Это проверяют испытательные лаборатории и органы по сертификации, это наша совместная ответственность с Росаккредитацией», — сказал глава Абрамов.

Но все-таки, по его словам, больше уверенности в качестве дадут именно национальные стандарты, потому что эти документы — «результат глубокой экспертизы и консенсуса в отрасли».

А что касается судьбы ТУ, то ведомство подготовило законопроект, который позволит проводить их экспертизу в тех же технических комитетах, что занимаются подготовкой ГОСТов.

«Сейчас в Национальную систему стандартизации попадают только ГОСТы, а стандарты организаций и технические условия существуют сами по себе. И получается, что между практикой на предприятиях и национальной системой — пропасть. Мы хотим сделать мостик, чтобы «хорошие» ТУ, которые прошли экспертизу в технических комитетах, могли становиться частью национальной системы», — пояснил необходимость нововведения глава Росстандарта.

Если инициатива будет реализована, то владелец ТУ получит обязательство раскрыть его содержание, а другие производители в случае утверждения документа Росстандартом смогут по желанию начать его применять.

В этом есть выгода и для разработчиков ТУ. «Компании с хорошей практикой разработки стандартов нам говорят: «Включите, пожалуйста, в ваш фонд наши документы, у нас много поставщиков, и чтобы мы каждый раз с ними не объяснялись, по каким требованиям мы работаем, мы будем ссылаться на документ из фонда»», — привел один из аргументов глава ведомства.

Однако для ТУ останутся некоторые ограничения. Нельзя будет ссылаться на них в госзакупках и нормативных актах.

ПоГОСТ реформы

Краткая история отказа России от системы госстандартов

Реформы в России часто идут не столь успешно, как этого хотелось бы чиновникам. Громкие цели и почти всякое отсутствие результата — таково, к примеру, краткое содержание реформы системы ГОСТов, которая стартовала еще в 2002 году. Администрация президента Дмитрия Медведева, отчаявшись, предлагает просто скопировать все лучшее у соседей. В противном случае реформирование системы ГОСТов в России затянется даже не на годы и десятилетия, а на столетия.

Название Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), созданного в 2003 году, в текущем, 2009 году чаще звучало не в связи с реформой ГОСТов, а в связи с делом о мошенничестве. В Дорогомиловском суде Москвы слушалось дело о попытке продажи должности руководителя Ростехрегулирования. Мошенники предлагали московскому бизнесмену, который проходил по делу потерпевшим, купить вожделенную должность за 17 миллионов рублей. Все это время «вакантную» должность занимал Григорий Элькин — он, естественно, знать не знал, что его креслом торгуют.

Читать еще:  Бсз на иж юпитер 3 6 вольт

Впрочем, кресло это действительно может оказаться вакантным, либо вовсе исчезнуть. В ноябре президент России Дмитрий Медведев выразил недовольство по поводу работы Ростехрегулирования, заявив, что это ведомство стоило бы распустить. Причиной столь резкого высказывания стала ситуация с законом «О техрегулировании» — основным документом, регулирующим реформу ГОСТов в России. Медведев полагает, что необходимо «предложить радикальные меры по изменению правил, касающихся издания норм технического регулирования», и даже не исключает, что для решения проблемы может потребоваться отмена закона. «Здесь беда какая-то», — констатировал президент. Лучше и не скажешь.

Бедовая реформа

Ростехрегулирование — это бывший Госстандарт, сменивший вывеску в начале 2000-х совсем не зря. Дело в том, что федеральное агентство разрабатывает государственные стандарты — ГОСТы (вернее — национальные стандарты, но об этом ниже), без которых в России нельзя ни строить, ни заворачивать консервы, ни рубить мясо. ГОСТов в России (так называемых ГОСТ Р) — десятки тысяч, и агентство утверждает по доброй сотне новых ежемесячно. Между тем, систему ГОСТов в России планировали заменить техническими регламентами еще в 2002 году, когда и был принят новый закон о техническом регулировании.

Предполагалось, что закон заменит 170 тысяч существовавших на тот момент ГОСТов несколькими сотнями техрегламентов — обязательных, но регулирующих лишь минимальные требования к безопасности товаров. Однако национальные стандарты, большинство из которых были приняты еще в СССР, закон «О техрегулировании» не отменил, оставив на переходный период (до принятия соответствующих технических регламентов) их обязательными к исполнению.

Освобождение предприятий от устаревших стандартов должно было сделать их более конкурентоспособными. Не вышло.

В законе «О техрегулировании» было указано, что производители могут декларировать соответствие своей продукции стандартам без обязательной сертификации. Однако до 78 процентов всех производимых в России товаров до сих пор подлежат обязательной сертификации. Ежегодно перечень продукции, подлежащей как сертификации, так и декларированию, ежегодно готовит Минпромэнерго и утверждает правительство. Непосредственно сертификацией занимается обширная сеть в системе ГОСТов — аккредитованные Ростехрегулированием 1100 органов по сертификации и 2500 испытательных лабораторий.

Сейчас правительство раздумывает сократить эту долю до 54 процентов, заменив остальное добровольной для компаний декларацией соответствия. Стремиться действительно есть к чему. В Евросоюзе доля сертифицируемой продукции составляет 15 процентов.

Против закона «О техрегулировании», в частности, резко выступили как само Ростехрегулирование, так и строительные организации, потребовавшие отмены закона. В 2007 году Госдума внесла в закон поправки, воскресившие ГОСТы. С тех пор Ростехрегулирование и вся система стандартизации начала восстанавливать свои позиции, хотя и техрегламенты никуда не исчезли (переход на техрегламенты, к примеру, одно из требований ВТО к будущим участникам).

В апреле 2008 года глава Ростехрегулирования Григорий Элькин заявил о намерении разработать проект закона «О стандартизации», регламентирующего порядок разработки и утверждения национальных стандартов. Газета «Коммерсант» сочла это окончательным провалом реформы техрегулирования и возвратом к советской модели ГОСТов.

Уже летом 2008 года замглавы Ростехрегулирования Сергей Пугачев в интервью газете «Время новостей» утверждал, что в техрегламентах выделены обязательные требования, которые необходимо соблюдать, и не более того. А как их достигать и проверять результаты — отражается в нормативных документах более низкого уровня, то есть в ГОСТах. «Я хочу сказать о том, что техрегламент … не самодостаточный документ. Он все равно должен работать в окружении стандартов, о которых мы говорим. Он не заменит эти стандарты», — пояснил тогда Пугачев.

С введением техстандартов отпала бы необходимость в обязательном получении сертификатов соответствия продукции. Это, по мнению Сергея Пугачева, на практике бы привело к «отказу от проверки продукции компетентными независимыми организациями до ее выпуска в обращение». Техстандартам же должен соответствовать лишь итоговый продукт.

Короче говоря, реформа ГОСТов забуксовала. С 2002 по 2008 год были приняты всего два техрегламента, «О безопасности выбросов автотранспорта» и «О требованиях к бензинам», хотя на разработку техрегламентов было выделено 500 миллионов рублей (параллельно, правда, было принято 2 тысячи новых стандартов). В 2008 и 2009 годах ситуация несколько улучшилась — на сегодня в России действует 11 регламентов. Всего же нужно принять около 600 технических регламентов. Не сложно подсчитать, что даже если принимать их по 6 штук в год, то на полный переход от ГОСТов к техрегламентам уйдет 100 лет, учитывая, что их должна одобрять Госдума.

Ростехрегулированию отчасти и самому выгодно сохранение системы стандартов, которая позволяет агентству вполне официально торговать документами, хотя бы и через ФГУП «Стандартинформ». Проблема в том, что разработка стандартов на данный момент является основной функцией агентства, а не дополнительными услугами, чтобы на них можно было подрабатывать. Впрочем, заставить Ростехрегулирование отказаться от прибыльного бизнеса никто пока так и не смог.

Перезагрузка

По словам замглавы Ростехрегулирования Сергея Пугачева, летом 2008 года для того, чтобы «молочный продукт дошел до прилавка, у нас задействовано 503 стандарта, начиная с требований к кормам, удобрениям, ветеринарным препаратам и так далее, включая 188 стандартов на молочную продукцию» («Время новостей»).

В декабре Дмитрий Медведев вновь потребовал от правительства активизировать работу по принятию техрегламентов. «Законопроект («О техрегулировании» – прим «Лента.Ру») оказался нежизнеспособным, и задача ответственных людей это честно признать», — подчеркнул глава государства.

Интерес у Медведева к техрегламентам возник не случайно: на технические регламенты в России возлагают большие надежды. В том числе и президент, который, как известно, выступает за энергосбережение. Последнее можно обеспечить, например, включением во все новые техрегламенты требования энергоэффективности: не прошедшее экзамен оборудование постепенно запретят.

Подобные попытки внедрения инноваций уже были: принятый техрегламент на транспортные средства тоже должен помочь распространить перспективную, с точки зрения российских властей, технологию ГЛОНАСС. Навигаторами, работающими с этой системой, должны быть обязательно оснащены автобусы и грузовики. Это поможет спасателям, к примеру, на случай аварии автобуса в сельской местности — найти его будет легче. Не нравится ГЛОНАСС — пользуйся навигатором GPS, но, будь добр, установи ГЛОНАСС в нагрузку.

Как бы то ни было, Медведев вспомнил о забуксовавшей разработке техрегламентов весьма кстати. Дело в том, что формально правительство уже и сроки поджимают. Систему стандартов закон «О техрегулировании» должен был заменить уже с 1 июля 2010 года.

Заметив интерес Медведева к реформе, к президенту обратились бывшие руководители Госстандарта, предложив просто вернуться к советской системе ГОСТов, одновременно отменив закон «О техрегулировании». Они утверждают, что советская система стандартов признана одной из лучших в мире. Поэтому, полагают эксперты, вместо реформы техрегулирования необходимо было провести модернизацию советских стандартов.

Тем временем администрация Медведева, похоже, нашла выход из положения. В Госдуму был внесен проект поправок в закон «О техрегулировании», которые позволяют правительству вводить временные правила техрегулирования, уже действующие в ЕС или у партнеров по Таможенному союзу — Белоруссии и Казахстана (Астана, кстати, приняла уже 50 техрегламентов, значительная часть которых списана с документов ЕС). Все эти временные правила будут работать до принятия российских регламентов. Поправки президента, как обещают в Думе, будут приняты в ускоренном режиме: за неделю.

Поправки Медведева проблемы с переходом от стандартов к регламентам не решают, как и не являются прививкой от подтормаживания реформы. В Ростехрегулировании уже заявили, что прямое заимствование «чужих» техрегламентов — невозможно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector