Autoparts-remix.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Долго не выключается вентилятор охлаждения

Не включается вентилятор охлаждения или не выключается: возможные причины и способы решения

Работа ДВС сопровождается большим выделением тепла, которое отводится при помощи системы охлаждения и частично благодаря моторному маслу. Система охлаждения отводит тепло при помощи жидкости (антифриза), радиатора, а также вентиляторов, которые помогают поддерживать правильную температуру двигателя и избегать перегрева.

Когда один из узлов системы охлаждения перестает работать как надо, существует риск перегрева двигателя (локального или полного), поэтому при первых поломках следует принять меры. В этой статье вы узнаете почему не включается вентилятор охлаждения, что с этим делать и как решить данную проблему.

Для чего нужен вентилятор охлаждения?

Я не буду углубляться в теорию и детали данного процесса, я, думаю, информации более чем достаточно. Если коротко, то вентилятор нагнетает поток воздуха, который отводит тепло от нагретых сот радиатора при повышении температуры ОЖ. Когда автомобиль двигается, встречный поток воздуха выполняет роль вентилятора и с лихвой компенсирует его. Однако если вы едете не быстро или стоите на месте, то встречного потока воздуха будет мало для полноценного охлаждения антифриза. Вентилятор представляет собой круг с большими пластиковыми лопастями, которые приводятся в движение электромотором мощностью 12 Вольт.

Включение и выключение вентилятора контролирует ЭБУ, который руководствуется данными полученными от датчиков температуры ОЖ. Когда антифриз становится слишком горячим, в работу включаются вентиляторы. Если автомобиль двигается, во включении вентиляторов нет необходимости, так как встречного потока воздуха вполне хватает.

Как узнать, что не включается вентилятор?

Прежде всего, следует прогреть мотор до рабочей температуры, затем открыть капот и обратить внимание на переднюю часть радиатора, там вы увидите вентиляторы, которые должны вращаться при условии, что они исправны. Кстати, вращающиеся вентиляторы сложно увидеть, из-за быстрого их вращения они практически незаметны.

Второй признак, что вентиляторы работают — звук работы мотора, он меняется, когда в работу включаются вентиляторы.

Узнать, что не включается вентилятор можно и не выходя из авто. Если стрелка температуры ОЖ поднимается в красную зону, то, скорее всего, у вас проблемы с системой охлаждения, как вариант это может быть неисправный вентилятор охлаждения.

Не включается вентилятор — причины

  • Моторчик. Проблемы с электродвигателем, который приводит в движение вентилятор — одна из возможных проблем. Такая поломка полностью обездвижит лопасти и охлаждение мотора будет нарушено. Проверить работу электродвигателя можно подключив его напрямую к питанию АКБ, в обход бортовой сети. Если после подачи питания напрямую вентилятор обездвижен — скорее всего электромотор вышел из строя и требует замены.
  • Датчик. Если с электромотором все гуд, но вентилятор не крутит, нужно проверить датчик температуры ОЖ (ДТОЖ). Причина может заключаться в том, что датчик неисправен и не сообщает в ЭБУ температуру ОЖ или подает неправильную информацию. Следует проверить ДТОЖ и при необходимости заменить его.
  • Нет питания, обрыв цепи, предохранители. Если вентилятор охлаждения не вращается, проблема может заключаться в банальном обрыве цепи или плохом контакте. Проверьте проводку и контакты, возможно проблема в этом. Также проверьте предохранители, которые имеют отношение к данному узлу.
Читать еще:  Заглушка гбц ваз 2101

Что делать, если вентилятор не выключается?

Случаются ситуации, когда вентилятор не выключается, то есть работает постоянно вместо того, чтобы работать только во время стоянки и после этого как мотор вышел на требуемый температурный режим.

Не включается вентилятор — причины

Сразу отмечу, что постоянно работающий вентилятор — это меньшее зло, нежели ситуация, когда он не включается. Поскольку в случае не включения, вы рискуете перегреть двигатель, а так существует риск преждевременного выхода из строя электродвигателя ну и более длительного прогрева в зимнее время.

  • Неисправен термостат. Если термостат заклинил на малый круг и охлаждающая жидкость после прогрева циркулирует по малому кругу в обход радиатора, температура будет расти и вентилятор будет включаться уже спустя несколько минут после прогрева двигателя. Причем из-за дефицита охлаждения вентилятор не будет выключаться, поскольку температура ОЖ постоянно будет высокой.
  • Контакты реле. Если контакты окислились и «залипли» в положении «вкл», вентилятор будет крутиться постоянно, сразу после того как вы включите питание.
  • Датчик. Случается, также, что ДТОЖ «врет» и вместо реальной температуры показывает намного более высокий градус. В таком случае вентилятор будет не только включаться раньше, но и работать без остановки. Замена датчика решит проблему.

Как доехать домой или до ближайшего СТО, если не работает вентилятор охлаждения?

Если вы установили, что у вас не включается вентилятор охлаждения, следует принять немедленные меры, однако если вы обнаружили это вдали от дома или СТО, то все не так просто. Соблюдайте следующие рекомендации, чтобы доехать к месту назначения с наименьшими потерями.

  1. Если вы находитесь не очень далеко от населенного пункта или ближайшего СТО и у вас МКПП, лучше, конечно, если вас отбуксируют туда с заглушенным двигателем.
  2. Подождите пока мотор остынет, затем попробуйте «запитать» вентилятор от АКБ напрямую.
  3. Если вентилятор не крутится и вам нужно как-то доехать — включите «аварийку» и начинайте движение. При этом следите за температурой двигателя и двигайтесь со скоростью 50-60 км/час. Встречный поток воздуха будет отводить тепло, и она не будет расти. Если же температура растет, прекратите движение и вызывайте эвакуатор или буксируйте авто с неработающим мотором.

Вентилятор охлаждения радиатора не работает или не выключается: что делать

Бесперебойная работа двигателя может быть обеспечена только в оптимальном температурном режиме, именно поэтому системе охлаждения производители моторов уделяют особое внимание. Давно принято в автомобильных двигателях внутреннего сгорания использовать воздушное и жидкостное охлаждение. Воздушное охлаждение устроено довольно просто, и оно представляет собой турбину с крыльчаткой, которая приводится во вращении от коленчатого вала, то есть работает постоянно, пока запущен двигатель. Жидкостное охлаждение значительно сложнее, и оно включает в себя массу элементов. Одним из них является вентилятор охлаждения радиатора, при неправильной работе которого достигнуть эффективного охлаждения мотора не получится.

Зачем нужен вентилятор охлаждения радиатора

Система охлаждения жидкостью подразумевает, что по специальным кругам в двигателе циркулирует охлаждающая жидкость. Первый круг «малый» — он необходим, чтобы быстро прогреть охлаждающую жидкость и довести ее до рабочей температуры. Второй круг «большой», и он отличается от «малого» тем, что включает в себя радиатор, где перегретая жидкость остывает.

Читать еще:  Ваз 21099 установка инжектора

Эффективность охлаждения жидкости при прохождении через радиатор позволяет повысить встречный поток воздуха, возникающий при движении автомобиля. Он проходит через «соты» радиатора, отводя от них тепло, за счет чего более эффективно понижается температура охлаждающей жидкости. Однако при движении на малой скорости или когда двигатель работает на холостом ходу, поток воздуха недостаточен для эффективного охлаждения радиатора. Соответственно, охлаждающая жидкость будет сильно нагреваться при работе, из-за чего может возникнуть перегрев мотора. Чтобы этого избежать, включается в работу вентилятор охлаждения радиатора, который направляет поток воздуха на радиатор и охлаждает его.

Типы приводов вентиляторов охлаждения радиатора

На большинстве легковых автомобилей используется вентилятор охлаждения радиатора с электрическим приводом. Он устроен достаточно просто и состоит из трех ключевых элементов: электродвигатель на 12 Вольт, крыльчатка (крепится на роторе) и провода (подводятся к электрической системе автомобиля).

Поскольку вентилятору охлаждения радиатора требуется работать только в тот момент, когда охлаждающая жидкость перегревается, ему необходим управляющий элемент. Им выступает датчик, контролирующий температуру жидкости. Когда она ниже допустимого значения, вентилятор охлаждения отключен. Если охлаждающая жидкость начинает перегреваться, датчик подает команду на включение вентилятора для снижения ее температуры до допустимых значений.

Обратите внимание: При движении автомобиля вентилятор охлаждения радиатора практически всегда находится в выключенном состоянии, благодаря встречному потоку воздуха, который охлаждает радиатор. Однако в пробке или на холостых оборотах он обязан включаться, чтобы не произошел перегрев мотора из-за высокой температуры охлаждающей жидкости.

Также существуют вентиляторы охлаждения радиатора на механическом приводе, но они получили распространение только на крупных грузовиках, тракторах и другой специальной технике. Вентиляторы на механическом приводе работают постоянно, если не предусмотрена специальная дополнительная муфта сцепления для их отключения.

Что делать, если вентилятор охлаждения радиатора не работает

Убедиться, что вентилятор охлаждения радиатора вышел из строя и не работает, довольно просто. Для этого необходимо запустить мотор автомобиля и дать некоторое время ему поработать на холостом ходу. Когда на приборной панели будет видно, что температура охлаждающей жидкости подходит к критической зоне, датчик сообщит об этом вентилятору радиатора, чтобы тот включился в работу. В этот момент водитель услышит дополнительный шум из-под капота, а открыв его, увидит, что около радиатора крутится крыльчатка вентилятора.

Если температура охлаждающей жидкости дошла до критического значения, а вентилятор охлаждения радиатора не думает включаться, нужно выяснить, почему так происходит. Можно выделить следующие основные причины, из-за которых вентилятор охлаждения радиатора не работает:

Проблемы с электродвигателем. Если электродвигатель вышел из строя, его ротор не будет крутиться, соответственно, крыльчатка не станет вращаться. Проверить работоспособность электродвигателя можно, если напрямую подключить его к аккумуляторной батарее. Для этого потребуется взять два провода, подключить их к двум клеммам аккумулятора и двум выводам электродвигателя. Если вентилятор при прямом подключении «на батарею» не крутится, можно сделать вывод, что требуется замена электродвигателя;

Читать еще:  Что нужно менять на 60000 пробега
  • Проблемы с датчиком. Если датчик не способен определить температуру охлаждающей жидкости и передать сигнал на включение электродвигателя, его потребуется заменить. Чтобы убедиться в его неработоспособности, нужно отсоединить от него два провода и замкнуть их между собой. Если электромотор начнет раскручивать крыльчатку, это подскажет, что датчик неисправен и требуется его заменить;
  • Отсутствует напряжение. Третьей и наиболее распространенной причиной неработающего вентилятора охлаждения радиатора является отсутствие напряжения в цепи его питания. Если случился обрыв в проводах или вышел из строя предохранитель, цепь будет обесточена. Чтобы убедиться в наличии данной проблемы нужно «прозвонить» провода и проверить предохранители.
  • Если вентилятор охлаждения радиатора не включается, обнаружить причину неисправности довольно просто, достаточно выполнить описанные выше проверки.

    Что делать, если вентилятор охлаждения радиатора работает постоянно

    Еще одной проблемой, которая может возникать с вентилятором охлаждения радиатора, является его постоянная работа. Если электродвигатель не выключается или включается слишком рано, когда температура охлаждающей жидкости еще далека от критической зоны, необходимо установить причину подобной неисправности и устранить ее.

    Работа вентилятора охлаждения радиатора без остановки может быть связана со следующими проблемами:

    «Залипли» контакты реле. Если контакты реле зафиксированы в положении «Включен», электродвигатель будет стартовать сразу после пуска мотора автомобиля;

  • Проблема с датчиком. В ситуации, когда электродвигатель вентилятора охлаждения радиатора начал включаться раньше времени, чаще всего виноват датчик температуры. В такой ситуации следует его заменить;
  • Заклинил термостат. Если вентилятор охлаждения радиатора не оснащается отдельным датчиком для контроля температуры, он будет руководствоваться общим показателем. Когда термостат заклинивает и не позволяет охлаждающей жидкости перейти на «большой» круг, она быстро перегревается, и электропривод вентилятора включается. Поскольку жидкость не попадает на радиатор, работает вентилятор «в холостую», и температура охлаждающей жидкости снижаться не будет, что приведет к скорому перегреву мотора. Также возможно заклинивание термостата в промежуточном положении, из-за чего не будет обеспечиваться достаточное охлаждение жидкости, что приведет к постоянной работе вентилятора.
  • Стоит отметить, что постоянная работа вентилятора охлаждения не столь опасна, как его полный выход из строя, но только не в той ситуации, когда проблема связана с заклинившим термостатом и перегревом мотора.

    Вентилятор охлаждения радиатора не работает: как использовать автомобиль

    Если вентилятор охлаждения радиатора вышел из строя, лучше сразу разобраться в чем причина и устранить неисправность. Но проблема может возникнуть внезапно, и водитель должен знать основные правила, как двигаться на автомобиле с отключенным вентилятором, чтобы не произошел перегрев двигателя:

    Попробуйте включить принудительную работу вентилятора от аккумулятора;

  • Если вентилятор не работает принудительно, двигаться следует с постоянной скоростью около 60 километров в час или выше, чтобы встречный поток воздуха охлаждал жидкость на радиаторе без помощи вентилятора. Также рекомендуется включить в салоне автомобиля систему отопления, чтобы некоторая часть тепла от охлаждающей жидкости уходила в салоне.
  • Не забывайте, что если охлаждающая жидкость перегревается, лучше остановиться и подождать некоторое время, чтобы она охладилась, чем продолжать движение на автомобиле с риском перегрева двигателя.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector