Autoparts-remix.ru

Автомобильный журнал
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое бортовой компьютер в машине

Бортовой компьютер

Бортовой компьютер — цифровое электронное вычислительное устройство, установленное в автомобиле. По назначению разделяется на два типа — компьютеры универсальные, предназначенные для определения географических координат, получения информации из Интернета, развлечений. И компьютеры узкоспециализированные, к которым относятся маршрутные компьютеры, диагностические (сервисные) компьютеры и электронные системы управления механизмами автомобиля. Обычно компьютер управления совмещен с диагностическим сканером. Управляющим компьютером оснащаются автомобили с инжекторным бензиновым двигателем, с дизелем, но не с карбюраторным ДВС.
«Бортовым компьютером» в обиходе часто называют обыкновенный маршрутный компьютер, а также диагностический автосканер.
На жаргоне Бортовой компьютер часто называют бортовик, онбордер, карпьютер, tripcomputer, onboarder, carputer, car PC

Содержание

Универсальный компьютер

Любой компьютер, установленный в автомобиле — универсальный, сервисный, маршрутный — является бортовым. Поэтому уместней разделять компьютеры по назначению и объему реализованных на его базе функций, повышающих комфорт водителя и пассажиров и улучшающих эксплуатационные характеристики автомобиля.
Универсальный бортовой компьютер совмещает функциональность собственно компьютера РС, плеера DVD, телевизора, спутникового навигатора GPS. Иногда универсальный компьютер дополняют системой датчиков и исполнительных механизмов для реализации функций парктроника, управления двусторонней радиосвязью, звуковыми сигналами, управления форсунками и зажиганием двигателя для регулировки мощности и обеспечения экономичности.
Карпьютеры управляются посредством сенсорного ЖК экрана с диагональю от 7, до 15 дюймов. Выдвижная или присоединяемая клавиатура является опционным устройством управления.
Бортовые компьютеры этого типа обладают слабой степень интеграции в электрическую схему автомобиля, продаются в качестве опции или отдельно. При выходе компьютера из строя основная функциональность автомобиля не страдает.
Устоявшейся стандартизации бортовых компьютеров на сегодняшний день не существует. Поэтому конструктивное исполнение системных блоков универсальных компьютеров может быть любым (стандартизирован монтажный размер автомобильных ЖК мониторов — 1/2DIN, 1DIN, 2DIN). В большинстве случаев универсальный компьютер по устройству совпадает с обычным ПК, то есть содержит все основные узлы. Отличие лишь в том, что в бортовых компьютерах в качестве системного накопителя используются электромеханические винчестеры формата 2,5 дюйма, твердотельные накопители SSD или (в ранних моделях карпьютеров) микросхемы электронной флеш-памяти. Компьютер, изъятый из посадочного места в автомобиле и подключенный к блоку питания 12В может использоваться, как обычный ПК.

Маршрутный компьютер

Если серийные компьютеры впервые впервые появились на рынке в 2000 году (CarPC американской компании Tracer), то у маршрутных компьютеров более давняя история. Они появились на раллийных автомобилях еще в 70-е годы прошлого века, а с 90-х годов стали стандартной принадлежностью многих легковых автомобилей массовых серий.
В «классическом» виде маршрутный компьютер предназначен для вычисления и отображения параметров движения автомобиля и не связан с системой спутниковой навигации GPS. В современных автомобилях маршрутный компьютер может иметь интеграцию со спутниковым навигатором. Такие компьютеры оснащены не символьным, а графическим дисплеем, на котором могут отображаться не только маршрутные параметры, но и карта местности, по которой движется автомобиль (при этом сам набор отображаемых параметров движения может быть значительно расширен).
Маршрутный компьютер вычисляет и отображает следующие параметры — средняя скорость движения за единицу времени, средняя скорость движения за всю поездку, средний расход топлива, время в пути, расстояние до конечного пункта, пройденный путь за поездку, расчетное время прибытия на конечный пункт, время стоянки, расчет стоимости поездки (стоимости израсходованного топлива), другие параметры (вроде вычисления эксплуатационного расхода топлива во время движения в разных режимах — при ускорении, торможении, движении накатом).
Для отображения информации маршрутный компьютер оснащается символьным ЖК или OLED индикатором, встроенным в панель приборов или центральную консоль. Маршрутные компьютеры во внешнем исполнении, предназначенные для самостоятельной или опционной установки на автомобиль, обладают меньшей функциональностью, чем встроенные системы серийных автомобилей. Интегрированный маршрутный компьютер обычно совмещается с сервисным и управляющим компьютерами.

Сервисный компьютер

Сервисный или диагностический компьютер — клиентская часть общей системы выявления неисправностей узлов и систем автомобиля, а также диагностика возникающих в пути неисправностей для облегчения их устранения в условиях сервисного центра. Как самостоятельное устройство диагностический компьютер встречается очень редко. Обычно функции диагностики возложены на компьютер электронной системы управления узлами и механизмами автомобиля (так же, как и функции маршрутного компьютера). Основные диагностические функции сервисного компьютера. Диагностика двигателя с сохранением в электронной памяти кодов возникающих ошибок. Контроль состояния тормозных колодок. Контроль уровня масла в основных агрегатах автомобиля (в двигателе, коробке передач, в картере главной передачи, в раздаточной коробке). Контроль состояния электросистемы — на наличие перегоревших ламп освещения и сигнализации, утечек тока, замыканий.
При обслуживании автомобиля в сервисном центре параметры, сохраненные в памяти диагностического компьютера, считываются серверной частью системы диагностики. На основе полученных данных составляется заключение о необходимости ремонта или дополнительного обслуживания агрегатов автомобиля.

Читать еще:  Гидроусилитель руля на уаз какой лучше

Управляющий компьютер

Управляющий компьютер — главный блок общей системы электронного управления узлами и механизмами автомобиля. Появился в 1981 году, когда компания IBM разработала первый бортовой компьютер для автомобилей BMW. Управляющий компьютер может состоять из нескольких независимых цифровых вычислителей со своими датчиками и исполнительными механизмами, но обычно это единая разветвленная цифровая система со специализированной функциональностью.
Среди основных функций управляющего компьютера можно выделить: систему управления форсунками, систему управления опережением зажигания, антиблокировочную тормозную систему, блок управления АКП, блок управления скоростными параметрами (круиз-контроль), система климат-контроля (управления климатическими параметрами салона автомобиля) и другие.
К основным функциям управляющего компьютера также относят определение мгновенных параметров работы двигателя — температуры охлаждающей жидкости, давления масла, частоты вращения коленчатого вала, расхода воздуха. Управляющий компьютер регулирует напряжение в бортовой сети автомобиля, ток заряда аккумуляторной батареи. Наконец, управляющий компьютер выполняет функции аварийного сигнализатора при перегреве двигателя, превышении напряжения в бортовой электросети, при превышении установленного или рекомендованного предела скорости движения, при начале движения с незастегнутыми ремнями безопасности и так далее.

Тенденции развития бортовых автомобильных компьютеров

В развитии автомобильной цифровой электроники в настоящее время наблюдаются две разнонаправленные тенденции — объединения всех функций в одном центральном компьютере и оснащение автомобилей специализированными автономными компьютерами.
Объединение управляющих, диагностических, маршрутных, информационных и развлекательных функций в одном центральном устройстве удешевляет электронную систему автомобиля в целом, упрощает ремонт. Однако выходе из строя центрального компьютера водитель лишается сразу системы спутниковой навигации, средств связи, диагностики, аварийной сигнализации, а при глубокой интеграции всех систем и возможности продолжать движение в принципе.
Еще одним преимуществом карпьютеров является возможность оснастить электронной цифровой системой автомобиль, который изначально для этого не предназначался, в том числе и машины старых марок. При этом следует заметить, что глубокой интеграции электронных систем диагностики, контроля работы и управления узлами автомобиля добиться не удается, поскольку это связано с дорогостоящими переделками основных агрегатов машины — двигателя, КП, главной передачи, электросистемы и так далее.
Оборотной стороной объединения множества функций в одном центральном устройстве является сложное управление системой в целом.
Система специализированных компьютеров с узкой функциональностью получается очень надежной, простой в управлении, но дорогой в производстве, сложной в наладке и сильно сказывается на стоимость автомобиля. Важным преимуществом подобной системы является возможность постепенного наращивания функций. Автомобили одной модели могут различаться по оснащенности и, соответственно, продаваться по разной стоимости. У владельца автомобиля появляется возможность усовершенствовать функциональность бортового компьютера, получить дополнительные удобства по мере их востребованности.
Развитием концепции бортового компьютера первого типа, объединяющего все функции в одном вычислительном устройстве, занимаются производители цифровой техники. Развитием концепции бортового компьютера второго типа, с применением множества специализированных компьютеров (и компьютеризированных систем) занимаются сами производители автомобилей. В данный момент вектор развития сдвигается в сторону автопроизводителей. На рынке появляется все больше моделей автомобилей, в которых информационная, навигационная и развлекательная системы входят в стандартную комплектацию машины.
В настоящее время без развитой системы компьютерного управления агрегатами автомобиля невозможно создание автомобилей с гибридной силовой установкой. Сегодня это наиболее «компьютеризированный» тип легковых автомобилей, выпускаемых серийно.

Зачем нужен бортовой компьютер?

Производители современных автомобилей оснащают их различными полезными девайсами и механизмами, благодаря которым водители могут избежать массы проблем и в целом упростить себе жизнь. Электроника показывает маршруты дороги, оповещает водителя о пробках или ремонтных работах, сигнализирует о неисправностях в ТС, обладает различными защитными механизмами, обеспечивающими безопасность. Бортовой компьютер является тем прибором, который оказывает несомненную пользу водителю. Он уже давно не является привилегией дорогих иномарок. Можно найти модификации аппарата, подходящие для бюджетных и отечественных машин.

Читать еще:  Как в калине включается подсветка багажника

Функции бортового компьютера

Бортовой компьютер может выполнять множество функций – все зависит от его модификации. Но главная его задача – оповещать водителя о поломках или неисправностях тех или иных узлов авто. С его помощью можно контролировать расход топлива, узнавать уровень масла, проверять состояние аккумулятора. Компьютер способен проводить диагностику различного электрооборудования в машине.

Наверняка вы подумаете, что бортовой компьютер – это роскошь, а не необходимость. Ведь уровень масла, расход бензина, скоростные показатели можно определить самостоятельно. К тому же, в автомобилях самой простой комплектации обычно встроены датчики, которые показывают все нужные данные. Но дело в том, что работа датчиков обычно налажена не совсем корректно. Бортовой компьютер показывает все данные намного точнее. Если вы решите заменить колеса на покрышки с другим радиусом, то спидометр будет некорректно рассчитывать скорость, поскольку его нельзя перепрограммировать. В компьютер же легко внести новые параметры, в результате чего скорость будет отображаться точнее.

Компьютеры имеют не только практическую пользу. Они поддерживают развлекательные и информационные программы, их возможности можно сравнить с ПК. Бортовой компьютер позволяет прослушивать музыку, просматривать фотографии и фильмы. В пробках такая система будет незаменима.

Виды бортовых компьютеров автомобиля

Бортовые компьютеры бывают двух видов — модельные и универсальные. Из названия понятно, что модельные подходят только к автомобилям одного модельного ряда. Установить их на машины других марок невозможно, поскольку они обладают определенными особенностями конструкции. Тем, кто хочет установить на своего железного коня бортовой компьютер, следует выбрать универсальную модель. Она обычно подходит к современным и старым автомобилям. При ее установке важно лишь правильно выбрать ПО.

Наличие бортового компьютера делает жизнь автомобилистов легче, а эксплуатацию ТС удобнее. Не понадобится каждый раз тратить время на проверку состояния деталей, уровня масла, прислушиваться к работе двигателя, чтобы определить корректность его работы. Установив бортовой компьютер, езда станет проще и интереснее.

Бортовой компьютер

Бортовым компьютером (другое название – маршрутный компьютер) называется вычислительное устройство, предназначенное для определения параметров движения автомобиля. Различают штатные бортовые компьютеры (установленные на заводе-изготовителе автомобиля) и компьютеры, устанавливаемые отдельно.

Штатный бортовой компьютер является, как правило, частью информационно-развлекательной системы. Перечень представляемой компьютером информации зависит от имеющегося электронного оборудования (комплектации) автомобиля. Совсем недавно наличие бортового компьютера представлялось конкурентным преимуществом автомобиля. В настоящее время штатный бортовой компьютер имеют большинство выпускаемых легковых автомобилей.

Конструктивно штатный бортовой компьютер может иметь собственный блок управления, включенный в сеть автомобиля, или быть интегрирован с блоком управления информационно-развлекательной системы.

Штатный бортовой компьютер представляет следующие параметры движения автомобиля (т.н. маршрутные параметры): время движения (с момента включения зажигания), текущий расход топлива, средний расход топлива, запас хода, пробег (с момента включения зажигания), среднюю скорость и др. Информация, представляемая компьютером, используется водителем для эффективной организации движения (ускорения, остановки, заправки, оценки затрат). За рубежом бортовой компьютер родители применяют для контроля за вождением своих детей. Помимо этого штатный компьютер может представлять информацию о сроках проведения очередного ТО, предупреждать о превышении установленной скорости и др.

Информация выводится на специальный многофункциональный дисплей, располагающийся в комбинации приборов, или ЖК-дисплей на передней консоли.

Управление маршрутным компьютером производится с помощью переключателей на панели проборов, подрулевых переключателей, переключателей на многофункциональном рулевом колесе (при наличии такового). В настройке компьютера предусматривается выбор языка, единиц измерения, текущего времени, конкретных данных для представления.

Кроме того в меню управления бортовым компьютером могут быть включены настройки ряда систем комфорта (регулировка стеклоподъемников, зеркал заднего вида, настройка дверных замков), системы освещения автомобиля (дневной свет, подсветка для ног, режимы Coming Home и Leaving Home), системы контроля давления в шинах и др.

Вся вычисляемая информация до определенного момента сохраняется в памяти компьютера. Память может быть нескольких видов, например, для отдельной поездки (с момента включения зажигания и до его выключения) или суммарная для всех поездок. Некоторые бортовые компьютеры предлагают возможность сохранения информации для нескольких водителей, что очень удобно для оценки стиля вождения.

Читать еще:  Как выставить нп в ати

Отечественные и зарубежные производители предлагают множество бортовых компьютеров, которые можно установить на автомобиле дополнительно. Особенно данная продукция востребована водителями автомобилей ВАЗ.

Бортовые компьютеры, устанавливаемые отдельно, в отличие от штатных устройств, предлагают значительно больше функциональных возможностей. Помимо традиционных маршрутных параметров, они представляют:

  • диагностические параметры (коды ошибок с расшифровкой);
  • мгновенные параметры движения (температура охлаждающей жидкости, напряжение бортовой сети, частота вращения коленчатого вала, угол опережения зажигания и др.);
  • визуальное и звуковое (голосовое) оповещение об аварийной ситуации (превышение температуры, напряжения сети, скорости движения);
  • дополнительные функции (сроки ТО, органайзер, такси и др.).

Бортовой компьютер, устанавливаемый отдельно, обычно подключается к диагностическому разъему автомобиля.

Что такое бортовой компьютер в автомобиле

А вы знаете, что такое бортовой компьютер автомобиля? Нет? Тогда сегодняшний разговор будет вам особо интересен.

Бортовой компьютер, установленный в автомобиле, представляет собой цифровое электронное вычислительное устройство. БК можно встретить в списке опций исключительно автомобилей с инжекторным двигателем.

Существующие на сегодняшний день бортовые компьютеры по назначению принято делить на универсальные и узкоспециализированные.

Универсальные бортовые компьютеры предназначены в основном для определения географических координат, получения данных из Всемирной паутины и всякого рода развлечений, таких как DVD-плеер, телевизор, GPS-навигатор. Порой такого рода компьютер оснащают также системой датчиков и исполнительных механизмов, в результате чего он может выполнять также функции парктроника, управлять двусторонней радиосвязью, звуковыми сигналами и даже форсунками и зажиганием двигателя.

К узкоспециализированным бортовым компьютерам причисляют устройства, определяющие маршрутные параметры (зачастую под определением «бортовой компьютер» многие подразумевают именно эту разновидность), диагностирующие состояние автомобильных систем и агрегатов, а также управляющие механизмами авто.

Мы сказали, что большинство автолюбителей под выражением «бортовой компьютер» понимают разновидность БК, носящего название маршрутный. В списке основной информации, которую способен показывать этот карпьютер, числятся текущее время, скорость автомобиля, обороты и температура двигателя, температура в салоне и «за бортом», остаток топлива в баке, бортовое напряжение и многое другое. Встречаются особо умные бортовики, которые не только сообщают параметры текущей поездки, но и могут запланировать новую – они рассчитают время необходимое для преодоления пути, рекомендованную скорость, сообщат о количестве километров и том, сколько топлива потребуется. При этом главное достоинство БК заключается в том, что его показания поддаются коррекции (например, в случае если вы «обули» автомобиль в шины нестандартного размера, БК поймет подмену и будет выводить данные согласно преображению, штатные же системы (тот же самый спидометр, предположим, не сможет среагировать на метаморфозы и будет выдавать ошибочные показатели)).

Ну и наконец следует сообщить о методе вывода информации бортовым компьютером. Для этой цели на передней панели имеется дисплей (порой их бывает несколько). В зависимости от класса авто, дисплей может быть как цифровой, трех- или четырехразрядный, так и жидкокристаллический, аналогичный тому, что устанавливают в мобильные телефоны. Естественно, последние более удобны и симпатичны, но и их цена значительно выше, посему встречаются они в автомобилях самой топовой комплектации.

В последнее время в мире технологий бортовых компьютеров идет война – одни создатели полагают, что необходимо унифицировать бортовые компьютеры – создать универсальную модель, которая будет выполнять все необходимые операции. Другие же полагают, что универсальное – враг хорошего, посему если вам необходим действительно умный БК, то необходимо приобретать модели, специализирующиеся на выполнении установленных программ. Последние будут отличаться простым интерфейсом, понятны на интуитивном уровне, однако главным их минусом будет – дороговизна, ведь если кто-то пожелает приобрести нашпигованный системами автомобиль, ему придется платить за каждую в отдельности, в результате на авто будет красоваться ценник с огромным количество нулей… Чем закончится этот спор, и что нас ждет в будущем, нам остается только догадываться.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector