Autoparts-remix.ru

Автомобильный журнал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Адаптация дроссельной заслонки лада калина

Электронный модуль дроссельного патрубка ЭСУД автомобилей семейства Lada

В статьях [1, 2] уже рассматривались принципы работы электронного привода акселератора автомобилей Волжского автозавода. В этом материале автор знакомит читателей с устройством и функционированием электронного модуля дроссельного патрубка электронной системы управления двигателем (ЭСУД) автомобилей семейства Lada и диагностикой его неисправностей.

Устройство и принцип работы электронного модуля дроссельного патрубка

В состав системы управления входит электронная педаль акселератора (газа) и дроссельный патрубок с электромеханическим приводом заслонки, а также датчик массового расхода воздуха.

ЭСУД оснащена электронными блоками управления (ЭБУ) типа М74 и М17.9.7, реализованными на элементной базе и программном обеспечении (ПО), что позволило повысить эффективность работы двигателя, улучшить его запуск во всех режимах эксплуатации, в том числе при температуре воздуха ниже -20°С.

За счет введения изменений в конструкцию ЭСУД удалось снизить расход топлива в среднем на 5% и уменьшить выброс вредных отработанных газов, что обеспечило соответствие экологическому стандарту до «Евро-4».

Электронный модуль дроссельного патрубка предназначен для дозированной подачи воздуха, поступающего во впускную трубу двигателя. Поступлением воздуха в двигатель управляет дроссельная заслонка, которая механически связана с помощью 2-ступенчатого редуктора с электродвигателем. В состав модуля также входит датчик положения дроссельной заслонки магниторезонансного типа.

Всей системой электронного модуля дроссельного патрубка управляет педаль акселератора, механически связанная с двумя потенциометрами. Сформированный этой системой сигнал поступает на контакты ЭБУ, который его обрабатывает и далее сформированный сигнал подается на модуль дроссельного патрубка для его управления.

На рис. 1 показано расположение модуля дроссельного патрубка, а на рис. 2 внешний вид педали электронного акселератора на автомобиле Lada Samara.

Рис. 1. Расположение модуля дроссельного патрубка на автомобиле Lada Samara

Рис. 2. Внешний вид электронного акселератора на автомобиле Lada Samara

При визуальном сравнении конструкций дроссельного патрубка с механическим приводом заслонки и электронного модуля дроссельного патрубка можно отметить, что в модуле отсутствуют многие механизмы и узлы, такие как система охлаждения и регулятор холостого хода.

В конструкции электронного модуля дроссельного патрубка данные механизмы и узлы попросту не нужны. На смену конструкции дроссельного патрубка, выполненного из алюминиевых сплавов, пришли элементы, изготовленные из композитных материалов. Они не изменяют своих параметров в широком диапазоне температур температур, а функцию регулятора холостого хода выполняет непосредственно сам электронный модуль дроссельного патрубка.

Типы электронных патрубков, используемых в автомобилях ВАЗ, зависят от типа контроллера, с которым согласуются его электрические параметры. Так, в автомобилях с двигателем 11183 и ЭБУ типа М74 применяется патрубок 211161148010-00, с двигателями 21126, 11194 и ЭБУ М17.9.7 — патрубок 21126-1148010-00, а с двигателем 21214 и ЭБУ М17.9.7 — патрубок 21126-1148010-00.

Следует отметить, что тип ДМРВ также зависит от типа контроллера, с которым согласуются электрические параметры.

Главной особенностью рассматриваемых ЭСУД является применение датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) частотного типа. Он формирует цифровой сигнал, который подается непосредственно на контакты ЭБУ. При увеличении расхода воздуха увеличивается частота выходного сигнала.

Читать еще:  Ведет сцепление на ваз 2110 причины

Контроллер представляет собой электронный блок управления (ЭБУ), который не требует постоянного подключения к бортовой сети (аккумулятору), так как вся необходимая оперативная информация сохраняется в энергонезависимой памяти контроллера.

ЭБУ переходит в рабочий режим при подаче напряжения бортовой сети от выключателя зажигания. Все цепи ЭСУД и контроллера защищены плавкими предохранителями, кроме того, все силовые цепи контроллера (драйверы) оснащены встроенной защитой от короткого замыкания на «массу» или плюс бортовой сети.

Для синхронизации работы всей системы ЭСУД автомобиля, а в частности контроллера с механической частью двигателя, реализуется с помощью разнообразных датчиков, а также исполнительных механизмов.

В состав ЭБУ входят современные микроконтроллеры, вычислительные возможности которых позволяют решить сложные алгоритмы управления ЭСУД. Микроконтроллеры, в свою очередь, оснащены встроенной Flash-памятью и ОЗУ, также в состав контроллера
входят микросхемы АЦП, драйвер управления работой двигателя модуля дроссельного патрубка и т. д.

Контроллер формирует напряжение питания датчиков педали акселератора, положения дроссельной заслонки (3,3 В), расхода воздуха (5 В), напряжение питания нагревателя датчиков кислорода.

После включения зажигания контроллер включает индикатор, расположенный в комбинации приборов, который информирует водителя об исправности или выявлении какой-либо неисправности ЭСУД.

Внешнее диагностическое оборудование подключается к розетке для информационной связи с контроллером по двунаправленной линии «К-line».

Завод-изготовитель вынес диагностическую розетку на автомобилях семейства Lada Samara в более доступное место — на верхнюю часть туннеля ручки КПП, доступно также расположение самого контроллера, который находится непосредственно за перегородкой диагностической розетки. При ремонте следует учесть, что данные контроллеры не взаимозаменяемые.

На рис. 3 и 4 показаны внешние виды контроллеров М-74 и М17.9.7, а на рис. 5 — место расположения диагностической розетки на автомобилях Lada Samara.

Рис. 3. Внешний вид контроллера М-74 (устанавливается на автомобили Lada Samara)

Рис. 4. Внешний вид контроллера М17.9.7 (устанавливается на автомобили Lada Priora)

Рис 5. Расположение диагностической розетки на автомобилях Lada Samara

В таблицах 1 и 2 приведено назначение выводов контроллеров М17.9.7 и М-74.

Таблица 1. Назначение выводов контроллера М17.9.7

Вход датчика положения коленвала В

Вход датчика кислорода 2

Вход датчика положения дроссельной заслонки 1

«Масса» датчика кислорода 1

«Масса» датчика температуры охлаждающей жидкости

«Масса» датчика кислорода 2

«Масса» датчиков положения дроссельной заслонки

Вход датчика положения коленвала А

Вход датчика охлаждающей жидкости

Вход датчика дроссельной заслонки 2

Напряжение питания 3,3 В датчика положения дроссельной заслонки

Вход датчика температуры на впуске

Вход датчика кислорода 1

Вход датчика положения распредвала 1

Вход датчика скорости автомобиля

Вход датчика расхода воздуха (частотный)

Вход клапана продувки адсорбера

Вход датчика детонации — клемма «1»

Вход датчика детонации — клемма «2»

Выход нагревателя датчика кислорода 2

Выход форсунки 2-го цилиндра

Выход форсунки 3-го цилиндра

Выход форсунки 1-го цилиндра

Выход форсунки 4-го цилиндра

Выход нагревателя датчика кислорода 1

Выход массы электронной части

«Масса» выходных электронных каскадов

Выход привода дроссельной заслонки — клемма «1»

Выход привода дроссельной заслонки — клемма «2»

Выход катушки зажигания на свече «2»

Выход катушки зажигания на свече «3»

Выход катушки зажигания на свече «4»

Читать еще:  Зеркала ваз 2107 артикул

Выход катушки зажигания на свече «1»

«Масса» аналоговых датчиков

«Масса» аналоговых датчиков

«Масса» датчика педали акселератора 1

«Масса» датчика педали акселератора 1

Вход датчика давления хладагента (2 уровень)

Датчик педали акселератора 2

Выход главного реле

Вход клеммы 15 замка зажигания

Вход датчика давления хладагента (1-3 уровень)

Вход датчика акселератора 1

Питание 3,3 В датчика педали акселератора 2

Вход на тахометр

Вход сигнала расхода топлива

Вход выключателя педали тормоза 1

Вход педали сцепления

Питание 5 В датчика расхода воздуха

Питание 3,3 В датчика педали акселератора 1

Выход контрольной лампы

Выход реле вентилятора 1

Выход реле топливного насоса

Вход выключателя педали тормоза 2

Выход реле стартера

Выход реле вентилятора 2

«Масса» выходных электронных каскадов

«Масса» выходных электронных каскадов

Вход + АКБ после главного реле

Вход + АКБ после главного реле

Таблица 2. Назначение выводов контроллера М-74

Выход реле муфты кондиционера

Вход датчика педали акселератора 2

Вход датчика педали акселератора 1

Питание датчиков педали акселератора 1

Выход дополнительного реле стартера

Вход датчика давления хладагента (1, 3 уровень)

Вход педали сцепления

Питание датчика педали акселератора 2

Выход реле вентилятора 2

Цифровой вход педали тормоза инверсный

Цифровой вход педали тормоза прямой

«Масса» датчика педали акселератора 1

Выход реле вентилятора 1

Вход-запрос включения кондиционера

«Масса» датчика педали акселератора 2

Выход главного реле

Выход сигнала уровня топлива

Вход датчика скорости автомобиля

«Масса» выходных электронных каскадов

Выход лампы диагностики

Вход клеммы 15 замка зажигания

Вход датчика давления хладагента (2 уровень)

Чистка дроссельной заслонки на калине

“Дроссельная заслонка” — народное название, агрегат правильно называется дроссельным узлом, в нём находится заслонка. Поэтому во время изучения данной статьи следите за словами повнимательнее, мы называем детали своими именами.

Примечание!
Сперва понадобится снять её с автомобиля. Приобретите в автомагазине специальную прокладку, которая вставляется между дроссельным узлом и ресиверным патрубком. В статье представлена ссылка на инструкцию по снятию дроссельного узла. Также запаситесь очистителем карбюраторов, он хорошо счищает грязь с металла. Прокладка дроссельного узла, очиститель карбюраторов и узел представлены на фотографии ниже:

На фото красной стрелкой указана прокладка, но не идите в автомагазин за такой же — все разные в зависимости от ресивера. Существует два варианта: снимаете заслонку и прокладку с ресивера и едете покупаете точно такую же, либо, надеясь на опытность продавца, называете ему модель автомобиля, а он подберёт деталь!

Краткое содержание:

Местонахождение узла

У двигателей под е-газ или стандартный узел с тросиком, деталь располагается в одинаковом месте, но немного отличаются по форме — вы сразу же поймёте, открыв капот и взглянув на него. На фото ниже красной стрелкой указано местонахождение узла системы е-газ.

Когда его чистить ?
1. Со временем любая деталь у автомобиля загрязняется и её приходится чистить. В инжекторных автомобилях приходится чистить узел и четыре форсунки, они загрязняются от некачественного грязного топлива. Узел же загрязняется от грязного воздуха, проходящего сквозь него во время езды.

Примечание!
Во избежание загрязнения, рекомендуем вам чаще менять воздушный фильтр. Ознакомьтесь со статьей о замене воздухофильтра: «Замена воздухофильтра на ВАЗ»!

Читать еще:  Генератор 180 ампер на ваз

2. Как понять, что узел загрязнился и требует очистки? Автомобиль начинает вести себя по-другому: появляется плавание оборотов на холостом ходу (происходит из-за того, что заслонка не закрывается нормально из-за грязи на ней), машина глохнет и дёргается.

Чистка дроссельной заслонки на моделях 1117- 1119.

Примечание!
Данная статья касается автомобилей с тросиковым механизмом, для е-газа вам придется искать дополнительную информацию по снятию заслонки. Заслонка на системе е-газ крепится на трёх шестигранных болтах, к ней подсоединяются шланги подвода и отвода охлаждающей жидкости. Самое главное отличие — в системе нет троса. (Не рекомендуем снимать узел во время отрицательных температур окружающей среды (даже -1), работайте когда температура плюсовая)

Важный момент! Перед началом работ скиньте клемму минус с аккумуляторной батареи, обесточьте её. Если вы не знаете способ скидывания клеммы, изучите статью: «Замена аккумулятора на автомобиле».

Снятие:

1) Чистить неснятую заслонку не имеет смысла, ведь грязь, стекающая во время мытья, вольется в двигатель автомобиля сквозь щель. Загрязнение двигателя автомобиля изнутри недопустимо.

Примечание!
Рекомендуем ознакомится со статьёй : «Замена дроссельного узла на ВАЗ»!

2) У авто е-газ после снятия узла не рекомендуем трогать саму заслонку: узел скорее всего выйдет из строя , а значит придется менять на новый.

3) Положите снятый узел на чистую ровную поверхность, не допуская загрязнения, и приготовьте очиститель карбюраторов.

Примечание!
Прежде чем приступать к чистке, рекомендуется снять с дроссельного узла «датчик регулятор холостого хода». Подробнее описано в статье с инструкцией по снятию узла с автомобиля.

Чистить узел целиком и полностью очистителем карбюраторов нет необходимости, достаточно пройти те места, где проходит воздух. Очистите внутреннюю часть, там находится заслонка (см. фото ниже), положите деталь на солнышко и подождите, пока вся жидкость испариться. Ускорить процесс можно взяв мягкую тряпку, не повреждающую внутреннюю часть запчасти, и аккуратно протерев от оставшейся грязи и средства для карбюраторов!

4) Теперь переходим к очистке датчика. Чистите только рабочую поверхность — место соприкосновения датчика с узлом. Часть, выходящая наружу узла, в чистке не нуждается.

Примечание!
Во время чистки следите, чтобы жидкость не попадала внутрь. Аккуратно убирайте грязь только с наконечника (указан стрелкой). Если жидкость попадет под пружину и потечёт через уплотнительное кольцо внутрь, датчик сломается и вам придется покупать новый.

Установка:

Производится в обратном снятию порядке. Обнаружив трещины или повреждения на прокладке между узлом и ресивером, рекомендуем вам замену на новую.

Примечание!
Не заводите автомобиль сразу по окончанию установки! Это относится к системе е-газ, потому что на этих автомобилях контроллер сперва должен адаптироваться и понять местонахождение нулевого положения дроссельной заслонки узла. Установив все агрегаты на своё место, сядьте в автомобиль, включите зажигание и подождите около 30-40 секунд пока контролер адаптируется. Подробно ознакомиться с процессом адаптации заслонки предлагаем в информационном письме:

Дополнительный видео-ролик:
Подробнее ознакомиться с чисткой дроссельного узла вам поможет видео ниже.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector