Autoparts-remix.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверить вольтаж аккумулятора

Как проверить заряд аккумулятора мультиметром. Узнаем показания в домашних условиях + ВИДЕО

Иногда требуется проверить аккумулятор автомобиля на заряд. Ну например стояла машина долгое время, клемма была скинута, и вроде двигатель запустился – но непонятно нужно ли подзаряжать батарею или нет? Ведь «недозаряд» может сыграть злую шутку, плотность электролита упадет и ваш АКБ попросту может замерзнуть. В салоне современного авто датчиков заряда нет, а поэтому придутся проверять мультиметром – сейчас их просто навалом, причем не обязательно это будет дорогой вариант. Кстати внизу будет и видео версия, так что читайте – смотрите …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Способов проверить аккумулятор не так-то много, два способа с применением сторонних устройств, а вот последний может быть встроен в саму батарею. Если их перечислить то это:

  • Встроенный индикатор
  • «Нагрузочная вилка»
  • Обычный мультиметр

Сегодня я хочу рассказать про все три типа, но хочется начать именно с «встроенного индикатора».

«Зеленое окошко»

Некоторые типы АКБ имеют встроенный индикатор, пришло к нам это изобретение с Японии, после стали устанавливать большинство компаний, на необслуживаемые типы.

Суть проста, справа или слева, также бывает и посередине размещается маленький глазок, в котором есть не сильное свечение – индикатор. Оно имеет три положения, проверить очень легко:

  • Зеленый – батарея имеет полный заряд.
  • Белый – низкий уровень электролита.
  • Черный – АКБ разряжен, нужно подзарядить.

Как видите если у вас такой вариант, то собственно мультиметр и нагрузочная вилка вам не нужны. Пришли на стоянку — открыли капот — посмотрели на индикатор – приняли решение. Если нет «зеленого окошка» — срочно подзаряжать.

Однако такие типы недешевые, они стоят примерно на 20 – 30 % дороже среднестатистического аккумулятора, многие водители экономят, а поэтому такая проверка не пройдет! Переходим к последующим методам.

Нагрузочная вилка

«Что» — спросите вы? Что это вообще такое? ДА ребята инструмент не популярный, да и встретишь его, пожалуй только на СТО. Однако проверка аккумулятора этим приспособлением самая точная.

Суть заключается вот в чем – это устройство подсоединяется к клеммам аккумулятора и дает ток короткого замыкания. Если без нагрузки батарея может вырабатывать 12,7 Вольта, то под нагрузкой напряжение конкретно, проседает.

Под нагрузкой напряжение на должно падать меньше 9 – 10 Вольт. После того как отсоединили нагрузку, происходит восстановление до 12,7Вольта. Если под нагрузкой происходит сильное проседание, до 3 — 5В – то батарея «дохлая»! Она не запустит двигатель авто.

То есть нагрузочная вилка имитирует нагрузку стартера на аккумулятор автомобиля, если нагрузка выдержана, то батарею можно использовать. Еще раз подчеркну – проверка заряда на этом устройстве, самая точная и достоверная. Но как вы понимаете – нагрузочной вилки в простом гараже или у вас дома в 90% случаев не будет! Поэтому проверить, скорее всего получится только мультиметром.

Проверка мультиметром

Мультиметр — это приспособление для замера силы тока, вольтажа, а также сопротивления и температуры. Применяется во многих сферах электроники (при ремонте, при изготовлении, при тестировании и т.д.), им можно определить напряжение практически в любой электрической цепи (правда на моем ограничение в 600В, так больше не стоит мерить). Также можно проверить и аккумулятор. Конечно, он не дает таких точных показаний, как скажем первый и второй способы, однако немного сориентироваться можно.

Сейчас небольшая инструкция:

  • Собираем мультиметр, провода должны быть подключены в режим «вольтажа» (замер напряжения), а не в «ампеража» (замер силы тока).

  • Устанавливаем поворотный переключатель в положение 20 Вольт, то есть он будет показывать нам все что ниже, а как мы знаем аккумулятор, у нас вырабатывает 12,7 – 13,2Вольта, примерно такой диапазон.
  • Подсоединяем провода от мультиметра к клеммам аккумулятора – черный провод к минусовой клемме, красный к плюсовой (иногда провода одинакового цвета).

  • Снимаем показатели напряжения.

По напряжению:

  • Полностью заряженная батарея имеет напряжение в 12,7 (редко 13,2) Вольта, значит АКБ не нуждается в заряде.
  • Если напряжение от 12,1 до 12,4В то разряд примерно на половину.
  • Если показатель в 11,6 – 11,7В, то это глубокий разряд! Нужно срочно заряжать ваш АКБ, да и движок он запустит вряд ли.

Сейчас небольшое видео.

Проверка плотности электролита

Если еще один способ проверки заряда аккумулятора, но он также не очень популярный – это замер плотности электролита. Но нам опять е понадобиться еще одно устройство – ареометр. Все дело в том — что заряженная батарея имеет плотность электролита примерно в 1,24 — 1,27 г/см3. Замеряются плотность как раз ареометром – он погружается в «банку» батареи и в него закачивают электролит, дальше либо «поплавок», либо «палочки» внутри всплывают до нужного значения.

  • 1,24 – 1,27 г/см3 ваша батарея заряжена полностью
  • 1,20 г/см3 – разряд примерно 25%, нужна небольшая подзарядка
  • 1,16 г/см3 – разряд на 50%
  • 1,08 – 1,10 г/см3 – полный или глубокий разряд, нужно срочно заряжать!

Минус этого метода в том, что сейчас многие батареи – необслуживаемые. То есть, нельзя разобрать и погрузить в электролит ареометр.

Если подвести итог — проверка заряда мультиметром, самый простой и легко выполнимый метод, однако он не всегда может обрисовать полную картину происходящего, ведь вы не можете подать нагрузку, которую дает стартер. Самый точный метод все же – нагрузочная вилка, но про это будет дополнительная статья. Так что следите за обновление блога.

Читать еще:  Как перетянуть панель автомобиля своими руками

НА этом заканчиваю, читайте наш АВТОБЛОГ.

(20 голосов, средний: 4,20 из 5)

Похожие новости

Как прикурить аккумулятор от другой машины. Можно ли это делать .

Зеленая лампочка на аккумуляторе (встроенный индикатор). Что озн.

Какой фирмы (марки) выбрать аккумулятор для автомобиля. Мой рейт.

Проверяем аккумулятор мультиметром: полезные советы

Аккумуляторная батарея — одно из ключевых звеньев любого автомобиля. Чтобы батарея работала исправно, важно не только своевременно проходить технический осмотр, но и хотя бы раз в месяц проверять аккумулятор автомобиля, особенно если АКБ работает уже свыше трех лет. Как проверить аккумулятор мультиметром — поговорим в этой статье.

Первые признаки неисправности

Перед тем как переходить непосредственно к измерениям, нелишним будет оценить внешние признаки неисправного аккумулятора и те сигналы, которые могут свидетельствовать о надвигающихся проблемах с АКБ:

  1. при повороте ключа в замке зажигания стартер начинает крутить медленно и вяло, двигатель заводится неохотно и не всегда с первого раза;
  2. даже если аккумулятор недавно был полностью заряжен — через несколько запусков двигателя появляются симптомы, описанные в предыдущем пункте (часто ситуация наблюдается в зимнее время);
  3. нарушена целостность корпуса АКБ;
  4. сильное внешнее загрязнение и окисление клемм;
  5. следы электролита на поверхности аккумулятора.

Распространенные причины разрядки АКБ

Аккумуляторы часто разряжаются как по вине автовладельца, так и из-за сторонних причин. Конечно, наиболее распространенная причина внезапно севшей батареи авто — это рассеянность водителя, то есть оставленные включенными электроприборы — фары, подсветка, магнитола и т. п.

Но гораздо более внушительный список набирается из-за технических проблем:

  • загрязнение аккумулятора;
  • длительный срок службы (более 4 лет);
  • поврежденная, устаревшая электропроводка автомобиля;
  • неверное подключение электроприборов;
  • неполадки с генератором или его регулятором;
  • неверно подобранный аккумулятор;
  • изменение уровня и плотности электролита;
  • частые поездки на короткие расстояния на низких скоростях.

Что проверяют мультиметром

После знакомства с основными параметрами неисправностей самое время узнать, что измеряется в аккумуляторе при помощи мультиметра.

Ответ приятен: практически всё. Это и напряжение, и емкость, и внутреннее сопротивление, и ток утечки.

Именно поэтому мультиметр имеет такое название — он измеряет сразу много параметров.

Как проверить напряжение аккумулятора мультиметром

Напряжение аккумулятора может многое сказать о его состоянии и работоспособности. Для проведения проверки мультиметр переводится в режим «вольтаж» с диапазоном не более 20 В.

Далее соединяется плюсовой провод устройства (обычно красный) с плюсовой клеммой аккумулятора автомобиля, а минусовой провод (обычно черный или синий) — с минусовой клеммой.

Существует два способа проверки этого показателя:

  • при работающем двигателе,
  • при отключенном двигателе.

Рассмотрим оба варианта.

Напряжение АКБ при заглушенной машине

Такое измерение лучше проводить после продолжительной стоянки автомобиля, например после ночи на стоянке, но не сразу после поездки.

Оптимальные цифры в таком случае — от 12,4 до 12,8 В.

Измерение напряжения при работающем моторе

Хорошими показателями считаются от 13,5 до 14 В.

Но в случае, если замеры производятся в холодное время года, АКБ могла подсесть из-за холода — в такой ситуации стоит повторить замер минут через 10.

Противоположная ситуация, если напряжение меньше 13 В, при этом не включены никакие дополнительные электроприборы (фары, печка, магнитола и т. п.).

Такая ситуация сигнализирует о проблемах с генератором, который не в состоянии держать заряд батареи на нужном уровне.

Измерение емкости

Еще одним показателем, который охарактеризует состояние аккумулятора, становится его емкость. Этот параметр также измеряется при помощи мультиметра.

Для этого совершается ряд манипуляций:

  • вначале АКБ отсоединяется от генератора;
  • в цепь подключается потребитель энергии с известным потреблением;
  • минут 5 наблюдается работа цепи;
  • потребитель отключается, замеряются показатели батареи в режиме вольтажа.

Результаты второго замера указывают на имеющиеся проблемы. 12,4 В говорит о полной исправности батареи, а диапазон от 12 до 12,3 В — о ее скором выходе из строя.

Другой метод измерения емкости аккумулятора мультиметром — с помощью контрольного разряда. Он в чем-то похож на предыдущий.

Вначале батарея заряжается до 100 % емкости, что проверяется при помощи мультиметра в режиме вольтажа и амперметра. Затем в цепь подключается потребитель энергии с известным потреблением, например лампочка.

Когда емкость аккумулятора снизится на 50 %, эксперимент прекращают. Потраченное на разрядку время умножают на силу тока в цепи.

Получившийся результат должен быть приближенным к указанному в техническом паспорте. В противном случае имеются проблемы с аккумулятором.

Проверка внутреннего сопротивления батареи

Чтобы осуществить данную операцию, необходима лампочка на 12 В, мультиметр и аккумулятор. Лампочка подсоединяется к батарее, и почти сразу же, через несколько секунд свечения, замеряется напряжение на клеммах АКБ.

Следующим действием лампочка отключается, а напряжение на клеммах замеряется повторно. Если разница измерений находится в пределах 0,05 В, то можно говорить о полной исправности батареи.

В остальных случаях выводы не столь радужны.

Проверка тока утечки мультиметром

Утечка тока в автомобиле — дело нормальное. Под утечкой понимают работу всех потребителей энергии (сигнализации, блокировки дверей, магнитолы и т. д.) в фоновом режиме.

При нормальной ситуации утечка составляет 60—80 мА, но в случае неполадок потребление возрастает, и это сказывается на аккумуляторе не лучшим образом.

Читать еще:  Как поменять выжимной подшипник на ваз 2112

Как найти эту утечку?

Технология проверки

Необходимо выполнить следующие действия:

  1. Поставить мультиметр в режим измерения тока (DCA) на 10 или 20 ампер.
  2. Черный щуп (−) установить в гнездо COM.
  3. Красный щуп (+) установить в гнездо 10 ADC.
  4. Если проверка будет осуществляться в разрыв «массы», то с АКБ снимается минусовая клемма, к ней подключается один из проводов мультиметра, а другой провод подключается на минус аккумулятора. Полярность проводов здесь не важна.
  5. Если проверка будет осуществляться в разрыв «плюса», то с АКБ снимается плюсовая клемма. Минусовой провод амперметра подключается к клемме автомобиля, а плюсовой провод — к «+» аккумуляторной батареи.

Перед проверкой отключают в автомобиле все потребители энергии. Затем, примерно через минуту после полного отключения, мультиметр подключают в разрыв цепи. Если амперметр показывает 0, значит, утечки тока нет, а если выдаются другие показания, пусть даже минимальные, — необходимо искать точную причину утечки.

Для этого последовательно и по одному вытаскивают и ставят обратно все реле и предохранители. Так станет доподлинно известно, что является «слабым звеном».

Необходимо проявлять бдительность: если еще в момент снятия клемм с аккумулятора появляются искры, то проводить проверку обычным мультиметром достаточно опасно — есть риск сжечь устройство.

Интересные замеры

Если на батарее автомобиля имеются потеки электролита, то следующий занимательный эксперимент продемонстрирует утечку тока. Необходимо поставить мультиметр в режим измерения напряжения: один щуп прислонить к клемме автомобиля, а другой — к поверхности электролитного пятна. Показатели прибора вас удивят.

Пятно электролита, а также другие жидкости удаляются с поверхности аккумулятора щелочным 6%-м раствором соды (примерно столовая ложка на стакан воды). Используйте тряпку, смоченную в этом растворе. Избегайте заливания водой как всего корпуса АКБ, так и клемм, а также проводов автомобиля.

В конечном итоге при помощи обыкновенного мультиметра можно изучить большое количество характеристик штатного аккумулятора и не только. Именно поэтому даже самый простой такой прибор является крайне важной в хозяйстве вещицей.

Более того, такая несложная домашняя диагностика позволит избежать множества неприятных ситуаций, а также поможет своевременно проводить обслуживание и ремонт автомобиля.

Проверяем исправность аккумулятора машины

Проверка с помощью мультиметра

Необходим мультиметр — прибор для измерения напряжения. Если его нет, можно попросить у знакомых или купить в магазине. Прибор недорогой, самый простой стоит 300 рублей. Если не раз будете проводить ремонтные работы с электрикой, то он пригодиться. Рекомендую покупать цифровой мультиметр, а не стрелочный, т.к. он удобнее в работе.

Не стоит полагаться на замер АКБ с помощью бортового компьютера машины, т.к. они ошибаются. Данные вольтметры подключаются не напрямую к батарее, а значит возможны потери. Поэтому, напряжение на них может показываться меньше, чем на самом аккумуляторе.

Проверка при работающем двигателе

Измеряем напряжение сначала на заведенном двигателе. Оно должно быть от 13,5 до 14,0 В. Если при работающем моторе оно больше 14,2 В — это свидетельствует о низком заряде аккумулятора и что генератор работает в усиленном режиме, чтобы зарядить батарею. Это бывает не всегда, например, зимой возможно повышенное напряжение, т.к. АКБ мог разрядиться за ночь из-за холодной температуры. Или электроника определяет температуру воздуха и дает больше заряда на аккумулятор.

В повышенном напряжении нет ничего плохого. Если с электрооборудованием машины всё нормально, то через 5-10 минут электроника скинет его до обычного: 13,5-14,0 В. Если этого не происходит и оно постепенно не сбрасывается до оптимальной величины, то это может обернуться перезарядом аккумулятора. Он будет работать при максимальной отдаче, что грозит выкипанием электролита.

Что сейчас показываете мультиметр? При нормальной работе электроники машины оно должно быть в пределах от 13,5 до 14 В. Если ниже — указывает, что не работает генератор автомобиля. Особенно, когда напряжение при работающем двигателе и выключенных потребителях меньше 13,0 В.

Возможны низкие показатели, если контакты аккумулятора окислились. Поэтому проверьте их. Если на них налёт (например зелёного цвета), то зачистите шкуркой или плоским надфилем.

Как еще проверить работу АКБ и генератора? Есть один способ. При работающем двигателе и выключенных приборах, напряжение на аккумуляторе равняется 13,6. Теперь включаем ближний свет. Напряжение должно чуть упасть — на 0,1-0,2 В. Далее включаем музыку, потом кондиционер и другие источники. При каждом включении напряжение на батарее должно слегка падать.

Если напряжение после включения источников энергопотребления автомобиля падает значительно, это говорит, что генератор работает не в полную мощность и износились щетки.

Проверка при неработающем двигателе

Если напряжение менее 11,8-12,0 В — батарея разряжена, автомобиль может не завестись и придется его прикуривать от другого автомобиля. Нормальное значение от 12,5 до 13,0 В.

Есть старая и простая методика, чтобы узнать уровень заряда. Так, показание 12,9 В – говорит, что АКБ заряжен на 90%, значение 12,5 В — на 50%, а 12,1 В — на 10 процентов. Это приблизительная методика измерения уровня заряда, но действенная, что подтверждено на собственном опыте.

Есть один нюанс. Если измерение проходит после того, как заглушили двигатель, то возможно одно показание, а если на следующее утро — другое. Лучше измерить напряжение на батарее перед поездкой.

Читать еще:  Как работает термостат на матизе

Проверка с помощью нагрузочной вилки

Это действенный способ проверки работоспособности батареи авто. Именно по его результатам можно заявлять, заряжен аккумулятор или нет.

Как проверить? Для этого подсоединяете нагрузочную вилку, соблюдая полярность. Время присоединения не должно превышать 5 секунд. В начале замера напряжение 12-13,0 В. В конце пятой секунды оно должно быть больше 10 Вольт. Такой аккумулятор считается заряженным и способным работать под нагрузкой.

Какое напряжение должно быть на аккумуляторе автомобиля

Напряжение и емкость — два главных параметра любого автомобильного аккумулятора. Качество работы батареи зависит именно от них, поэтому водитель должен уметь проверить, насколько высокое в данный момент напряжение у аккумулятора, и является ли оно допустимым. В рамках данной статьи рассмотрим, какое напряжение должно быть у аккумулятора в рабочем состоянии, в том числе и под нагрузкой.

Каким должно быть напряжение аккумулятора

Нет точного ответа на вопрос, какое напряжение аккумулятора можно считать идеальным. Обычно специалисты ориентируются на показатель необходимого напряжения для пуска двигателя. У заряженной новой аккумуляторной батареи напряжение для старта мотора должно быть на уровне около 12,6 или 12,7 Вольт.

Но не всегда, когда данный показатель выше, это является проблемой. Например, специалисты отмечают, что сразу после заряда аккумуляторной батареи ее напряжение при замере на 0,3-0,5 Вольт больше, чем реальное. При этом напряжение в 13-13,2 Вольт можно назвать допустимым, и даже на некоторых моделях новых батарей можно встретить подобный показатель, заявленный производителем.

Обратите внимание: Если вы хотите узнать реальное напряжение аккумулятора, не производите замер напряжения сразу после зарядки. Наиболее близкие к реальным значения батарея покажет через час-два после зарядки.

Нежелательным для аккумуляторной батареи считается напряжение ниже, чем 12,1 Вольт. Если батарея имеет напряжение ниже данного показателя, необходимо срочно зарядить ее. При эксплуатации батареи с низким напряжением велик риск развития сульфатации пластин, от чего избавиться в будущем будет довольно сложно, и аккумулятор придется менять на новый.

Стоит отметить, что даже с напряжением в 12,1 Вольт можно произвести старт двигателя.

Критическим можно назвать для аккумуляторной автомобильной батареи напряжение в 11,6 Вольт или ниже. Такая батарея не позволит стартовать двигателю, и ее можно считать полностью разряженной.

Важно: Выше приведены цифры, на которые следует ориентироваться. Если говорить о реальном положении дел, то на большинстве автомобилей, которые активно эксплуатируются, напряжение аккумулятора находится на уровне в 12,2-12,5 Вольт. Это вполне допустимые значения для грамотной работы мотора.

Как проверить норму напряжения аккумулятора

Можно выделить три основных вида напряжения автомобильного аккумулятора: номинальное, нормальное (фактическое) и напряжение под нагрузкой.

Номинальное напряжение — это то, которое можно встретить в различной технической литературе, связанной с автомобилями. Каждый водитель знает, что напряжение аккумуляторной батареи — 12 Вольт. Это и есть номинальное напряжение, то есть некое абстрактное значение.

Нормальное рабочее напряжение аккумулятора, как уже рассмотрели выше, находится на уровне от 12,2 до 12,7 Вольт. Это показатель напряжения аккумуляторной батареи без нагрузки.

Напряжение под нагрузкой — один из важнейших параметров, который позволяет диагностировать аккумуляторную батарею на ее работоспособность. Проверка проходит следующим образом:

  1. Потребуется сам испытуемый аккумулятор (его необходимо снять с автомобиля) и “нагрузочная вилка”;
  2. Далее на аккумулятор при помощи нагрузочной вилки подают нагрузку, которая в два раза превышает емкость батареи. Пример: Если батарея имеет емкость в 65 Ам/ч, то подать на нее нужно нагрузка в 130 Ампер;
  3. Нагрузка подается примерно на 3-5 секунд, и в это время нужно следить за показателем вольтметра. Если напряжение не опускается ниже 9 Вольт, это говорит о том, что с батареей все нормально, и она заряжена. При падении напряжения до 5-6 Вольт, можно сказать, что такой батареи требуется зарядка. Если после зарядки вновь напряжение при тестировании опускается до 5-6 Вольт, это указывает на неработоспособность батареи.

Важно: После поданной “нагрузочной вилкой” напряжения через 3-5 секунд напряжение должно восстановиться до нормального значения (от 12,2 до 12,7 Вольт).

Стоит отметить, что напряжение в аккумуляторной батареи зависит от плотности электролита, который в ней находится. В процессе разрядки аккумулятора расходуется кислота, которой в электролите около 35-36% от общего объема. Из-за расхода кислоты снижается уровень плотности. В процессе заряда аккумуляторной батареи происходит восстановление процента кислоты.

Обратите внимание: При снижении плотности электролита снижается напряжение. Можно выделить следующую условную пропорцию: при напряжении аккумулятора в 12,7 Вольт плотность электролита в нем равна 1,27 г/см3.

Напряжение аккумулятора зимой

Снижение температуры окружающей среды приводит к изменению плотности электролита. В зависимости от того, насколько заряжена аккумуляторная батарея, следует делать вывод о реакции напряжения на низкую температура.

То есть, у заряженной батареи зимой повысится плотность, что приведет к повышению напряжения. Если батарея разряжена, то, наоборот, плотность будет снижаться из-за морозов, что может привести к трудностям при пуске двигателя.

Многие водители ошибочно считают, что зимой аккумулятор дополнительно разряжается от морозов. На самом деле это не так, и низкая температура окружающей среды не приводит к снижению параметров аккумулятора, но замедляет скорость химических процессов в нем.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector