Autoparts-remix.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зависит ли тормозной путь от массы автомобиля?

Как рассчитать и от чего зависит тормозной путь автомобиля?

  • Как рассчитать и от чего зависит тормозной путь автомобиля?
  • Как рассчитать и от чего зависит тормозной путь автомобиля
  • Чем отличаются остановочный и тормозной пути автомобиля
  • Какие факторы влияют на тормозной путь
  • Как правильно рассчитать тормозной путь автомобиля
  • Как рассчитать скорость авто по тормозному пути

Представления о тормозном пути (что это такое, как определяют тормозной путь и для чего это нужно) необходимы каждому водителю. Знания эти будут для вас актуальными:

• при выборе безопасной дистанции во время движения;

• при экстренном торможении;

• при «разборе полетов» в случае ДТП (используя формулу тормозного пути, можно доказать полиции, что вы не нарушали скоростной режим и реагировали своевременно).

Как рассчитать и от чего зависит тормозной путь автомобиля

Тормозной путь авто – это дистанция, которую преодолело ваше авто с момента нажатия на педаль тормоза до момента окончательной остановки. Измеряют данное расстояние в метрах. Даже самые лучшие тормоза не смогут молниеносно остановить транспорт на дороге. Двигаясь по сухому асфальту с минимальной скоростью в 10 км/ч, машина при блокировке колес проскользит еще 65 см, а при скорости 20 км/ч – тормозной путь составит 2.6 м (в гололед это уже будет 13 м!). Можно представить, насколько возрастет расстояние торможения при поездке по автостраде при 100 км/ч, когда машина пролетает 28 мв секунду.

Чем отличаются остановочный и тормозной пути автомобиля

Остановочный путь – пройденное авто расстояние с того момента, когда водителем обнаружена угроза, и до момента полной остановки авто. Такое расстояние, как правило, превышает тормозной путь легкового автомобиля. Главная причина — разная реакция людей. В большинстве случаев скорость реакции составляет 0,5 сек. Ряд факторов увеличивает время реакции:

• усталость, плохое самочувствие, алкогольное или наркотическое опьянение, а также влияние некоторых лекарственных препаратов;

• уровень водительских навыков и мастерства (скорость реакции профессионала – 0,3 сек, у новичка – 1,7-2 сек);

Другая причина – время срабатывания тормозной системы авто различается. Гидравлический тормоз срабатывает через 0,2 с, пневматический – 0,6 (это значит, что торможение автомобиля начнется через 0,1-0,3 с и достигнет максимума еще через 0,3-0,5 с).

Какие факторы влияют на тормозной путь

На длину тормозного пути влияют несколько факторов:

• скорость – с ее повышением путь удлиняется. На дороге с сухим покрытием, при скорости автомобиля 60 км/ч, тормозной путь составит 23,5 м.

• умение водителя тормозить в экстремальной ситуации (оптимальное решение – не выключая сцепления несколько раз нажимать на тормоз; при резком торможении можно потерять управление);

• техническое состояние автомобиля (прежде всего шин и тормозов);

• дорожные и погодные условия. Эффективность торможения автомобиля и сцепление с дорогой отражены в коэффициентах. Чем выше – тем лучше сцепление. Показатели различаются от 0,7 (на сухом асфальте) до 0,1 (по льду);

• движение на подъем, под уклон или ровной поверхности.

Как правильно рассчитать тормозной путь автомобиля

Во время движения по автодороге водителю нет смысла заниматься расчетами тормозного пути. Достаточно держать в памяти усредненные показатели. При нормальных условиях тормозной путь легкового автомобиля составит при скорости:

50 км/ч – 16,3 м;

На мокром асфальте и во время гололеда эти показатели будут увеличиваться в разы. Существует универсальная формула, которая позволит правильно расcчитать,чему равен тормозной путь авто:

S =V2/2μg ,

где V- скорость в начале торможения (в м/с),

μ — показатель сцепления шин с покрытием дороги.

Как рассчитать скорость авто по тормозному пути

В случае ДТП длина тормозного пути измеряется рулеткой, фиксируется в протоколе и может использоваться при вычислении скорости движения. Метод прост, не занимает много времени, дает точный результат и проверен практикой. Главное условие – наличие тормозного пути. Так, тормозной путь 20 метров укажет на то, какая скорость была в момент нажатия на тормоз — около 60 км/ч.

Существует ряд математических методик и формул для вычисления начальной скорости во время торможения. Более простым решением будет воспользоваться «Калькулятором скорости» на одном из автосайтов. Нужно указать длину тормозного пути и основные обстоятельства (вид автомобиля, дорожное покрытие и его состояние и т.д.), и калькулятор выдаст искомую цифру.

Читать еще:  Пояснительная записка к дипломной работе юрист образец

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Зависит ли тормозной путь от шин?

Тормозной путь зависит от скорости, массы авто, состояния дороги и температуры окружающей среды.

А как же свойства шины автомобиля? Что покажет сравнение тормозного пути на разных шинах при одинаковых условиях эксперимента? И что случится при изменении исходных условий, например, погоды, температуры и типа дорожного покрытия? Заинтригованы?

Свойства шипованных и нешипованных шин

По зимним дорогам запрещено передвигаться на летних шинах. Резина на морозе черствеет, вследствие чего уменьшается ширина пятна контакта с дорогой – потеря эластичности означает отсутствие должного уровня сцепления с дорожным покрытием, что приводит к резкому увеличению тормозного пути. Поэтому в зимний период на машину ставят максимально мягкие автошины. Эти покрышки могут быть гладкими и шипованными.

У гладких (фрикционных) автошин есть неформальное прозвище — липучки. Оно объясняется готовностью «прилипнуть» к микронеровностям асфальта, обледеневшей дороги или накатанного наста. Высокая эластичность сокращает тормозной путь зимних шин-липучек, однако этот параметр ограничивается требованиями по износостойкости изделия. Чрезмерно мягкие и «липкие» нешипованные покрышки сгорают буквально за пару зимних сезонов, причем на гладких поверхностях (без микронеровностей) эффективность такой резины можно поставить под сомнение.

В тело шипованных покрышек для зимы вставляется от 120-130 до 190-200 шипов, конечное значение зависит от диаметра и ширины шины. Во время движения по льду и насту шипованная резина цепляется за дорогу металлическими шипами, которые вдавливаются в покрытие на всю ширину и длину весом авто и центробежной силой вращаемого двигателем колеса. Прилипать к зимним дорогам таким автошинам не нужно, поэтому производители зимней шипованной резины могут игнорировать высокую эластичность в угоду максимальной износостойкости, однако при высокой твердости дорожного покрытия шипы могут преподнести несколько неприятных сюрпризов.

Зависимость тормозного пути от погоды

Тормозной путь находится в прямой зависимости от уровня сцепления шины и дорожного покрытия. В свою очередь уровень сцепления находится в зависимости от коэффициента шероховатости дорожного полотна. А капризы зимней погоды делают с этим коэффициентом все, что пожелают. И если пренебречь сравнением скорости торможения и массы авто, то тормозной путь любой автошины будет зависеть именно от погоды, а точнее — от уровня влажности. Ведь после снегопада или дождя у дороги изменится и шероховатость, и уровень сцепления с автошиной.

Давайте разберемся, как на эти изменения отреагирует шипованный и нешипованный протектор:

  • У нешипованной шины изначально высокая адгезия к дорожному полотну и сверхвысокий уровень сцепления с шероховатой поверхностью, поэтому она перенесет уменьшение этих характеристик с минимальными потерями. В итоге, нешипованный вариант выдаст максимально короткий тормозной путь на залитой дождем асфальтированной дороге, но не сможет повторить такой результат на мокром снегу или при гололеде.
  • У шипованной резины низкая адгезия, но высокий уровень сцепления, который увеличивается с размягчением дорожного покрытия – шипу проще воткнуться в подтаявший лед или размокший наст на всю ширину и длину. В итоге шипованный вариант гарантирует максимально короткий путь торможения по гололеду или снежной каше, но не по мокрому асфальту.

Подобную зависимость подтверждают результаты сравнения автошин любых производителей. При одинаковой ширине и диаметре нешипованные шины чувствуют себя на мокрой асфальтированной дороге намного увереннее шипованного варианта, который вырывается вперед при сравнении результатов торможения на мокром снегу.

Зависимость тормозного пути от температуры воздуха

Преимущества шипов позволяют отказаться от чрезмерно мягкой зимней резины, поэтому на сильном морозе покрытые шипами покрышки теряют часть сцепления с дорожным полотном за счет потери эластичности. У нешипованного протектора сцепление с полотном зависит от эластичности, такая покрышка изготавливается максимально мягкой и не черствеет даже при сильных морозах. Подобная зависимость приводит к очень интересному результату:

  • при температурах выше -20 °C минимальный путь торможения демонстрирует шипованный вариант (разница в 15-30% по сравнению с покрышкой без шипов);
  • при температуре ниже -20 °C самый короткий тормозной путь показывает нешипованная покрышка (по сравнению с покрытой шипами моделью одинаковой ширины и диаметра).
Читать еще:  База дтп по номеру машины

Такой результат объясняется не только «липкостью» фрикционных автошин, но и физическими характеристиками льда. При температурах ниже -25 °C поверхностная твердость льда увеличивается в несколько раз (по сравнению с показателями воды, замерзшей при температурах до -20 °C). В итоге, шипы не могут пробить лед и выдавливаются не в дорогу, а в покрышку. И если диаметр и ширина покрышки с шипами совпадают с аналогичными параметрами нешипованного варианта, то липучка демонстрирует более высокое сцепление с дорогой, по сравнению с покрытой шипами моделью. А зависимость тормозного пути и сцепления мы уже обсуждали при разборе особенностей торможения при разной погоде.

Зависимость тормозного пути от типа дорожного покрытия

Зависимость результатов торможения от типа дорожного покрытия — весомый фактор. Причем зимой водителю встречаются четыре типа покрытия, каждый из которых «любит» свою разновидность зимней резины:

  • Сухой асфальт предпочитает липучки — при достаточной ширине протектора и обилии ламелей они дают большое пятно контакта, повышающее сцепление и улучшающее результаты торможения по сравнению с шипованным вариантом.
  • Мокрый асфальт «дружит» с липучками и не переносит шипованных шин. Результаты торможения на фрикционных покрышках не идут ни в какое сравнение с использованием шипованной модели.
  • Накатанный наст предпочитает шипованный вариант, но после оттепели — основной причины появления микронеровностей — по такой дороге можно ездить и на фрикционных покрышках со скандинавским протектором.
  • Гололед поддается только шипованной зимней резине — липучкам на такой дороге делать нечего.

Выводы

Зависимость тормозного пути от скорости и массы авто, коэффициента трения дорожного покрытия влияют на время остановки транспортного средства. Причем единственным верным союзником водителя автомобиля при торможении выступает только шина. Скорость и масса образуют импульс силы, играющий против авто, а состояние дороги и температура могут быть и помощниками (в хорошую погоду), так и противниками (при обледенении дорожного покрытия).

Хотите победить скорость и массу, не обращая внимания на сюрпризы зимней дороги — выбирайте правильные липучки или качественные шипованные шины, например, такие как Goodyear UltraGrip Performance+.

«Цена от» означает рекомендованную розничную цену на товар и может отличаться от цены, предлагаемой дилерами GOODYEAR. Материалы, представленные на данном сайте, носят исключительно информационный характер и не являются публичной офертой в соответствии со статьей 437 ГК РФ.

* Условия каждой действующей акции уточняйте у соответствующего дилера. Материалы, представленные на данном сайте, носят исключительно информационный характер и не являются публичной офертой в соответствии со статьей 437 ГК РФ

Зависит ли тормозной путь от массы авто?

Люди часто прислушиваются к своим ощущениям, и это — здорово! Это особенно важно в межличностных отношениях. Но вот в отношениях с «железной леди» интуиция и ощущения часто нас обманывают. И один из примеров: большинство водителей думает, что у тяжелой машины тормозной путь длиннее чем у легкой. Это миф! Возможно, в некоторых случаях так и есть, но совсем не потому, что одна машина тяжелая, а другая — легкая 🙂 От массы авто тормозной путь не зависит! Удивлены? Я знаю 🙂 И как раз об этом я хочу сегодня написать.

Происхождение мифа

Откуда взялся водительский стереотип, что чем тяжелее машина, тем длиннее тормозной путь? Из практики, когда ежедневно мы используем служебное торможение. Привыкли ездить в одиночку, привыкли перед одним и тем же светофором тормозить за столько-то метров и нажимать педаль на столько-то сантиметров. Потом заполняем салон пассажирами, а багажник – вещами, и на том же светофоре машина хуже тормозит, проезжает дальше.

Здесь корень заблуждения: машина проезжает дальше при том же, привычном нам перемещении педали тормоза. Она способна остановиться так же интенсивно и с тем же тормозным путем, как и в случае одного водителя в салоне. Просто для этого нужно нажать на тормоз чуть сильнее, чем привык водитель. И эта схема будет работать вплоть до срабатывания АБС – предела возможностей торможения. Соответственно, АБС включится и при пустой, и при полной машине. Только чтобы ее включить на полной машине, нужно врезать по педали несколько сильнее, чем это требуется на пустой машине.

Несколько лет назад у нас с приятелями завязался спор на эту тему, они пытались доказать мою неправоту и в качестве подтверждения привели результат эксперимента учеников 9 класса одной из московских школ. Ребята взяли Газель и исследовали на практике зависимость тормозного пути и времени торможения школьного автомобиля-такси от скорости движения и массы. Понятное дело, в их эксперименте загруженная людьми машина при каждом заезде проезжала дальше, чем пустая. Потому что школьники использовали штатное торможение и, видимо, сравнивали тормозной путь машины с разной загрузкой при одинаковом нажатии педали тормоза. Если бы они тормозили экстренно, юзом, тормозной путь был бы одинаковым в обоих случаях. Но экстренное торможение на оживленной школьной улице — дело крайне небезопасное, да и навыки для этого нужны немалые…

Читать еще:  Немецкие марки велосипедов

На что же влияет масса?

Масса машины влияет на нагрев шин и тормозов

В первую очередь, масса влияет на нагрев шин и тормозных механизмов. Чем больше масса автомобиля, тем большей кинетической энергией он обладает и тем больше работы нужно совершить тормозам, чтобы остановить машину. Но запас «прочности» любых тормозов конечен и рассчитан производителем любой машины на штатные условия эксплуатации. Если мы возьмем Peugeot 107 и 10 раз подряд на асфальте затормозим «в пол», разогнав его до максимальной скорости, то спалим тормоза заживо. Или если мы бросим ему в багажник и салон пяток мешков с цементом, а на крышу поместим холодильник, то теоретически тормозной путь не должен измениться. Но штатные тормоза маленького Пыжика не рассчитаны на такую загрузку машины и, вероятно, не справятся с задачей — перегреются. Из-за чего тормозной путь увеличится.

Так что имейте в виду, масса автомобиля не влияет на тормозной путь, если автомобиль исправен, используется в условиях, для которых создавался производителем, и загружен не более разрешенного производителем. Если же вы будете насиловать машину, тормоза могут не выдержать, и тогда не только масса, но и сила дыхания пассажиров будет влиять на тормозной путь :)))

Масса машины влияет на ощущение педали тормоза

Масса также сильно влияет на тормозные свойства машины. Но она влияет не на длину тормозного пути, а на чувствительность педали тормоза и на наши ощущения при этом. Машине все равно, сколько лишних килограммов ей нагрузили, она в любом случае способна на один и тот же экстренный тормозной путь, если выдержат тормоза. А водителю субъективно сложнее, потому что непривычно сильнее давить на педаль.

Еще можно сказать так: тормозной путь нагруженной машины увеличивается пропорционально массе при одном и том же перемещении педали тормоза. Но на предельные возможности машины масса не влияет. И при включении АБС одна и та же машина, будучи пустой или нагруженной, пройдет один и тот же путь до остановки. Понятно, что сравниваем на одной и той же дороге и начинаем тормозить на одной и той же скорости.

Или обратная ситуация: Бронированная Ауди А8 массой тонны 3-4 разгоняется до сотни куда быстрее, чем, скажем, Ока, которая весит килограммов 800, наверное. Тяжелее в разы, а разгоняется быстрее. Это же никого не удивляет. Конечно, все понимают, что масса не играет окончательную роль – поставь движок мощнее и полетит твоя масса, как пуля. А торможение – это ускорение со знаком минус, и здесь все аналогично. Вместо более мощного движка нажми на педаль тормоза сильнее, если машина стала тяжелее, и тормозной путь не изменится. А если еще более тяжелой – нажми еще сильнее, я еще более тяжелой – нажми еще сильнее, предела нет. Пока колодки не сгорят 🙂

Практическое подтверждение

Вы, конечно, можете мне возразить, что это все теория, а на практике все иначе… Однако я уже не первый год провожу курсы контраварийной подготовки водителей и на практике убеждаюсь в справедливости написанного: тормозной путь машины не зависит от ее массы. Кроме того, в следующей статье приведен видеоролик Bremstest с экспериментом на эту тему, и вы сможете увидеть все своими глазами.

В следующей статье будет также рассмотрена физика торможения и я научно обосную, что масса и загрузка машины не влияет на длину тормозного пути.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector