Autoparts-remix.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Взыскание ущерба с дорожных служб судебная практика

ДТП из-за плохой дороги: придется ли водителю доказать соблюдение ПДД

В апреле 2016 года «Мерседес» Ивана Калмыкова* попал в яму на мосту в Великом Новгороде. В результате ДТП машине потребовался ремонт стоимостью более 125 000 руб. А работника местного учреждения «Городское хозяйство», который отвечал за содержание дорог в городе, оштрафовали на 2 200 руб.

Поскольку авария произошла из-за плохого состояния дороги, то возмещения ущерба надо требовать именно с дорожных служб, решил владелец «Мерседеса». Первая инстанция поддержала заявителя и удовлетворила иск, признав, что ущерб наступил из-за плохого содержания и ремонта проезжей части. Суд также указал, что если у ответчика МБУ «Городское хозяйство» средств не хватает, то субсидиарную ответственность несёт соответчик, собственник имущества бюджетного учреждения, в данном случае — администрация Великого Новгорода.

Однако в апелляции рассудили иначе. Новгородский областной суд отменил решение первой инстанции и отказал в удовлетворении исковых требований. По мнению второй инстанции, суду следовало выяснить, соблюдал ли водитель ПДД, мог ли он технически избежать наезда на выбоину при том, что двигался по освещенному мосту со скоростью 60 км/ч. В суде сослались на пункт ПДД, часто используемый в подобных ситуациях — п. 10.1. В нем говорится, что водитель обязан соблюдать предусмотренный на дороге скоростной режим, в том числе с учетом всех внешних и субъективных факторов, чтобы обеспечить постоянный контроль за автомобилем, а обнаружив опасность, должен снизить скорость вплоть до остановки.

Иными словами, суд предложил самому водителю доказать, что избежать ямы на дороге было невозможно. Владелец «Мерседеса» не согласился с подобным подходом апелляции и отправился в Верховный суд.

Состояние дороги vs ПДД

Коллегия по гражданским спорам Верховного суда под председательством судьи Вячеслава Горшкова изучила вопрос и отменила решения нижестоящих судов (дело № 84-КГ17-8). Там заключили, что доказывать свою невиновность должен тот, кто и причинил вред, то есть МБУ «Городское хозяйство».

ВС также не согласился со ссылкой на пункт ПДД, который обязывает водителя вести автомобиль с установленной скоростью. Суды установили, что именно дорожная служба должна поддерживать дорогу в таком состоянии, чтобы по ней было безопасно двигаться с разрешенной скоростью. Но учреждение никак не предупредило о ямах на дороге. Значит, водитель в сложившейся ситуации не виноват, сделали вывод в ВС, отменив постановление апелляции и направив дело на новое рассмотрение в облсуд.

ВС в очередной раз возложил бремя доказывания на того, кто отвечает за причинение вреда. То есть, не важно, мог или не мог водитель увидеть яму, остановиться или объехать её. Ямы таких размеров на дороге быть не должно, и за это отвечают дорожники и местная администрация А обязанность содержать дорогу в хорошем состоянии, а также стандарт безопасности, установлены федеральным законом.

Читать еще:  Английский велосипед складной

Максим Петров, руководитель аналитического отдела, Бюро ПП «Фрейтак и Сыновья»

Как не остаться без компенсации?

Если авария произошла из-за плохой дороги, важно соблюдать ряд действий, которые позволят в дальнейшем отстоять свою позицию в суде и добиться компенсации от дорожных служб. Водителя часто обвиняют в том, что он сам должен был оценить обстановку на дороге. Поэтому особенно важно, чтобы плохое состояние дороги было зафиксировано в протоколе ГИБДД. А вот протокол со ссылкой на нарушение пункта 10.1 ПДД лучше не подписывать — водителю будет труднее доказать правоту в суде.

В суде водитель может потребовать компенсировать не только ремонт автомобиля, но и расходы, связанные с процессом, в том числе стоимость экспертиз.

*Имена и фамилии участников процесса изменены редакцией

Не подал знака

Казалось бы, при выявленных недостатках дорожники должны компенсировать ущерб. Но нет, они предпочитают бороться до последнего. Тем более что в Правилах дорожного движения есть пункт 10.1, согласно которому водитель должен двигаться со скоростью, обеспечивающей возможность постоянного контроля за движением транспортного средства. А при возникновении опасности для движения, которую водитель способен обнаружить, он должен принять все меры к снижению скорости, вплоть до полной остановки. Этот пункт, кстати, часто позволяет уходить от ответственности тем, кто отвечает за состояние дороги. Под него любую аварию можно списать.

Так могло бы быть и в нашем случае, если бы на защиту пострадавшего в аварии не встал Верховный суд.

Итак, некий Валентин Павленко ехал на своем Mercedes CLS 350 по Колмовскому мосту в городе Великий Новгород. Двигался он со скоростью 40 км/час. И влетел в яму. В результате автомобилю был причинен ущерб на сумму более 125 тысяч рублей. Сотрудники ГИБДД, разбиравшиеся с этой аварией, вынесли постановление в отношении работника МБУ «Городское хозяйство» и оштрафовали его на 2200 рублей за то, что он, как должностное лицо, отвечающее за содержание дорог Новгорода, допустил образование выбоины, не соответствующей ГОСТу.

Напомним, что на ямы на дорогах у нас тоже есть ГОСТ. В соответствии с ним предельные размеры отдельных просадок, выбоин и прочего не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см.

Суд первой инстанции постановил взыскать с этого МБУ и с администрации Новгорода в пользу Павленко компенсацию ущерба. Однако ответчики с этим решением не согласились. Апелляционный суд постановил в иске Павленко отказать. По мнению апелляционной инстанции, установленная вина в ненадлежащем содержании дороги не влечет безусловной ответственности МБУ за аварию в данном случае.

Читать еще:  Какой велосипед выбрать для города

При этом суд сослался на тот самый пункт 10.1 Правил и потребовал от истца доказать, что у того не было возможности обнаружить опасность. Тем более что мост был освещен.

Верховный суд с такими доводами не согласился. Он указал, что доказывать свою невиновность должна организация, отвечающая за состояние дороги.

Более того, Верховный суд не согласился со ссылкой на пункт 10.1 Правил. Ведь чтобы водитель мог среагировать на ту или иную опасность, он должен быть о ней предупрежден. Именно дорожная служба должна поддерживать дорогу в таком состоянии, чтобы по ней было безопасно двигаться с разрешенной скоростью. Однако сведений о том, что ответчик предпринял предусмотренные Правилами меры для обозначения опасности при движении по ремонтируемому участку дороги, материалы дела не содержат. Кроме того, судом апелляционной инстанции они не добывались и не исследовались.

То есть о яме на дороге никто не предупреждал. А значит, водитель в этой ситуации не виноват, сделали вывод в ВС. Дело направлено на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.

Что делать если попали в ДТП из — за плохой дороги?

Как известно в России две беды. И зачастую одна по вине другой…
Любой автовладелец знает, как правильно вести себя при ДТП, когда виновником является другой водитель или он сам. Но что делать, если вы попали в ДТП из-за плохой дороги?

Каждому водителю необходимо знать, что российское законодательство защищает права автовладельца на компенсацию ущерба, полученного транспортным средством по причине ненадлежащего состояния дорожного полотна.

Так, статья 28 федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ…» говорит о том, что автовладельцы имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу вследствие нарушений требований закона или технических регламентов по содержания автодорог.

Кроме того Гражданский кодекс закрепляет, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ст.1064 ГК РФ), а в ст.151 ГК РФ предусмотрено право на компенсацию морального вреда.

Алгоритм действия при попадании в ДТП из-за плохих дорог

Чтобы защитить свои права и иметь возможность получить компенсацию за причинённый вред, необходимо знать последовательность своих действий:

  1. Остановите автомобиль, включите «аварийку» и установите на дороге знак аварийной остановки, далее необходимо сообщить о ДТП в ГИБДД. Вам очень пригодятся показания очевидцев, постарайтесь их найти до приезда работников дорожной полиции, а также запишите их фамилии и адреса.
  2. Сфотографируйте повреждения машины и само дорожное покрытие, а также тормозной путь машины. Фотографии должны быть сделаны с привязкой к местности, т.е. на фоне каких-либо объектов (домов, указателей и т.д.).
  3. После приезда сотрудников ГИБДД, примите участие в составлении протокола.
Читать еще:  Действия инспектора дпс при остановке пьяного водителя

Помните, что нельзя подписывать протокол, который содержит пустые сроки. Удостоверьтесь, что все ваши показания, замеры, важные детали зафиксированы.

Случается, что ГИБДД принимает решение о том, что в ДТП виноваты вы, а не дорожные службы. В этом случае решение нужно будет обжаловать в вышестоящей организации. Тут вам помогут фотографии, сделанные на месте аварии, а возможно и показания свидетелей.

Чтобы виновник, в данном случае — ответственные лица дорожных служб, возместил ущерб пострадавшему, нужно доказать сам факт причинения ущерба авто или здоровью водителя и пассажиров. Это должно надлежащим образом быть отображено в протоколе, составленном работниками ГИБДД. Размер и наличие ущерба также может засвидетельствовать независимая экспертная компания.

Как составить иск на ответственных лиц дорожных служб?

После процедуры сбора необходимых документов можно попробовать решить конфликт с сотрудниками дорожных служб мирным путем. Если же миром разрешить вопрос не удалось, то можно обращаться в суд с иском. Составить исковое заявление не так сложно, как может показаться. Оно должно состоять из трех частей:
Заголовок. В нем укажите полную информацию о суде, истце и контакты для связи с вами;
Информационная часть. Должна содержать полную информацию о ДТП, требования к суду и обоснование требований;
Заключительная часть. Должна содержать список прилагаемых документов, дату подачи заявления и вашу подпись.

Грамотно составить иск поможет опытный автоюрист. Если величина компенсации меньше 50 000 рублей, то обращайтесь в мировой суд. Если больше указанной суммы — в районный.

«Нормативы» ям и гололеда.
Полезно будет узнать, что к эксплуатационному состоянию автодорог есть определенные требования. Они должны отвечать всем условиям для обеспечения безопасности дорожного движения. Эти требования доступны всем и прописаны в государственном стандарте Российской Федерации.

Так, например, не всякая яма, неприкрытый люк, гололед могут быть причиной для взыскания ущерба. Стандарты дорожного полотна указывают, что выбоина на дороге должна быть не больше 5 сантиметров в глубину, в ширину не длиннее 60 сантиметров и 15 сантиметров — в длину. В случае появления таких повреждений дорожные службы должны ликвидировать их в срок от 5 до 10 суток. А вот снежная «каша» или гололед тоже является поводом для иска в случае аварии, если погодные условия ухудшили состояние дороги больше 6 часов назад и их не устранили.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector