Autoparts-remix.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Умереть во сне как это сделать

Что делать, если умер близкий вам человек

В христианстве не часто употребляют слово «смерть». От него веет могильным холодом и безысходностью. Более употребимые слова – успение, преставление. Успение – это сон, засыпание. Заснуло смертным сном тело, а душа жива, душа бодрствует. Мы молимся о новопреставленном рабе Божием.

Для христиан смерть — лишь переход на иной уровень бытия, уход к Богу. И похороны для христиан — это не ужасное прощание с человеком, который был, и теперь его нет, а проводы в мир иной любимого человека, чья душа бессмертна.

Если у вас случилось горе ‑ умер близкий человек, придите в любой храм и обратитесь к священнослужителю. Батюшка поможет Вам разобраться с неясными вопросами, подскажет как нужно молиться о усопшем, объяснит, каким образом можно заказать поминание.

После смерти близкого человека родственникам придется позаботиться о многом. Если это возможно, сделайте все сами. Если же слишком трудно самим, пусть кто-нибудь из знакомых уберет и оденет умершего. А вы потом побудьте у тела, вспомните усопшего, вашу жизнь вместе. Подумайте, поплачьте. Смерть нужно принять. Почитайте Псалтырь о упокоении новопреставленного.

В церкви закажите отпевание умершего. Лучше чтобы гроб был простым. Дорогой гроб иногда служит как бы искуплением вины родных по отношению к умершему, что в корне не верно. Если есть такое чувство, лучше его успокоить участием в отпевании, погребении, милостынями с обязательными молитвами об упокоении. В Русской Православной Церкви принято хоронить умерших в земле, а не подвергать кремации. Если почему-либо пришлось хоронить близкого человека без священника, придите в храм и поговорите со священнослужителем. Наверняка батюшка разрешит Ваш недоуменный вопрос. Как правило, в таких случаях служат панихиду.

После погребения чаще старайтесь посещать кладбище. Если Вы являетесь православным христианином и усопший был крещен, то на могиле нужно поставить крест, а не какой-нибудь языческий символ в виде памятника. На кладбище сами собой приходят мысли о бренности жизни, о смысле смерти и жизни будущего века. У могилы усопшего проще сосредоточиться на памяти о нем, помолиться о упокоении.

Не забывайте, что умершему особенно нужны наши молитвы и примирение с ним. Согласно православному преданию, первые три дня после смерти душа человека остается около земли, посещает привычные ей места, как бы вспоминая все, чем была для нее земля. В эти три дня нужно быть особенно внимательными. Нужно более обычного молиться, быть сосредоточенным мыслью на всей многосложности отношений с усопшим. Как говорит приснопамятный митрополит Антоний Сурожский, необходимо развязать все узелки в душе, нужно быть в состоянии сказать усопшему из самой глубины сердца и всего своего существа: «Прости меня!» и сказать также: «Я прощаю тебя, иди в мире».

Обязательно поминайте умерших родных во время утренних и вечерних молитв. Молясь за умерших, мы говорим: «Упокой, Господи, душу раба Твоего». Можно молиться и своими словами. Отцы Церкви советуют: «…Старайся молиться глубоко, искренне, своими словами… просто думай об умерших, это поможет и им и тебе…».

Особенно действенны молитвы за умерших, творимые во время Божественной литургии. Вы подаете записку о упокоении души с именами тех, за кого просите священника помолиться. Во время проскомидии священник вынимает частицы из просфор и молится об упокоении усопших. Это самое большое, что мы можем сделать для умерших дорогих нам людей.

Никогда не теряйте уверенности в том, что смерть, которая для нас – потеря и разлука, есть рождение в вечность, что она – начало, а не конец; что смерть – величественная, священная встреча между Богом и живой душой, обретающей полноту только в Боге.

Какие существуют виды молитв о умерших?

Самое первое поминовение усопшего, это чтение канона об исходе души сразу после смерти. Затем над телом умершего человека как можно дольше (в идеале до погребения) читают Псалтирь.

Следующая служба, это отпевание, которое совершается один раз, непосредственно перед погребением. Как правило, отпевание совершается или в церкви, или на кладбище над телом покойного. В случае, если тело усопшего по каким то причинам отсутствует, как исключение, может быть совершено заочное отпевание. Но этот вопрос, в любом случае, следует согласовать со священником.

Также существуют и другие молитвословия. К ним относится панихида — небольшая служба, во время которой мы просим Бога простить грехи покойного, принять его в Царство Небесное. (Именно панихиды служатся на кладбищах, когда приглашают священника посетить могилку.)

Главное же моление об упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной Литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом Литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных, православных). На проскомидии из просфор вынимаются частицы о упокоении, которые в конце литургии опускаются в Святую Чашу с молитвой священнослужителя: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею, молитвами святых Твоих».

Будем помнить, что поминовение на Божественной литургии — это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.

Часто за усопшего заказывают сорокоуст. Это поминание умерших за Литургией, которое будет совершаться на протяжении 40 дней. Такое поминовение можно заказать на полгода, на год и даже… вечное. Вечное поминание — это поминание человека, которое будет совершаться в этом храме до тех пор, пока стоит храм.

Обязательно нужно молиться об усопших в особые для души, разлучившейся с телом, дни. Это 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти. В эти дни, а также в годовщину смерти нужно обязательно прийти в храм и помолиться за усопшего (заказать поминовение за Литургией, заказать панихиду), исповедаться, причаститься во время Литургии.

Как молиться за человека, если он был не крещен?

О некрещеном человеке можно молиться только самим — дома или в храме. В записках, подаваемых на поминовение, не пишут имена некрещеных. Это не значит, что такой человек проклят, как иногда приходится услышать от несведущих людей. Просто Церковь молится за богослужением только за своих членов, крещеных людей, захотевших быть христианами, или тех, за кого это решение приняли родители (если человек был крещен во младенчестве)!

Длительность ношения траура?

В православной традиции молятся о усопшем как о новопреставленном в течение года. Это же время можно носить траур. Хотя бывают такие потери, что и по прошествии многих лет трудно смириться с утратой…

Свт. Феофан Затворник, наш соотечественник и подвижник XIX века, однажды сказал: «Давайте плакать о почившем… Но плакать по-христиански!» Это значит, что в наших слезах не должно быть безнадежности и отчаяния. Это разлука не навсегда, но лишь на какое-то время. В свое время все мы встретимся за порогом этой жизни. И когда мы молимся за покойного, этим самым мы устанавливаем связь с ним, как бы протягиваем ему руку поддержки.

что делать с вещами умершего?

Кроме молитвы полезно для души умершего подавать милостыню и раздать его одежду или другие вещи еще до сорокового дня. Именно в это время он нуждается в особой помощи. Чем более мы будем милостивы к людям, тем более Господь будет милостив к нам и определит усопшего на благое место на сороковой день, когда совершается частный суд, и где душа человека пребывает до окончательного Судного дня. Сжигание вещей умершего Церковью отвергается, так как это противоречит заповеди о любви к ближнему и является чистым язычеством. Исключение могут составить истлевшие ил испорченные вещи или другие предметы обихода, а так же случаи смерти от инфекционных заболеваний. Если возникают сомнения, всегда можно проконсультироваться со священнослужителем.

Все мы предстанем перед Богом. И дадим Ему ответ в том, как жили. Пока не поздно, пока еще можно что-то исправить, покаяться, измениться к лучшему, воспользуемся этой возможностью. Так как, когда умрем нам самим уже будет невозможно что-то исправить.

Предчувствие смерти. Психологические причины смерти

М.Лодыженский в своей книге «Свет Незримый» пишет: «Предсмертное состояние человека и самый момент его смерти являются для него наиважнейшим переживанием… Смерть — это, в своём роде, главнейший экзамен человеку… насколько его мировоззрение осмыслило самый факт смерти… сделало его лёгким или даже радостным…» Во все века христианства, кроме самых последних, люди старались дать умирающему отойти достойно, по-христиански.

Люди, верящие в Бога, в безсмертие души и загробную жизнь, обычно умирают легко, но страшатся скоропостижной смерти или, говоря точнее, боятся не столько самой смерти, сколько последствия ухода души из тела без покаяния, без молитвы, без примирения с Богом. Иное с человеком совсем неверующим. М.Лодыженский пишет: «Что может представлять собою смерть человека, в коем внедрено сознание, что смертью он совершенно уничтожается? Такая смерть — это или ощущение ужаса, или ощущение тупого отчаяния». Такие люди часто желают умереть сразу, внезапно. Вот как выразил своё желание один из них: «Если уж нужно умирать, то я хотел бы умереть сразу или во сне, чтобы не мучиться». Они хотят умереть без страдания, без мыслей, ничего не чувствуя, — был и нету. Этого могут хотеть только те, кто ничего о смерти не знает, но панически боится её. В этом их желании — большая ошибка, такой смерти — без мыслей и каких-либо ощущений — они не получат.

Физических мучений в смерти нет, но страх и трудные восприятия останутся, потому что в смерти сознание не теряется и исчезновения личности нет. Даже если он умрёт во время сна, ничего не почувствовав, он вдруг увидит себя в странной обстановке, но со всеми мыслями и ощущениями, которых он хотел избежать. Кроме того, при таком понимании смерти и желании ничего не чувствовать эти безпомощные люди, полные страха, теряют весь период терминального роста души, полного радости и примирения. Нам, наоборот, нужно благодарить Бога, если смерть не застала нас врасплох и нам дано время подумать и приготовиться.

Предчувствие смерти

Прежде чем писать о причинах смерти человека, нужно оговориться. Душа бессмертна, поэтому говорить можно только о причинах смерти тела и, что не совсем одно и то же, о причинах выхода души из тела. Нет, конечно, смысла упоминать тяжёлую травму или перечислять разные болезни, разрушающие какой-либо жизненно необходимый орган: здесь причина смерти ясна. Но бывают случаи, когда тело выглядит здоровым и жизнеспособным и когда кажется, что умирать нет никакой причины, а человек тем не менее умирает. Многие хирурги смогут припомнить больного или больную, которые перед неопасной операцией вдруг говорят: «Я операции не перенесу». Это не страх. Говорят они это естественно и спокойно, как о неизбежно ожидаемом событии. Больной был перед операцией обследован — сердце, лёгкие, кровь и всё прочее в порядке, — и тем не менее осторожный хирург оперировать не станет, особенно если когда-то в прошлом он встретился с подобным случаем.

Читать еще:  Можно ли сделать возврат моторного масла в магазин

Русский крестьянин прошлого века, обычно старик, но без какой-либо опасной болезни, решает, что его время пришло, и говорит об этом родным. Он надевает белую рубаху, его укладывают на лавке под образами, дают в руки горящую свечу. И он вскоре умирает. Что это было? Предчувствие? Только предчувствие? Скорее всего, это было желание и призыв, подсознательный призыв, смысл которого: «Я уже готов, хочу перейти туда, прими». Можно вспомнить много подобных случаев и ситуаций. Знает это и художественная литература, даже и нашего безбожного века.

Есть рассказ Ф.Абрамова «Последний старик деревни». Автор после многих лет приезжает в свою деревню. Встречает знакомого старика. «Похудел, высох… да ты ли это?» — спрашиваю. «Я, парень, я… на другую фатеру приказано перебираться». Слов утешения старик не принял. «Нет, нет, не утешай, — отгулял своё. На почту это ходил. Деньги на похороны сымал. Было 600 рублей накоплено, всё снял. Не хочу, чтобы дети на меня разорялись. И хочу проститься с земляками по-хорошему: чтобы все, кто придёт, были угощены». Старик умер в тот же день, под вечер, когда садилось солнце… Спал он обычно на своей кровати, а тут вдруг запросился на пол. Взрослые дети устроили его на полу. «А теперь Матрёна (жена) пущай ляжет рядом со мной». Дети пытались отговорить — «нехорошо ведь», но он настаивал. Матрёну, уже три года бывшую не в своём уме, положили рядом с ним. К ней, видимо каким-то чудом, в эту минуту вернулся рассудок, и она неловко охватила мужа суковатыми руками. «Вот и ладно, — прослезился старик. — А теперь оставь меня одного, я помирать буду». И вскоре на глазах у всех умер».

Смерть, когда не видно никакой физической причины, учёные называют «психологической смертью». Причины они не нашли, но название придумали, и всё выглядит как бы объяснённым. Хорошо известно, что в критическое время тяжёлой болезни исход — жить или умереть — во многом зависит от желания больного. И не только во время опасной болезни. Если человек уверен, что он скоро умрёт, и спокойно говорит об этом как о чём-то очевидном, он, вероятно, скоро умрёт. Ф.М.Достоевский утром 28 января 1881 года спокойно сказал: «Я знаю, я должен сегодня умереть». Вечером он умер.

Желание смерти

Желание и готовность перейти в другой мир, сознательные или безсознательные, чаще возникают у старых людей, но бывают и у молодых. «Природа» часто идёт навстречу такому желанию. Уныние, депрессия, потеря интересов и энергии, разочарование, безцельность жизни рождают желание «уйти от всего этого» и приводят к появлению и развитию разных болезней, включая и рак. Наполеон, ещё далеко не старый и недавно бывший полным энергии, в ссылке на о.Святой Елены теряет всякую надежду, скоро заболевает раком и умирает. Солженицын, имея раковую опухоль, знает, что должен ещё много сказать всему миру, хочет сделать это и выздоравливает. Сильное желание рождает в человеке и в природе какие-то силы, которые способствуют осуществлению его желания. Другим источником жизненной силы, ещё более могущественным, чем желание, может быть вера в Бога и понимание, что наша жизнь и смерть в Божьей воле, а нам нужно просто делать на земле то, к чему мы призваны. Такие люди часто доживают до глубокой старости. У людей же без веры часто появляется ощущение безцельности существования и желание уйти; в результате возникают какие-либо психологические, а потом и физические болезни.

Психологические причины смерти

Смерть имеет не только внешние, но и внутренние причины. У физической смерти часто есть внутренняя психологическая причина. О роли депрессии и чувства безцельности жизни уже сказано, есть, однако, много и других причин. Любое сильное неожиданное переживание может привести к моментальной смерти. «Умер от испуга» — не только оборот речи. На войне солдат может умереть в момент близкого разрыва снаряда, не получив никаких повреждений. Люди умирают и в приступе глубокого горя или даже при неожиданной большой радости. Пишут, что смерть может быть результатом мысленного внушения, о котором его жертва ничего не знала. В древности и в Средние века верили в действенность заклинаний и проклятий. Причина смерти может быть совершенно тривиальной и непонятной. Смерть может наступить в момент любого мелкого, но острого ощущения, связанного с опасением или ожиданием неприятного.

Один из таких очень горьких случаев произошёл в моей практике. Мой пациент, крепкий мужчина средних лет, получал раз в неделю внутримышечные инъекции. Их можно делать безболезненно, вкалывая иглу в момент шлепка ладонью по ягодице. Шлепок не сильный, должен быть острым и коротким. Боли нет, но от неожиданности больной может вздрогнуть. Мой пациент уже получил две или три такие инъекции, но каждый раз был безпокоен, ожидая безобидного укола. При его последнем визите ко мне, получив укол, он упал ничком на пол без дыхания и без пульса. Я в тревоге бросился поворачивать его на спину, чтобы сделать сердечный массаж, но он вдруг вздохнул, и через несколько минут мы мирно и посмеиваясь беседовали о происшедшем. Я не придал всему этому никакого значения — простой обморок. Через два дня я уехал в месячный отпуск. Следующую инъекцию делал мой заместитель. Произошло то же, что и после моей инъекции. Больной упал, но на этот раз жизнь не вернулась. Он умер.

В известной книге «Откровенные рассказы странника» описан следующий случай. Крестьянский обоз. Подъехали к проточному пруду с ледоходом. Молодой крестьянин испытывает желание выкупаться. Начинает раздеваться. Его отговаривают, не пускают. Он вырывается. «Ах так, ну вот тебе!» — и шутя обливают его холодной водой из ведра. Он вскрикивает: «Ах, как хорошо!» — ложится на землю и умирает. Было вскрытие — ничего не нашли.

Психологическая настроенность имеет громадное значение. Были проведены интересные опыты на крысах. Если обрезать крысам усы, их сопротивляемость падает, и в воде они тонут быстрее, чем крысы с усами.

Ранняя и «бессмысленная» смерть

Смерть, а также и жизнь, какими мы их знаем на земле, могут показаться бессмысленными. Родился ребёнок, его воспитывали и учили, а он умирает, не успев ничего сделать в жизни. Безпомощный старик живёт, а юноша умирает. Невеста умирает сразу после венца. Солдат идёт домой с войны и погибает, попав под автомобиль. Смысл может быть только в том случае, если смерть тела не конец существования личности. Смерть солдата может показаться безсмысленной и несправедливой. На войне он подвергался опасности и жил безрадостно и трудно. Ночи без сна, иногда в холодном и мокром окопе, приходилось и голодать, усталость, грязь. Был ранен и намучился немало. Было, конечно и хорошее: тесная дружба с товарищами, о себе не думал, делился иногда последним куском хлеба, рискуя жизнью, вынес раненого товарища из зоны огня. Теперь война кончилась, и он хотел наверстать потерянное — пожить в своё удовольствие — есть, ну и выпить, и хорошо провести время. Думал о ещё молодой и любимой жене, но… на селе много одиноких женщин… Есть много и других соблазнов, а он ещё молод и после долгих лет войны хочет наслаждаться жизнью. Спасительны такие мысли? Что ждёт его. И вот идёт он со станции домой — и вдруг почти моментальная смерть под автомобилем. Предсмертной болезни не было. А что если бы была? Как перенёс бы он крах всех своих надежд? Примирился бы с судьбой? С Богом? За что ему такая жизнь и смерть?

Что было бы, знает Господь , и Он посылает человеку такую смерть и в такое время, когда человеку это лучше всего.

Жизнь человека на земле нужна только для формирования духа, поисков того пути, по которому душа пойдёт в жизни вечной. Это даёт ответ на все наши недоумения и объясняет раннюю смерть праведников, длинную жизнь плохих людей (которым Господь даёт время понять и изменить свои пути) и все те смерти, которые нам могли казаться безцельными и ненужными. Важны не дарования и способности, которыми мы владеем, а то, как мы ими пользуемся. Протоиерей Сергий Булгаков пишет: «Физическая смерть имеет для своего наступления внутренние времена и сроки».

Время нашей жизни и смерти в руках Господа

У смерти есть свои внутренние причины; внешние факторы — болезни и несчастные случаи — ведут к смерти человека тогда, когда дальнейшее земное существование уже не имеет смысла для жизни души. Время нашей жизни и смерти в руках Господа. Час смерти часто связан с духовной миссией человека. Праведник иногда хочет умереть и просит об этом, но Бог может оставить его жить дольше.

Некоторые люди недоумевают, почему Господь не дал нам предвидения смерти, если помышление о ней столь благотворно. Святоотеческие писания поясняют, что это нужно для нашего спасения: «Ибо… человек, задолго предузнавший время своей смерти, проводил бы жизнь свою в беззакониях и на самом исходе из сего мира приходил бы к покаянию. Но от долговременного навыка грех делался бы в человеке второю природою, и он оставался бы совершенно без исправления».

Предвидения смерти нам не дано, но предчувствие смерти бывает нередко. Предчувствие — это не страх смерти, в известной степени они даже противоположны друг другу. Страх смерти чаще всего бывает у нераскаянных людей плохой жизни, отвергающих Бога. Для них смерть означает потерю всего, что они знают и любят. Они её боятся и не хотят, предчувствие смерти у них бывает очень редко. Могут быть предчувствие и боязнь чего-то плохого после смерти, но её близости они не чувствуют. Даже наоборот, до самого конца они могут не видеть явных признаков её приближения, как у Солженицына в «Раковом корпусе»: «Уж кислородную подушку сосёт… а языком доказывает «не умру».

Человек праведной жизни часто предчувствует свою скорую смерть, он не боится, просто спокойно ждёт, а иногда хочет её прихода. После естественной и неисковерканной жизни он и смерть принимает как что-то естественное и нормальное. Вероятно, это похоже на то, как человеку, уставшему от дневных трудов, хочется заснуть. Его смерть будет мирной и лёгкой, как засыпание, как успение.

Почему мы боимся умереть? Рассуждают ученые, активисты, священник и адепт Death Positivity

Есть ли загробная жизнь? Что мы почувствуем в момент смерти? И нормально ли планировать собственные похороны? «Афиша Daily» присмотрелась к главным страхам, связанным со смертью, вместе с психотерапевтом, биологом, антропологом, художницей, онковыздоравливающей, активисткой и священником.

Смерть в психологии

Страх смерти и конечность — одна из базовых основ психотерапии. Всего их четыре — несовершенство мира, одиночество, страх смерти и отсутствие глобального смысла. Сейчас это не основная тема обращений клиентов, но обычно количество панических атак и обращений, связанных со страхом смерти, увеличивается после террористических актов и громких смертей молодых знаменитостей.

Читать еще:  Альфастрахование от кражи если полис не активирован

В психологии страх смерти — это комплекс тревожных переживаний о собственной конечности или о конечности близких людей, направленный на сохранение. Люди боятся умереть, потому что этот страх необходим для выживания. Назвать это «просто инстинктом», наверное, невозможно, но в целом большей части живых организмов свойственно избегать неприятных и опасных воздействий. Это позволяет им дольше оставаться живыми.

Как формируется страх смерти

Сначала ребенок не знает, что умрет. Его базовый страх — это страх сепарации, потери заботливого взрослого рядом. Когда к ребенку долго никто не подходит, он пугается и кричит, потому что это сильное переживание.

Затем ребенок узнает, что его родители старше него, что однажды они умрут. Культура сообщает ребенку об этом через сказки, где есть мачехи, убитые отцы или братья. Затем он видит трупики на улицах — мертвые бабочки, убитые комары. Иногда дети встречаются со смертью домашних питомцев, голубей или дворовых котят. Так ребенок постепенно узнает, что он и сам смертен. Обычно это сильное переживание, которое происходит в возрасте 4–5 лет. Большая часть детей реагирует на это негативно: они сообщают, что не умрут никогда, запрещают своим родителям умирать. Но постепенно привыкают.

Переживание утраты

В каждой культуре есть свои способы обращения со смертью, даже в России у разных национальностей и в разных регионах отношение к ней очень разное. Если говорить о российской системе, которая охватывает большую часть людей, то похороны, а затем поминки на 9 дней, 40 дней и год соответствуют нормальным стадиям проживания горя и завершения траура. Так и должно быть.

В Чехии есть Костница — церковь, украшенная гербами и люстрами из костей людей, погибших во время чумы. Скорее всего, так люди переживали травму потери большого количества близких, родных и соседей. Разумеется, это требовало некоторого особого отношения к происходящему, но больше или меньше они боялись смерти, чем мы сейчас, — трудный вопрос. Иногда, чтобы справиться с чем-то, ты должен подойти к этому поближе. А иногда отойти подальше — это индивидуальный выбор.

Когда страх становится патологией

О патологии можно говорить, когда страх начинает мешать жить и совершать повседневные действия. Если человек ничем не болен, ему ничто не угрожает, он достаточно молод и при этом постоянно думает о смерти, скорее всего, произошла какая-то травма и он приближается к фобии.

Фобию характеризуют навязчивые мысли или действия, которые не приносят успокоения: например, если человек прошел базовые обследования, ему все говорят, что он здоров, а он все равно боится умереть от неизвестной болезни. Или не может подходить к пешеходному переходу. Или испытывает трудности со сном. Если прямой угрозы нет, а есть сильный страх и переживания, необходимо обратиться к доктору за противотревожными препаратами и к психологу для оказания терапевтической помощи. Страху противостоит рациональное мышление — тревога гасится только работой лобных долей, поэтому разборы травм снижают уровень тревоги. Но только при условии, что нет никаких нарушений в головном мозге.

Страх смерти как эволюционный механизм

С точки зрения эволюционной биологии механизмы, которые предохраняют нас от того, чтобы наносить себе увечья, важны для выживания и передачи генов потомкам. Допустим, среди людей распространена боязнь высоты, ведь если ты видишь перед собой пропасть, тебе лучше перестать двигаться в сторону этой пропасти. Эта особенность встречается даже в детском возрасте — она помогает людям не упасть с высоты, выжить, достичь репродуктивного возраста и оставить потомство.

В разных культурах присутствует разное отношение к смерти, разные представления о том, что это такое. Есть люди, которые, прекрасно отдавая себе отчет в том, что смерть — это конец, утверждают, что их вполне устраивает уже тот факт, что они вообще пожили. Например, Ричард Докинз говорит, что невероятно счастлив, что ему вообще удосужилось родиться, ведь многим потенциальным людям даже этого не удалось сделать.

Вечный вопрос — что первично в человеке: социальное или биологическое. И одно, и другое важно. Что-то заложено природой, что-то формируется в зависимости от того, как человек развивается в обществе. Социальное накладывается на биологическое, но базовые страхи перед конкретными угрозами, которые могут привести к смерти, присутствуют в нас с самого раннего возраста. Сюда можно отнести реальные сиюминутные угрозы в виде хищников, темноты, чего-то горячего, острого, высокого.

Формирование ошибочных страхов

Страхи, которые возникают у человека не в раннем детстве, а чуть позднее, становятся следствием способности мозга формировать ассоциации, строить причинно-следственные связи. Грубо говоря, человек подвергся определенному стимулу и в результате оказался в состоянии, когда врожденные детекторы ему сигнализируют, что он поступил неправильно. Ему может быть больно или холодно, он может испытывать страх. Когда человек оказывается в состоянии стресса, его мозг автоматически пытается, проанализировав предыдущий опыт, понять, что привело к этой плачевной ситуации.

Во многих случаях это очень важный механизм, помогающий нам обучаться и выявлять реальные и потенциальные угрозы, которые сложно было заранее предвидеть тысячу лет назад, когда эволюционировали наши предки. Но с другой стороны, у этого механизма бывают сбои. Иногда люди формируют страхи перед чем-то, что на самом деле никакой угрозы не несет. Страх формируется просто потому, что так совпало: черный кот перебежал дорогу и после этого случилось какое-то несчастье — человек находит здесь взаимосвязь и начинает бояться черных котов, перебегающих дорогу.

Это пример магического мышления — неправильно построенной причинно-следственной связи. Но наш мозг эволюционно способен строить разные причинно-следственные связи — как правильные, так и в некоторых случаях неправильные. Поэтому он способен как формировать адекватные связи между реальной опасностью и возможными последствиями от этой опасности, так и вымышленные страхи — когда что-то в действительности совершенно не опасно.

Русская и американская смерть

Последние два века смерть в России да и во всем мире — вопрос не традиции и религии, а исключительно тех услуг и товаров, которые предлагают похоронные агентства. Предложения эти основываются на том, какие нормативно-правовые ограничения существуют в обществе и какая похоронная инфраструктура доступна людям. Например, в Америке имеются все возможности для создания частной инфраструктуры и поэтому появляются похоронные дома, где есть комнаты бальзамации, комнаты прощания, катафалки и даже кладбища и крематории в рамках одного похоронного кластера. Это очень быстро приводит к фетишизации мертвого тела, так как похоронные директора имеют над ним полный контроль, а с помощью разветвленной инфраструктуры могут предлагать все новые и новые услуги.

Отличительная особенность России в том, что частную инфраструктуру создавать нельзя, регулирования нет. При этом государственная похоронная инфраструктура не работает и не развивается, ровно как и другая инфраструктура: дороги, дома, ЖКХ. Именно это и определяет специфику той самой «русской смерти», которую многие улавливают как особую мрачную эстетику. Многие видят здесь некую эсхатологию, упадничество. На самом деле это обыкновенная бесхозность, которая вообще характерна для стран третьего мира, где отсутствует восприятие инфраструктуры как воплощения идеи «общего блага».

Похоронная сфера изначально убыточна, так как величина спроса постоянна, а конкуренция высокая. При этом прибыль размывается между десятками агентов, включенных в процесс организации похорон. Похоронная индустрия может функционировать, только если есть высокая маржинальность за счет продажи сопутствующих товаров и искусственного завышения цен на продукцию. Так индустрия функционирует везде — именно об этом я пишу в своей книге «Рождение и смерть похоронной индустрии: От средневековых погостов до цифрового бессмертия».

Несмотря на то, как далеко шагнули наука и новые технологии, какие колоссальные возможности открылись в медицине, подавляющее число людей в мире верят в загробную жизнь, существование рая и ада. Казалось бы, мы живем в современном секуляризованном мире — но люди верят в спиритические вещи. Это и в Америке, и в России. Единственная разница в том, что там смерть — это более спецификализированный процесс. Там невозможно умирать, чтобы никто об этом не знал и государство никак не было вовлечено в этот процесс. В России же умирание и смерть — вещи, к которым государство относится очень просто: «Не нагружаете нас этой социальной проблемой — ну и хорошо, главное отметить, что пенсию больше не надо платить».

В своей книге я пишу обо всех этих вещах вроде «позитивного отношения» к смерти, которое является новым трендом в похоронной индустрии, — то есть активного вовлечения покупателей в процесс исполнения заказа. Это и экопохороны, и DIY-похороны (DIY-культура — Do It Yourself или «сделай сам». — Прим. ред.), и акцент на мемориализацию и «дизайнерские» похороны, как подобие организации свадеб. Подобные новые практики вырастают не из того, что люди неожиданно захотели каким-то уникальным образом показать свое позитивное отношение к смерти, а из переосмысления того, что вообще такое человек, что такое жизнь и что такое смерть человека — главным образом из-за изменения отношения к телу и телесности. Это видно на фоне серьезных конфликтов, с одной стороны, вокруг феминизма, сексуальности, боди-позитива, боди-шейминга и, с другой — вокруг фитнес-индустрии, спорта, пластических операций. Это ведет к тому, что привычная целостность тела и необходимость его сохранения не связывается с личностью. В результате происходит отказ от традиционного погребения и всех сопутствующих аксессуаров. Поэтому, например, кремация становится абсолютным трендом на Западе.

Избирательная табуированность

Я противник всей этой истории про «табуированность смерти». С точки зрения критического подхода к знанию, к интерпретациям, то, что тема смерти табуирована, — абсолютно пустое высказывание, которое не находит себе никакого подтверждения. Очень удобно, когда ты, например, психоаналитик, рассуждать, что все вырастает из двух вещей: или из секса, или из страха смерти. И очень легко все вокруг именно этим объяснять: «У вас проблемы на работе? Это детская травма на фоне сексуальности и смерти». Получается всеобъемлющая теория, которая на все всегда дает свой ответ. Я не спорю, что эти темы крайне широки и находят проявление практически в любых областях, но концепция страха смерти как некой врожденной константы сильно ограничивает нас в познании.

Разговоры о табуированности очень избирательные. Когда мне кто-то задает вопрос, не табуирована ли у нас тема смерти, я отвечаю: зайдите в любой православный храм — и вы увидите кучу мертвых, буквально засушенных тел (имеются в виду мощи святых. — Прим. ред.) — это табуированность смерти? Или возьмите самый крутой перформанс последних лет, когда привезли мощи Николая Чудотворца и миллионы людей стояли в километровых очередях, чтобы поцеловать сушеное мертвое тело. Или смотрим фильм и видим убийства, кровь, разорванные мертвые тела — это табуированность смерти? Только когда мы говорим о родном покойнике, у нас возникают какие-то сложности. Я думаю, это просто специфика разговора и совершенно не показатель табуированности.

Читать еще:  Ремонт главного тормозного цилиндра ваз 2109

Не нужно путать табуированность темы (как запрет) и отсутствие разговора (языка и умения говорить) о личном опыте. Мы здесь похожи на немого человека, который, может быть, и хочет говорить, но не может, потому что не обучен или не имеет возможности.

Сам факт, что эта тема сейчас поднимается, говорит о том, что ее готовы обсуждать. Другой вопрос, что в советской и постсоветской культуре нет языка, на котором можно поговорить о смерти и умирании. Его достаточно тяжело вырабатывать.

При этом я уверен, что большинство людей сейчас в той или иной степени готовы обсуждать смерть. Конечно, не так прямо: «Эй, чувак, ты скоро откинешь копыта, давай обсудим, как это будет». Очевидно, это немножко некорректно, ведь не всем нравится об этом говорить за чашкой кофе. Но мы знаем различные истории, когда люди обсуждают, сидя на кухне, кому достанется квартира после смерти бабушки. И такой разговор о смерти почему-то достаточно популярен, он не вызывает отторжения. А если просто поговорить о смерти бабушки, убрав из разговора квартиру, уже окажется, что об этом говорить нельзя. От смерти не убежать — нужно учиться говорить о самом важном.

«Старайтесь не спать – во сне слишком часто умирают»

Сомнолог, руководитель Центра медицины сна Александр Калинкин о том, так ли благостен сон, как его малюют

Врач-кардиолог, сомнолог, руководитель Центра медицины сна Александр Калинкин прочитал в Политехническом музее лекцию «Сон – отдых или разрушение?». Slon публикует ее фрагменты.

Большинство погибнет без сна через пять-шесть суток

Сон, безусловно, очень важен для человека. Максимальная продолжительность жизни без сна, которая была подтверждена и внесена в Книгу Рекордов Гиннесса, – 11 дней. Без пищи человек может обходиться 73 дня, без воды – 18 дней, без сна – 11. Но если говорить о большинстве людей, то большинство погибнет без сна через пять-шесть суток. Есть люди, которые считают, что они вообще не спят, – это так называемая парадоксальная инсомния. Человек говорит, что за последние 10-15 лет он не спал почти ни одной ночи. Мы проводим исследование – и выясняется, что человек совершенно нормально спит. Но у него нет этого ощущения – сна.

Если человек плохо спит и его неправильно лечат, это приводит к трагедиям. Как это было с Майклом Джексоном. Узнав о его смерти, я сразу вспомнил о том, что он хотел прожить 150 лет и поэтому спал в специальной палатке, наполненной чистым кислородом под давлением, превышающем атмосферное (это условия так называемой «гипербарической оксигенации»). Но в последние годы он страдал выраженной инсомнией (профессиональный термин, обозначающий бессонницу), и врач, проводя терапию, устал от жалоб пациента и назначил ему лекарственный препарат, который используется в анестезиологии для погружения в искусственно-медикаментозный сон. По сути, у Майкла Джексона остановилось дыхание (это было подтверждено группой экспертов), и он погиб во время сна.

Мы много времени посвящаем различным научным исследованиям и недавно оценивали сон и сонливость у активной части жителей Москвы. Немного шокирующим для меня оказался тот факт, что 80% студентов одного из крупнейших вузов ложатся спать с 12 до 3 часов ночи. То есть у них происходит серьезный сдвиг во времени засыпания, что крайне негативно влияет на состояние человека на следующий день (до 50% из них засыпают на лекциях). Интересно, что человечество все меньше спит: за последние сто лет продолжительность сна сократилась примерно на 2 часа и продолжает сокращаться. Это одна из причин пандемии, заболеваний кишечной и нервной системы, аутоиммунных процессов и других болезней, потому что сон напрямую связан со здоровьем человека.

Одна из распространенных гипотез, зачем человеку сон, такова. Когда мы не спим, мы взаимодействуем с окружающей средой, поэтому в основном работа головного мозга направлена на обработку внешней информации. Сон же необходим для того, чтобы головной мозг получал информацию от внутренних органов и проводил восстанавливающие действия в организме.

Кроме бессонницы, можно говорить о множестве других патологий сна. Например, о такой патологии, как нарколепсия, которая была у Леонардо да Винчи. Он считал, что он совершил такое огромное количество открытий именно из-за своего заболевания. Действительно, очень многие творческие люди с нарколепсией пишут музыку, картины, сочиняют книги. Симптомом же этого заболевания является постоянное сонливое состояние человека: ему почти всегда хочется спать. Он может не спать ночью, но спать днем, причем заснуть во время ходьбы или разговора с другим человеком. При этой патологии во время каких-то эмоциональных потрясений у человека обмякают мышцы. Например, человеку рассказали анекдот, и он действительно упал от смеха. При этом он не теряет сознание, но мышцы совершенно перестают его слушаться.

Сон – это непассивное состояние, и зачастую даже агрессивное

Сон – это состояние нестационарное, неоднородное. В течение сна мы погружаемся то в одну, то в другую его фазу; существует несколько стадий так называемого медленно-волнового сна. Примерно через 90-120 минут возникает первый эпизод REM-стадии (Rapid Eye Movement) сна, когда глаза человека начинают двигаться как у хамелеона: в разные стороны, в разных направлениях. Эта стадия хорошо заметна у спящих детей, потому что у них представленность этой фазы гораздо больше, чем у взрослых, особенно у новорожденных (50% сна у них занимает именно эта фаза). Потом после этого эпизода снова возникает медленно-волновой сон, потом REM-стадия сна (или парадоксальный сон, как его еще называют).

Раньше считали, что сновидения возникают преимущественно в REM-стадии сна, и движение глаз человека – это будто бы слежение за объектами во время сна. На самом деле, ничего общего – движение глаз не сопровождает никакие объекты. Но чаще всего мы просыпаемся именно из этой фазы и чаще всего именно с ощущением сновидения. Если мы посмотрим, как работают зоны головного мозга во время этой стадии сна, то мы заметим, что они задействованы даже активнее, чем во время бодрствования. Подчеркну, что сон – это непассивное состояние и зачастую даже агрессивное: особенно REM-стадия. Именно в REM-стадии преимущественно возникают различные нарушения дыхания, сердечного ритма, которые зачастую приводят к смерти во время сна. В медленно-волновом сне и при депривации (расстройстве) сна мы видим значительное снижение метаболизма по сравнению с REM-стадией сна.

Может ли спать часть коры головного мозга? Казалось бы, вопрос провокационный – обычно мы представляем себе сон как состояние всего организма. Но эксперименты последних лет показывают, что если отделить часть коры головного мозга и поместить ее в питательную среду, то те потенциалы, которые генерируют клетки коры головного мозга, напоминают медленно-волновой сон.

В течение жизни одного человека сон претерпевает достаточно серьезные изменения. 50% сна младенца занимает REM-стадия, но со временем эта стадия уменьшается где-то до 20-25% у взрослого человека. Также в значительной степени с возрастом уменьшается представленность медленно-волнового сна. Это очень важная часть сна, которая определяет рост человека, потому что именно в эту фазу вырабатывается так называемый соматотропный гормон. И фраза о том, что дети растут во сне, действительно имеет под собой основание.

Очень важна для поддержания качества сна выработка мелатонина – гормона, который вырабатывается шишковидной железой, – и она во многом зависит от освещенности, от света, который попадает на сетчатку глаза человека. При большей освещенности концентрация гормона снижается, когда наступает вечернее время, концентрация гормона начинает увеличиваться. Медленно-волновой сон как раз приходится на первую треть ночи, потом концентрация этого гормона резко падает, и это одна из причин того, почему утром мы все-таки просыпаемся.

Для некоторых людей сон – это не отдых, а быстрое разрушение

Для здоровья человека важны три компонента – питание, физическая активность и качество сна. Я бы хотел показать на одном из примеров, как питание определяет сон. Возьмем аминокислоту триптофан, которая содержится в большом количестве продуктов – прежде всего, в молоке, сырах, шоколаде, бобовых, бананах. Именно из этой аминокислоты образуется мелатонин – тот гормон, который во многом определяет качество сна человека и его засыпание. Поэтому нехватка данных продуктов в рационе может приводить к нарушениям сна.

Теперь железо. Дело в том, что железо не синтезируется – оно поступает к нам с мясной пищей. Дефицит железа представлен почти у 3,5 миллиардов людей, населяющих нашу планету, а он ведет к тому, что нарушается уровень дофамина. Нехватка этого вещества приводит к тому, что мышцы начинают самостоятельно спонтанно сокращаться через определенные интервалы времени, и если мы говорим о периоде бодрствования «до засыпания», то это так называемый «синдром беспокойных ног», когда у человека возникают неприятные ощущения в ногах перед сном или в покое – например, при длительном сидении за компьютером. Этот синдром обычно сопровождает непреодолимое желание все время двигать ногами. А во время сна мы можем наблюдать синдром периодического движения ног, когда мышцы ног с интервалом буквально в 30-40 секунд сокращаются. Из-за этого сон человека прерывается, фрагментируется – бывает, что человек вообще не может из-за этого спать.

Но еще более опасное явление – это остановка дыхания во время сна, которая происходит у очень многих людей. Происходит коллапс мышц гортанной глотки, и воздух просто не поступает. Когда мы стали углубляться в тему остановки дыхания, мы к своему удивлению обнаружили, что она есть у всех зимоспящих животных. Они даже храпят – когда подходишь к медвежьей берлоге, оттуда доносится храп. Спячка длится у медведей полгода, причем не в состоянии глубокого погружения, а в естественном сне, поэтому их можно нечаянно разбудить. Дело в том, что в течение полугода они ничего не едят и не пьют, а резкий сброс веса у них происходит только после того, как они выходят из берлоги. Одним из главных механизмов сна у них является задержка воды в организме. Пока медведь дышит, он выделяет с дыханием примерно стакан воды в течение суток. Поэтому у медведей происходит задержка дыхания во время сна, ведь если медведь будет выделять стакан воды ежедневно, то за полгода он иссохнет, превратится в мумию.

У людей остановки приводят к тому, что снижается содержание кислорода в крови, сердце начинает учащенно биться и человек просыпается. Иногда мы фиксировали несколько сот таких остановок в течение сна. Максимальное, что мы видели, – 1200 остановок дыхания в период восьмичасового сна. Для таких людей сон – это не отдых, а быстрое разрушение. Иногда остановки дыхания длятся минуту-две, но если они длятся еще дольше, то человек погибает. Как говорил хорошо известный писатель Марк Твен, «старайтесь не спать – во сне слишком часто умирают». И это действительно так для пациентов с остановками дыхания.

Видеозапись лекции можно посмотреть на сайте Лектория Политехнического музея.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector