Autoparts-remix.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Спортивный велосипед хвз

Велосипеды ХВЗ: испытанные временем и потребителями

История Харьковского завода по производству велосипедов, названного в честь Г.И.Петровского, насчитывает уже почти целое столетие. Впервые с конвейера сошли новенькие модели роверов еще в 1923 году. Годом позднее два авантюрных студента, Фрейдберг и Князев, задумали беспрецедентное испытание велосипедов. Затеяв объехать на еще не испытанных временем моделях велосипедов практически кругосветное путешествие, рисковали они сильно. Тем не менее, байки с успехом преодолели большую часть России и Поднебесной, европейских и латиноамериканских стран.

Интересно, что харьковский велосипедный завод с тех пор лишь поднимает планку качества: 25% роверов, которые собирают в СНГ, выходят с конвейера именно этого старейшего предприятия. Первое государственное учреждение, ориентированное лишь на выпуск велосипедов начинало лишь с нескольких экспериментальных моделей, которых становилось больше с каждым годом. Кстати, на момент становления завода в цехах велосипеды производили преимущественно вручную.

1926 год был ознаменован выпуском первой модели, названной «Украина», которых за 2 года вышло более 11000 экземпляров. Наращивал объемы производства завод вплоть до второй мировой и перепрофилирования под военные нужды, а по ее завершении незамедлительно вернулся к обычной деятельности. Выпускались женские и детские роверы, ситибайки и спортивные модели. Недавно завод обновил линейку продукции байков, существенно расширив и адаптировав под нужды покупателей.

«Украина»: дорожный байк с долгой историей

Пожалуй, ни один велосипед не пользовался такой заслуженной популярностью, как «Украина». Символ дорожного ровера в СССР, он ценился за невысокую стоимость и неприхотливость. Ездить на таком байке можно было хоть по асфальту, хоть по грунтовке, поэтому его одинаково активно приобретали сельские и городские жители.

Женская модель ХВЗ “Украина” .

Мужская модель ХВЗ “Украина” .

Все модели снабжены крыльями, которые надежно оберегают байкера от грязи и брызг, а также имеют багажник для перевоза грузов.

Велосипед “ХВЗ Украина LUX” .

«Турист»: история и актуальное время

Велосипед ХВЗ “Турист” .

Сегодня байк относится к многоскоростным, выполняется на раме из стали, которая имеет сварную конфигурацию. Традиционно эту деталь для ровера производят из небольших и тонких стальных трубок, которые одновременно дают конструкции прочность и облегчают ее. Тормоза, которыми комплектуется байк, относятся к типу V-brake. Современное производство модели предполагает использование запчастей от компании Ventura. Среди дополнительных плюсов байка называют наличие защитных крыльев, которые препятствуют попаданию брызг, а также мобильного багажника. Руль монтируется на вынос. Стоимость ровера составляет менее 100 долларов, однако по надежности этот байк дает фору многим конкурентам, даже более дорогим.

«Старт-шоссе»: для любителей и продвинутых

Велосипед ХВЗ “Старт-шоссе” .

Если выделить плюсы советского шоссейника, стоит указать на удобство посадки и наличие 2х передач в задней части и 5ти — в передней. Кроме того, наличие шин однотрубной конструкции дополнительно облегчает модель и делает ее более спортивной. Удобство обеспечивает каркасное седло, а надежность эксплуатации — клещевые тормоза. Дополнительное усиление педалей из металла позволяет экономить усилия байкера при езде.

«Спорт»: для туризма и отдыха

Велосипед ХВЗ “Спорт” .

«Рекорд»: трековая советская модель

Велосипед ХВЗ “Рекорд” .

Модель очень облегчена: масса ровера не превышала 8,6 кг для развития скорости на треке. Профессиональные спортсмены высоко оценивали жесткое седло: оно опиралось на верхнюю трубу, было сделано на основе стали и покрыто пластиком. Раму изготавливали из легированных сортов стали в виде труб с тоненькими стенками. Все было направлено на облегчение конструкции и сохранение производительности, поэтому колеса обязательно комплектовались облегченным вариантом ободов и производились на основе профильной трубы из дюралюминия и спецсплава. Спицы на колесах предполагались редуцированные, со снижением диаметра в средней части. Для руля выбирали особо прочный сплав алюминия, а располагали его глубоко, с удлинением выноса.

Благодаря использованию дюралюминия и других легких сплавов для передней звезды и шатунов конструкторам удавалось дополнительно снизить массу ровера.

«Спутник»: еще один друг туриста

Велосипед ХВЗ “Спутник” .

Спецзаказ: велосипеды с индивидуальностью

Отдельно стоит упомянуть спецзаказы. Сюда входят трековый байк «Спринт», который изготавливали исключительно для самых выдающихся советских гонщиков, которые использовали ровер для командных заездов и индивидуальных. При этом работа была штучной, под особенности конкретного велоспортсмена. Для производства байка брались трубы исключительно импортные.

Велосипед ХВЗ “Метеор” .

Велосипед ХВЗ “Тахион” .

Сегодня завод, в сотрудничестве с компанией «Usi», выпускает горные, подростковые, шоссейные, городские модели байков по привлекательной цене. Покупатели по-прежнему ищут на велосипедах знакомый с детства логотип с ласточкой и лучами солнца, который и сегодня остается украинским знаком качества для велосипедов.

Видео. Репортаж о Харьковском велосипедном заводе

Советские спортивно-туристские велосипеды ХВЗ — «Спорт», «Спутник»

Недавно я обзавелся винтажной рамой Старт-шоссе В-553 1966 года выпуска, о чем в цвете и в картинках расписал в предыдущей записи, поэтому мне волей-неволей пришлось найти архивные материалы по всем спортивно-туристским велосипедам производства ХВЗ той эпохи. Возможно, буду лепить крокодила, а может быть, займусь реставрацией. В любом случае, приведенный ниже материал помог мне разобраться с классификацией и особенностями спортивных велосипедов, которые выпускал в советское время Харьковский велосипедный завод. Надеюсь, поможет он и вам — всем тем, кому нечего делать и кто решил заняться разведением семейства Crocodylia.

Читать еще:  Замена цепи на мазда сх 7

Итак, выкладываю действительно ценную информацию. Не забудьте добавить эту страничку себе в закладки — еще пригодится.

Велосипеды спортивного типа начали изготовлять в СССР впервые в 1949 году. Тогда на Харьковском велосипедном заводе было организовано производство специальных велосипедов для гонок на шоссе и треке, а также легкодорожных велосипедов – облегченных, легких на ходу, с многоступенчатой передачей, используемых для туризма и начинающими заниматься велосипедным спортом для тренировок.

Спортивные велосипеды выпускали следующих видов: спортивно-туристские, шоссейные, трековые и кроссовые. Ниже приведена конструктивная схема спортивно-туристских велосипедов.

где 1 — задний переключатель передач; 2 — втулка заднего колеса; 3 — задний щиток; 4 — заднее колесо; 5 — задний тормоз; 6 — седло; 7 — сумка; 8 — рама; 9 — руль; 10 — передний тормоз; 11 — передний щиток; 12 — передняя вилка; 13 — переднее колесо; 14 — втулка переднего колеса; 15 — насос; 16 — педали; 17 — передний переключатель передач; 18 — кареточный механизм; 19 — цепь; 20 — задний багажник.

Спортивно-туристский велосипед модели В-301 «Спутник» был предназначен для езды по дорогам с улучшенным покрытием, а также для туристских поездок.

Особенности В-301 «Спутник»:

  • уменьшенная база, улучшенная геометрия рамы с более крутым наклоном головной и подседельной труб и облегченные колеса с коробчатыми ободьями из алюминиевого сплава;
  • втулка заднего колеса бестормозная с четырехступенчатой трещоткой;
  • переключатель передач – параллелограммного типа;
  • тормоза ручные, клещевые с центральной тягой на оба колеса;
  • руль спортивного типа алюминиевого сплава;
  • педали – облегченные с литым корпусом, допускающие установку туклипсов;
  • щитки колес – узкие;
  • седло с мягкой покрышкой;
  • оснащен удлиненным щитком цепи, задним и передним багажником.

Спортивно-туристский велосипед В-542 «Спорт» Харьковского велосипедного завода предназначался как для туристских поездок, так и для спортивных целей.

Особенности В-542 «Спорт»:

  • в отличие от велосипеда В-301 он имел 8 передач с четырехступенчатой трещоткой и двумя ведущими звездочками в блоке;
  • передний и задний переключатели передач – параллелограммного типа, задний – усовершенствованной конструкции;
  • седло – с твердой кожаной покрышкой на стальном каркасе;
  • педали пластинчатые с туклипсами;
  • при использовании велосипеда В-542 для спортивных целей рекомендовалось заменить в нем колеса, имеющие коробчатые ободья с бортовыми шинами, на колеса с ободьями из профилированных труб и однотрубными шинами (как в спортивно-шоссейных велосипедах).

Спортивно-туристский велосипед В-542-01 «Спорт» производства ХВЗ предназначался как для спортивных соревнований, так и для туристских поездок.

Особенности В-542-01 «Спорт»:

  • передний и задний переключатели передач – параллелограммного типа усовершенствованной конструкции;
  • тормоза ручные, клещевые с центральной тягой на оба колеса, с улучшенными колодкодержателями;
  • руль спортивной формы, из алюминиевого сплава с новым креплением при помощи односкосного клина;
  • седло мягкое, удобной формы;
  • велосипед был оснащен:
  1. защитными дисками – на втулке заднего колеса для предохранения от возможного попадания переключателя в спицы, на каретке для защиты от попадания одежды между цепью и ведущей звездочкой;
  2. педалями со световозвращателями;
  3. удлиненными рукоятками манеток переключателей передач, закрепленными на стержне руля;
  4. узкими хромированными щитками колес и откидной подставкой;
  • стержни руля и подседельный имели указатели ограничения высоты подъема седла и руля;
  • для использования велосипеда В-542-01 в спортивных соревнованиях на шоссе необходимо было заменить колеса, имеющие коробчатые ободья, на колеса с ободьями из профилированных труб и однотрубными шинами (как в спортивно-шоссейных велосипедах).
  • велосипед был окрашен лессирующими эмалями;
  • велосипеду В-542-01 в свое время был присвоен Знак качества.

Позже постараюсь найти фотографии спортивно-туристских велосипедов ХВЗ и размещу под этой записью. Возможно, кто-то из читателей сможет поделится своими фото — буду очень признателен за помощь. А пока — читайте обзор о спортивно-шоссейных велосипедах ХВЗ здесь.

Б/У и новые велосипеды Турист в России

Продам велосипед Турист ХВЗ в очень хорошем состоянии

2 января 2020 г. в 03:47

Турист 1984 года на современных компонентах. 18 передач, двойные обода, картриджная каретка, регулируемый вынос.

30 ноября 2019 г. в 02:35

Полуспортивный велосипед «Турист», легенда в советское время, в настоящее время — «ретро». Отличное состояние. «Гоняет» как спортивный. С багажником. Предназначен для людей любящих скорость. Узкие колеса. Имеется запасная камера. Насос в подарок.

18 сентября 2019 г. в 01:42

Два колеса с покрышкой и два без покрышек. Цена за 4 колеса

29 июня 2019 г. в 08:22

советский велосипед без камер в нормальном состоянии

19 ноября 2018 г. в 08:28

Велосипед Турист 1961 года выпуска, в хорошем состоянии

Читать еще:  Фиат альбеа замена топливного фильтра

4 мая 2017 г. в 08:58

100% оригинал до каждого болтика, тросика,винтика. Проехал пару километров от силы! все это время стоял в гараже покрытый столетней пылью! в бардачке комплект ключей и клея с латками предусмотренный заводом изготовителем, насос для подкачки колес.

20 февраля 2017 г. в 04:23

Велосипед спортивный, легкий по весу и по ходу, на трубках, в хорошем состоянии, каретка и шатуны с передней звездочкой поменяны с клина на квадрат и поставлены от Shimano. Тормоз стоит только задний.

17 октября 2016 г. в 09:14

Продам б/у велосипед Турист для мальчика 5-10 лет в хорошем состоянии. Руль и сиденье регулируются. Осмотр и торг на месте. Самовывоз — ул. Полушкина. Возможна бесплатная доставка по городу Уссурийск.

9 августа 2016 г. в 05:04

Продается велосипед Старт-шоссе.в хорошом состоянии.

16 июля 2016 г. в 07:52

продам дорожный велосипед состояние нового без пробега по японии готов к прогулкам по городу и лесу

17 мая 2016 г. в 01:38

Куплю взрослый велосипед недорого в хорошем состоянии

11 мая 2016 г. в 02:48

Продам детский велосипед б/у. 3500 руб.——————

18 апреля 2016 г. в 10:18

Обода, резина для Турист, Кама, Дорожный. Рама дорожная мужская » Украина», запчасти б/у и новые производства периода 90-х годов.Недорого.

4 декабря 2015 г. в 01:20

Велосипед в хорошем состоянии, новые колеса, крылья, тормоза, седло

16 ноября 2015 г. в 09:33

Ручки тормозные для велосипеда ХВЗ «Турист» 1985 года на руль-«баран»

22 марта 2015 г. в 10:40

Куплю велосипед Харьковского завода(СССР) Старт, Спутник, Спорт, Турист, Чемпион.

23 февраля 2015 г. в 08:25

спортивный велосипед турист про-во СССР .цвет зеленый .10 передач.отрегулирован.мягкий ход.шины дорожные.гнутый руль.багажник

30 июля 2014 г. в 10:01

Продам велосипед Турист 4-х скоростной с багажником,состояние-нового+ комплект спиц и велошины.Производство СССР.Торг уместен

15 июля 2014 г. в 01:48

Надежный,вечный,быстрый и красивый велосипед.Новые покрышки,новое седло,светоотражающая пленка.Все работает.Колеса ровные.Вес 13 кг.

14 июля 2014 г. в 03:25

продам требуется замена резины торг 8-913-100-5043

11 января 2014 г. в 04:36

Велосипел «Турист ХВЗ» 85 года, на ходу, покраска родная, 4 скорости

6 октября 2013 г. в 07:58

Куплю или приму в дар рабочий / на запчасти велосипед Кама, Салют, Спутник, Аист и другие советские велосипеды. Для опытов.

17 сентября 2013 г. в 04:17

Продам спортивный велосипед в хорошем состоянии,нет тормозных колодок,нужно заменить,фирма «Турист»,прилагается насос ручной,бутылка для воды,только смазал все подшипники,амортизаторы.остальные подробности по телефону.СРОЧНО.

1 мая 2013 г. в 09:01

Вело Спорт- Турист, 10 передач, с фарой,с задн. багажником,инстр. вкомплекте,колёсные щитки,2000г.,в хор. состоянии. Тел.89277235368 Есть счётчик КМ.

7 февраля 2013 г. в 09:04

✔ Купить новый или б/у велосипед Турист в России на доске объявлений Барахла.НЕТ: реальные фото, подробное описание, выбор по параметрам. Все объявления о продаже великов Турист проходят строгую модерацию и содержат контакты продавцов. Ежедневно тысячи новых частных объявлений в вашем городе.

Cпортивно—туристический велосипед В-541 «Спорт», Харьков, 1959-1970 годы

Отреставрированный спортивно—туристический велосипед «Спорт» (индекс В-541) производства Харьковского велосипедного завода (ХВЗ) имени Г.И. Петровского. Годы выпуска — 1958–1970. База – 1,5 метров, высота рамы – 58 сантиметров, масса без принадлежностей – 12,5 кг. Имеет 4-хскоростную заднюю втулку, дюралюминиевый руль и тормоза улучшенной конструкции. В комплект входит насос. Рама, передняя вилка окрашены оранжевой эмалью. Щитки колес — белой краской. Шатуны, втулки колес и ведущая зубчатка имеют декоративное хромирование. Изогнутый руль и седло отделаны кожей. На седле клеймо «Тульская обл. Чепрок З.А. техкожизделий».

История Харьковского велосипедного завода, с конвейера которого некогда сошел наш педальный артефакт, берет начало еще от Первой Мировой войны — именно тогда знаменитый на всю Российскую империю велосипедный завод Александра Лейтнера перебрался из прифронтовой Риги в более спокойный Харьков. Купец и изобретатель Лейтнер основал свое небольшое велосипедное производство в Лифляндии еще в 1886 году. Дела его довольно быстро пошли в гору: народ с удовольствием раскупал ставшее тогда очень модным двухколесное транспортное средство. К тому же, продукция Лейтнера славилась качеством: он знал толк в велосипедах, ибо учился их собирать в самом британском индустриальном центре в Ковентри. Собственно, Александра Александровича и считают пионером отечественного велосипедного производства. Поначалу это были нелепые «пауки» с огромным передним колесом, но с каждым годом Лейтнер все более усовершенствовал выпускаемые модели. Так что к началу XX века его предприятие успешно выпускало дамские, мужские, дорожные, грузовые, детские, тандемные велосипеды, освоило производство велосипедов с мотором, трициклов и даже замахнулось на сборку автомобилей французской модели «De Dion-Bouton».

Линейка велосипедов Лейтнера включала более 20 моделей. При этом ценовая политика рижского предпринимателя была по тем временам вполне демократичной: самый простой велик стоил 130 рублей, стоимость самых дорогих доходила до 450 рублей. Заказов у изобретателя хватало: в 1913 году его фабрика получила от военного ведомства большой заказ на производство тысячи дорожных мужских велосипедов, что, разумеется, только добавило престижа предприятию Лейтнера, уже, к слову, получившему золотую медаль Нижегородской Всероссийской производственной выставки. Так что не удивительно, что к началу Первой Мировой войны годовой оборот велосипедной компании достигал 400 тысяч рублей, а объем продукции достиг 8 тысяч единиц.

Читать еще:  Велосипед по росту и весу таблица

Однако в дело вмешалась война. В 1915 году, в связи с неминуемо приближающейся к Риге линией фронта, началась спешная эвакуация местных промышленных предприятий. Не миновала незавидная участь сия и фабрику Лейтнера, которой с частью оборудования суждено было перебраться в более спокойный Харьков — в помещения бывшей фабрики Гельферикс-Саде (после национализации — завод «Серп и молот»). Освоились на новом месте довольно скоро: уже в 1916 году предприятие наладило для военных нужд выпуск складных армейских велосипедов «Дукс боевой». Всего же до ноября 1917 года с завода Александра Лейтнера было отправлено на фронт около 3600 боевых моделей велосипедов. Но грянула Революция, владелец завода проявил дальновидность, не стал дожидаться перемен и покинул Советскую Россию. Александр Лейтнер скончался в 1923 году в Италии.

А созданное им предприятие довольно благополучно продолжило жить при новой власти: молодой Стране Советов, истерзанной Мировой и Гражданскими войнами, требовался дешевый транспорт. И маневренный легкий велосипед, не требующий бензина, был идеален в этом отношении. В 1923 году бывшая фабрика Лейтнера выпускала всего несколько тысяч машин в год — почти все они шли на оснащение военных «самокатных» частей. Но вскоре городские власти приняли решение оптимизировать производственные мощности завода — организовать на их базе государственное предприятие и дать ему имя Григория Петровского. К производству велосипедов этот человек не имел ни малейшего отношения — равно как революционер Петр Бабаев, чьим именем большевики нарекут знаменитую московскую кондитерскую фабрику Абрикосовых, никаким боком не касался выпуска конфет и печенья. Но такова уж была участь национализированных предприятий. Фамильное дело Лейтнера в своей новой жизни было названо в честь «Всеукраинского старосты» Петровского, известного тем, что в 1922 году он подписал договор о создании СССР со стороны Украины. Кстати, этот партиец лишь чудом избежал репрессий: отставленный со всех значимых постов в 1939 году, Петровский сумел укрыться от ареста в неприметной должности заместителя директора Музея революции. Похоронен в 1958 году в Кремлевской стене.

Харьковский велосипедный завод с годами продолжал модернизировать свои производственные мощности, переезжал в современные цеха, куда даже была подведена ветка узкоколейки. В 1924 году трое студентов Государственного института физической культуры Андрей Князев, Илья Фрейдберг и Жорж Плещ на только что выпущенных советских велосипедах ХВЗ совершили кругосветное путешествие, продолжительностью три года и проехали всю Россию, Китай, страны Европы, Азии и Америки. В 1932 году завод выпустил 70 тысяч велосипедов, а в предвоенном 1940-ом — 1 миллион! При ХВЗ в 1954 году было открыто Центральное конструкторское техническое бюро велостроения (ЦКТБ) – единственное в СССР специальное КБ по разработке велосипедной техники. Большинство других заводов в стране Советов выпускало продукцию по документации ЦКТБ. Но свои самые лучшие времена ХВЗ пережил в 60–80-е годы XX века, когда предприятие выпускало самые разные типы велосипедов — от детских и подростковых до профессиональных трековых и шоссейных. Самым известным велосипедом, выпускавшимся на ХВЗ был, конечно, “Украина”, который начали выпускать ещё в 1926 году. О высоком качестве продукции говорит хотя бы тот факт, что часть ее даже экспортировалась за рубеж — аж в 30 стран мира.

Предприятие хоть и с существенными потерями в объеме выпускаемой продукции и штате сотрудников, но все же уверенно пережило распад СССР. Завод продолжает работать под названием “ВОДАН”, его модельный ряд насчитывает более 50-ти разновидностей. Впрочем, ценители качественных велосипедов-долгожителей от старого-доброго ХВЗ уверяют, что это уже далеко не те «железные кони», что были раньше. Не даром сами украинцы раньше в шутку и с любовью расшифровывали аббревиатуру ХВЗ, как «Хай везе». Нынче же на китайских комплектующих далеко не уедешь.

Харьковский велосипедный завод после распада СССР

Теперь обратим внимание конкретно на наш артефакт. В линейке велосипедов, выпускаемых Харьковским заводом, модель, представленная в нашей коллекции, располагалась аккурат между спортивно-туристическим «Туристом» и шоссейным «Чемпионом». От последнего «Спорт» унаследовал все навесное оборудование, вынос, седло и шатуны, а от «Туриста» — колеса с крыльями. Велосипед «Спорт» предназначался для массового любителя велоспорта, не для профессионалов. Однако он стоил дороже обычного «Салюта» или «Пионера», был, можно сказать, статусной, поэтому регулярно появлялся на фотографиях того времени:

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×