Autoparts-remix.ru

Автомобильный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Советский массовый двухколесный подростковый велосипед

Советские велосипеды

“Турист»

Легкодорожный велосипед для туристических и прогулочных поездок.

Велосипед — легенда! Массово популярный велосипед, дошедший с успехом из прошлого в будущее!

“Тахион”

Спортивный велосипед лимитированного производства! Если у вас был тахион, то вам завидовал весь двор! Ведь тахионом могли владеть лишь лучшие.

“ЗИЧ — 1”

Шедевр среди велосипедов! Этот велосипед стал одним из самых популярных у советской молодежи. ЗИЧ — 1 был так же предметом престижа.

“Спутник”

Легкодорожный велосипед для настоящих мужчин. Ведь в комплекте с велосипедом идут насос, сумка с инструментом и звонок. Это приятные дополнения к столь прекрасному велосипеду.

“Школьник”

Велосипед для детей 10 — 12 лет. Каждый родитель в СССР считал своей обязанностью купить своему чаду велосипед “Школьник”.

“Москва — 80”

Велосипед символ Олимпиады 1980х. Наши олимпийцы выигрывали соревнования на этом произведении искусства.

“Орленок”

Велосипед — символ взросления ребенка. Орленок, как трамплин из детства во взрослую жизнь.

Первый складной велосипед для взрослых.

Заработал свою популярность среди взрослых тем, что являлся самым надежным и практичным велосипедом своего времени!

“Салют”

Велосипед любимый всеми за надежность и простоту. Выпускалась так же и складная модель, что очень облегчало жизнь людям с активной жизненной позицией.

“Украина”

Флагман велостроения СССР! Вобрал в себя лучшее своего времени.

“Спорт — Шоссе”

Велосипед, созданный по заказу Спортивной Федерации для профессиональных велогонщиков.

“Ласточка”

Аналог велосипеда “Орленок”, созданный для женщин. Идеально подходит для любительниц поездок по городу.

Велосипед в СССР

Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться

Сообщений 6

#1 Тема от Torpedo 21-06-2017 19:56:36 (21-02-2018 19:04:16 отредактировано Torpedo)

  • Torpedo
  • Опытный
  • Неактивен
  • Откуда: Миколаїв
  • На форуме с 20-03-2017
  • Сообщений: 281

Тема: Велосипед в СССР

Велосипед в СССР

Данный материал основан на собственных жизненных наблюдения автора
и охватывает в основном период средины 1960 –х до 1970-х годов,
место действия СССР, Украина.

Предисловие
Классик сказал: «Автомобиль не роскошь , а средство передвижения», но велосипед все же в определенное время в СССР был роскошью.
Полноценное массовое производство велосипедов в СССР началось после второй Мировой войны.
Из зоны советской оккупации Германии, в качестве репараций, было вывезено большое количество фабрик и заводов, среди них были и предприятия мото-вело промышленности. Также были доставлены остатки продукции, материалы документация и интернированы немецкие специалисты в этой отрасли.

К началу 1950-годов в СССР определился основной ассортимент дорожных велосипедов. Типовым проектом стал односкоростной велосипед В-110 «Прогресс» с колесами 28-го размера, который с небольшими отличиями в конструкции выпускали несколько велозаводов страны. Появились спортивные, подростковые и женские велосипеды.

Сядешь, и просто нажимаешь на педаль…

В основном в СССР велосипед имел практическое значение, он не был удовольствием чтобы покататься, поехать семьей на прогулку.
В селах у него было прямое назначение как транспортного средства: привезти мешок с огорода, или прихватить что-нибудь c колхозного поля, съездить в магазин («сільпо» или «коперацію», как тогда говорили). В определенной степени в сельской местности велосипед был более распространен чем в городе. Здесь в нем была практическая потребность как средства передвижения, ездили даже в соседние села на работу, в школу и по делам. Велосипед можно было оставить на короткое время, в зоне визуального контроля возле магазина, и самое главное, было где хранить: во дворе дома или в сарае. Велосипеды воровали, но не так как в городе.
В городе хранения велосипеда было проблематично, на завод на нем не поедешь, возле магазина оставить, значит попрощаться навсегда. Никаких противоугонных замков и стоянок для велосипедов не существовало. Только самые отчаянные могли привязывать велосипед к столбу или дереву на тяжелую железную цепь с навесным замком. Таким же способом привязывали велосипед на стенке или в коридоре коммунальной квартиры к забитой в стену скобе. Хранили велосипеды на балконе, даже в комнате, но проще c хранением было жителям частного сектора и владельцам гаражей.

Женщина на велосипеде, явление было редкое. Несмотря на то, что дамский велосипед появился на свет еще в конце ХIХ столетия, в СССР их начали производить только с 1946 года, и это была модель ХВЗ В-22.
Красивый с элегантной рамой на колесах 26-го размера, украшенный плетеной сеткой защищающей юбку от попадания в заднее колесо, продержался на конвейере харьковского и львовского завов не долго. Уже в начале 1960-х годов производство женских велосипедов сошло на нет.


Первый советский женский велосипед ХВЗ В-22

Очевидно, простой женщине после махания лопатой , или работы у станка было не до велосипеда (которого и хранить негде) , а из-за конструкции его рамы, некуда было погрузить мешок или прицепить торбу. В общем штука не практичная, не прижилась. Советские девушки, по неизвестным причинам, на велосипедах не катались.
Хотя уже в 1970-х можно было частенько видеть сельских женщин на мужских велосипедах у которых была отрезана и приварена наискосок верхняя труба рамы. Такая себе конверсия, выполненная сельским сварщиком из тракторной бригады, возмещала отсутствие женского велосипеда.

Переделка в дамский велосипед , выполненная сельским сварщиком (фото из коллекции автора)

Додано: 21-06-2017 20:57:09

#2 Ответ от Торвальдс 21-06-2017 20:15:53

  • Торвальдс
  • Moderator
  • Неактивен
  • Откуда: Каховка, Херсонская обл.
  • На форуме с 08-03-2017
  • Сообщений: 512
Читать еще:  Что надо для то автомобиля?

Re: Велосипед в СССР

Виктор, в который раз восхищен качеством Ваших публикаций! Спасибо!

#3 Ответ от Torpedo 22-06-2017 08:13:24 (24-01-2018 16:56:01 отредактировано Torpedo)

  • Torpedo
  • Опытный
  • Неактивен
  • Откуда: Миколаїв
  • На форуме с 20-03-2017
  • Сообщений: 281

Re: Велосипед в СССР

Часть2

Детские велосипеды или «дашь покататься?»

Для малышей выпускали разные трехколесные велосипедики
и даже комбинированные , у которых можно было поставить вместо задних двух , одно колесо. Это были скорее всего игрушки, и в продаже попадались достаточно часто.
Сложнее было с подростковыми велосипедами. Их было только несколько видов: «Школьник» для «первоклашек» и шяуляйские В-72 «Орленок» для тех что постарше, и его версия для девочек В-82 «Ласточка».


Велосипед В-72 «Орленок», мечта подростка

Эти элегантные с выгнутыми рамами велосипеды , разработанные по немецким образцам, были в большом дефиците, и их (как и запчасти к ним) было практически невозможно купить. За всю свою юность я видел «Орленок» лишь только пару раз. Поэтому повсеместно можно было видеть детей катающихся на взрослом велосипеде особым способом «под рамой». Нужно также понимать, что два велосипеда в семье, это была уже непозволительная роскошь.
Так что, счастливым обладателям велосипеда было трудно отвертется от просьбы : -«Дашь покататься?»



Часто можно было видеть детей катающихся на взрослом велосипеде особым способом «под рамой»

Техническое оснащение

Первые послевоенные велосипеды оснащались (еще по немецким стандартам) очевидными необходимыми деталями: фарой, генератором , обязательным вторым тормозом и щитками цепи. Со временем передний тормоз вообще перестали ставить на дорожный велосипед.
Фара и динамка стали опционным атрибутом, и его устанавливали лишь не многие. Одной из причин этому была постоянная грязь на дорогах, при мокрой погоде колеса в болоте никак не могли крутить динамку. Кроме , того из-за низкой технической культуры, восьмерка на переднем колесе была почти нормой , что тоже не давало крутить генератор. Подножка («лапка») появилась на велосипедах только в средине 1970-х. Вообще этот предмет не прижился, ее опционно никто не ставил, а комплектную подножку порой просто снимали.
После 1950-х годов, не было норм регламентирующих порядок для технического оснащения велосипеда и знаний правил уличного движения.

Литература, культура и сервис

Я никогда не встречал в книжном магазине никакой литературы по обслуживанию велосипедов. Лишь немного общей информации указывалось в инструкции велосипеда. Ни один журнал не публиковал статьи, обзоры по ремонту велотехники. Да собственно и журналов таких и не было. Журналы «За рулем», «Техника молодежи» и « Моделист-конструктор»- это все технические издания того времени. Если в журнале «За рулем» иногда публиковали короткие сообщения о зарубежных автомобилях и мотоциклах, то о мировой велотехнике мы не знали ничего.
В общем, ничто не способствовало развитию технической культуры. Так и забивали стопора педалей («клин Томпсона») молотком прямо на валу, и выбивали их по резьбе. Из-за отсутствия стопоров в продаже, шатуны часто просто приваривали к валу. Из смазок был только «Солидол», его нужно было доставать у шоферов или трактористов.
Обычно втулки колес разбирали прямо на песке: вытер подшипники тряпкой «разогнул усики», напхал солидола и готово.

Никаких мастерских по ремонту велосипедов не было. Запчасти- это был очень тяжелый вопрос. Их можно было приобрести в магазинах «Спорттовары». Но из доступных были спицы, ниппеля, звонки, некоторые подшипники и почему-то почти всегда задняя втулка в сборе. Все остальное дефицит. Это значит, что их негде взять, их просто не было. Никакой альтернативы, никакой барахолки или другого источника запчастей не было.

Чтобы купить (тогда это называлось «достать») велозапчасть, нужно было (лучше всего, в конце месяца) заходить каждый день в магазин и вероятно попадешь, когда что-то «выкидывали» на прилавок. Это в городе , а в райцентре, где один магазин «Спорттоваров» на десятки сел, было совсем пусто.
Покрышки, камеры, стопора шатунов, тормозные барабаны, и другие детали задней втулки были в большом дефиците. И если тебе повезло, то покупал , по возможности , пару деталей на запас. Очевидно, что несколько велозаводов огромной страны , выпускавшие на пределе своих возможностей миллионы велосипедов, просто не успевали изготавливать дополнительно еще и запчасти.
По сегодня помню чувство: радость, граничащую со счастьем, когда я случайно «нарвался» на покрышки и купил две штуки. Проблем с подбором покрышек не было, их выпускали несколько видов. Основной, стандартный тип (для велосипеда условно «Украина») 622х40, с одним одинаковым рисунком на всей территории страны площадью 22 402 200 км2. Также был один вид для «Орленка», и какой-то «для спортивных», вообще дефицитный как и сами велосипеды.

К примеру такой пустяк как утерянный простой винтик (М5) с гайкой который крепил крылья в вилке , часто заменяли скручиванием узла алюминиевой проволокой. А нижний кусок обломанного переднего крыла заменяли резиновым «брызговиком».
Запчасти порой перекидывали из одного велосипеда на другой, комбинировали. Не удивительно , что и сейчас нам попадаются намешанные останки «ретро» велосипедов, в которых не сразу разберешься что родное.
Также следствием подобной «велосипедной культуры» есть и то, что сегодня найти велосипед того периода в хорошем комплектном состоянии, практически не возможно. А моделей выпущеных до второй Мировой войны вообще не сохранилось.

Читать еще:  Установка чехлов лада веста

Мужской дорожный велосипед ХВЗ В-134 «Украина», один из самых известных велосипедов производимых в СССР. Он был настолько популярным, что и сегодня, в большинстве случаев, все старые велосипеды называют «Украина». (фото из коллекции автора)

Простые дорожные велосипеды в продаже были почти всегда. Самыми популярными были ХВЗ «Украина» В-134, В-130 (К). Любили ММВЗ «Минск», ну и в последнюю чередь, из-за отсутствия других покупали ПВЗ. Велосипед был не дешевым, но все-же доступным. К примеру, «Украина» В-134 в 1974 году стоил 51руб. 70 коп. , зарплата рабочего, учителя была около 70-80 рублей.
Велосипеды с переключением скоростей , как их обобщенно называли «спортивные», были в продаже не всегда. По моим наблюдениям они не пользовались спросом, это были не «бытовые» велосипеды, а в селе их вообще не было. Тонкие слабые колеса, постоянно ломающаяся и сложная в настройке система передач, достаточно высокая цена (почти вдвое выше чем «Украина» ) , все это не способствовало популярности таких велосипедов. В общем, их покупали только городские «интеллигенты» и «романтики».

Советские велосипеды

“Турист»

Легкодорожный велосипед для туристических и прогулочных поездок.

Велосипед — легенда! Массово популярный велосипед, дошедший с успехом из прошлого в будущее!

“Тахион”

Спортивный велосипед лимитированного производства! Если у вас был тахион, то вам завидовал весь двор! Ведь тахионом могли владеть лишь лучшие.

“ЗИЧ — 1”

Шедевр среди велосипедов! Этот велосипед стал одним из самых популярных у советской молодежи. ЗИЧ — 1 был так же предметом престижа.

“Спутник”

Легкодорожный велосипед для настоящих мужчин. Ведь в комплекте с велосипедом идут насос, сумка с инструментом и звонок. Это приятные дополнения к столь прекрасному велосипеду.

“Школьник”

Велосипед для детей 10 — 12 лет. Каждый родитель в СССР считал своей обязанностью купить своему чаду велосипед “Школьник”.

“Москва — 80”

Велосипед символ Олимпиады 1980х. Наши олимпийцы выигрывали соревнования на этом произведении искусства.

“Орленок”

Велосипед — символ взросления ребенка. Орленок, как трамплин из детства во взрослую жизнь.

Первый складной велосипед для взрослых.

Заработал свою популярность среди взрослых тем, что являлся самым надежным и практичным велосипедом своего времени!

“Салют”

Велосипед любимый всеми за надежность и простоту. Выпускалась так же и складная модель, что очень облегчало жизнь людям с активной жизненной позицией.

“Украина”

Флагман велостроения СССР! Вобрал в себя лучшее своего времени.

“Спорт — Шоссе”

Велосипед, созданный по заказу Спортивной Федерации для профессиональных велогонщиков.

“Ласточка”

Аналог велосипеда “Орленок”, созданный для женщин. Идеально подходит для любительниц поездок по городу.

Легендарные свердловские бренды: велосипед «Уралец»

«Уралец» (на фото — слева) и «Рябинка» — это как брат и сестра. Первый предназначался для мальчиков и имел горизонтальную (закрытую) раму. «Рябинка» была девчачьим велосипедом с наклонной (открытой) рамой. Неизвестный фотограф

  • Опубликовано в №019 от 04.02.2016
  • Содержание цикла:пиво «Исетское» (29 августа 2015 года) / Стиральная машина «Малютка» (12 сентября 2015 года) / Мотоциклы «Урал» (26 сентября 2015 года) / Кекс «Свердловский» (10 октября)/Гитара «Урал»(21 ноября 2015 года) / пылесос «Урал» (17 декабря 2015 года) / Конфеты «Рыжик» (30 декабря 2015 года)/ Велосипеды «Атиг» (4 февраля 2016 года) / шина «Снежинка», «Диск здоровья» (31 марта 2016) / синтезатор «Поливокс» (25 мая 2016) / игрушки «Радуга» (18 ноября 2016)

В 70–80-е годы прошлого века многим пацанам приходилось гонять на взрослых великах. Делать это нужно было стоя и пропуская одну из ног… под рамой. По-иному достать до педалей у ребят, чей рост был чуть выше самого велосипеда, просто не получалось. Поэтому советские дети мечтали о специальных подростковых велосипедах, которые выпускали всего на двух заводах в СССР. И один из них работал у нас, в Cвердловской области, — в рабочем посёлке Атиг.

Сегодня мало кто знает, что в столице Среднего Урала когда-то был свой велосипедный завод. Располагался он на месте нынешнего завода радиоаппаратуры, что на улице Щорса, 7. С 1946 года предприятие называлось Свердловским велосипедным заводом №20 Министерства местной промышленности РСФСР. Как пояснил председатель совета ветеранов завода радиоаппаратуры Игорь Булыгин, именно на Свердловском велосипедном заводе впервые в Советском Союзе в 1949 году был разработан и запущен в серию велосипед для подростков, причём в двух вариантах: с закрытой рамой для мальчиков и с открытой — для девочек. Разработчиком его, по словам Игоря Булыгина, была конструкторско-технологическая группа, которую возглавлял Иосиф Гершзон.

Но в 1959 году по правительственному постановлению свердловский завод перешёл в ведение министерства радиопромышленности СССР и стал выпускать радио-аппаратуру для военных. А велосипедное производство — заготовки, детали, оборудование — решено было перевести в Атиг.

Вместо гвоздей — велосипеды

Выпуск велосипедов в Атиге развернули на бывшем метизном заводе, чья история берёт начало аж с 1790 года. В середине XX века на этом предприятии делали гвозди, болты, конские подковы, мебельные пружины, проволочные сетки. И вдруг — полное, как бы сказали сегодня, перепрофилирование. Завод был переименован в Атигский машиностроительный (АМЗ).

Эмблемой Атигского машиностроительного завода был Пегас, летящий над Уральскими горами. В 2007 году изображение крылатого коня стало гербом Атига.

Читать еще:  Признаки проявления неисправности акпп – как обнаружить

— С февраля 1960 года в здании, предназначенном для изготовления болтов и гаек, налаживается сборка подростковых велосипедов из деталей, привозимых со Свердловского завода, — написал в своей книжке «Очерки по истории посёлка Атиг» местный краевед Александр Барабанов.

Но только через два с лишним года — в июле 1962-го — в Атиге смогли запустить полный технологический цикл производства велосипедов: изготовление деталей, их гальваническое и лакокрасочное покрытие, сборку.

На заводе в Атиге производили не все детали велосипеда. Например, втулка переднего колеса поставлялась с Жуковского велосипедного завода, втулка заднего — из Харькова, педали — из Даугавпилса, а сёдла — из Нижнего Тагила (их изготавливали в одном из исправительных учреждений). Неизвестный фотограф

Счёт шёл на миллионы

В Советском Союзе велосипеды для подростков выпускали также на Шауляйском велосипедно-моторном заводе (литовское предприятие собирало их под марками «Эрелюкас» — «Орлёнок» — и «Крегждуте» — «Ласточка»). Но когда был выбор, люди отдавали предпочтение именно атигским велосипедам: дело в том, что уральцы внедрили на своём производстве конденсаторную сварку рамы, что серьёзно увеличило прочность конструкции. Также уральские велосипеды отличались лёгкостью хода и устойчивостью. Поэтому продукция АМЗ пользовалась в СССР огромным спросом — счёт выпущенных двухколёсных машин шёл в буквальном смысле слова на миллионы. При этом уральцы выпускали не две модификации, как шауляйцы, а 16!

Первой уральской моделью, серийный выпуск которой превысил один миллион штук, был «Салют». Юбилейный экземпляр, а точнее, экземпляры (их было два) этой модели, сошли со сборочного конвейера 10 декабря 1969 года. Один велосипед под бурные овации вручили лучшей работнице малярного цеха Екатерине Александровне Циплаковой, а второй направили в заводской музей.

В 1965 году за «Салют» АМЗ получил диплом третьей степени на ВДНХ. Такую же награду атигцы впоследствии получили за модели велосипедов «Чайка» и «Спартак». А с 1973 года завод начал выпуск своих самых популярных моделей — «Уральца» (для мальчиков) и «Рябинки» (для девочек). Чуть позднее появился совершенно невероятный по тем временам велосипед «Весна», который… складывался пополам (и в таком виде спокойно влезал в багажник любой легковушки).

Около 30 лет (с 1965 по 1995 год) отработала на предприятии начальником отдела труда и заработной платы Ольга Матвеевна Морозова. Она рассказывала, что в периоды авралов частенько приходилось работать на сборке даже конторским работникам, причём в выходные.

— Мы трудились на довёртывании спиц, план был — 467 колёс в смену. Сборщица вручную наживуливала спицу и ниппель, подсоединяла их к ободу, а дальше мы довёртывали их на станке-полуавтомате.

В восьмидесятые годы, на пике производства, АМЗ в сутки производил полторы тысячи велосипедов. В год — 370 тысяч. Самым доступным и массовым был велосипед с открытой рамой, его цена в магазине была 39 рублей 60 копеек.

Общее количество выпущенных в Атиге велосипедов установить не удалось. Но известно, что к 1977 году (то есть за первые 17 лет существования) завод изготовил три миллиона двухколёсных машин. Так что, с учётом цифр, озвученных Ольгой Морозовой, можно предположить, что всего было выпущено свыше 7 миллионов велосипедов…

Вместо велосипедов — тапочки

Последнее обновление «Уральца» было в 80-е годы. Кстати, в те годы АМЗ вновь пересёкся со своим «отцом» — Свердловским заводом радиоаппаратуры.

— В 1987–1993 годах по кооперации Атигский машиностроительный завод получал от нас велосипедные звонки, защиту цепи, катафоты-светоотражатели и ряд других элементов, — вспоминает Игорь Булыгин. — Для нашего завода это была отдушина в период конверсии, мы получали загрузку. Правда, Атигский завод не мог с нами рассчитаться, и в качестве взаимозачёта мы получали велосипеды и выдавали их нашим работникам в счёт заработной платы.

В рыночные отношения АМЗ, к сожалению, вписаться не смог: после развала СССР многие поставщики комплектующих (Харьков, Даугавпилс) в одночасье оказались за границей. 13 января 1998 года ГП «Атигский машиностроительный завод» был объявлен банкротом…

По воспоминаниям Ивана Шершнёва, 30 лет отработавшего на заводе начальником инструментального цеха, производство велосипедов окончательно прекратили в начале двухтысячных годов. Теперь на бывшей производственной площадке завода выпускают ёлочные украшения и тапочки…

Мнения об «Уральце» с велосипедных сайтов

  • Отличный был велик, неприхотливый.
  • Я вырос на этом лисапеде. Никаких проблем — разобрал, промыл в соляре, смазал литолом и на два-три (а то и больше) года можно было забыть об обслуге. Только следи за люфтами в подшипниках!
  • Большинство моих знакомых имели «Камы» и «Школьники». У меня был «Уралец», и меня считали счастливчиком…
  • А у меня «Уралец» угоняли. От магазина. Примерно так через месяц пошли с матерью на озеро купаться, а нам навстречу пацан едет на моём велике! Сразу узнали, так как велик в краске был измазан, когда мы дома ремонт делали и на него попали. Пацан сначала отнекивался, а потом люлей получил и сам признался… отпустили. Без велика, конечно.

Сюжет

«Легендарные свердловские бренды»
В Свердловской области производили и великолепные продукты питания, и высококачественный ширпотреб. Вспомнить о них и поверить в себя, в то, что мы многое можем делать сами — цель этой серии публикаций.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector