Autoparts-remix.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Расчет пенсии в лнр в 2018году

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших из стран СНГ

Ольга Васильевна, прошу Вас дать разъяснение по следующей теме: миграция населения бывших республик Союза ССР происходит постоянно, в том числе и лиц пожилого возраста. Как же решается вопрос их пенсионного обеспечения?

Этот вопрос решается в соответствии с международными договорами между государствами — бывшими союзными республиками. Первый такой документ – Соглашение «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения»- был принят 13 марта 1992 года. Его участниками в настоящее время являются 8 государств: Российская Федерация, Казахстан, Украина, Армения, Таджикистан, Туркменистан, Киргизия, Узбекистан.

Основная норма Соглашения от 13 марта 1992 года – осуществление пенсионного обеспечения по законодательству того государства, на территории которого гражданин постоянно проживает в момент назначения пенсии. Эта норма относится не только к тем, кто впервые приобрел право на пенсию, но и к тем, кто ее уже получал в государстве прежнего проживания.

В практическом плане это означает, например, по прибывшим из вышеперечисленных государств в Российскую Федерацию, что все документы истребуются вновь и их оценка на пригодность для назначения пенсии оценивается по нормам российского пенсионного законодательства.

Будет ли назначена пенсия, если прибывший не является гражданином Российской Федерации?

Согласно российскому законодательству право на пенсионное обеспечение наряду с гражданами РФ имеют также иностранные граждане и лица без гражданства, если они постоянно проживают на территории Российской Федерации. Постоянное проживание подтверждается Видом на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства.

Гражданам России, в том числе переехавшим из бывших союзных республик, пенсия назначается и при отсутствии регистрации по месту жительства. Для них достаточно регистрации по месту пребывания или месту фактического проживания, но при условии снятия с регистрационного учета

по месту жительства в государстве прежнего проживания.

В связи с переездом пенсионера по старости на постоянное проживание в Россию ему прекратили выплату пенсии, допустим, в Казахстане. Переезд, обустройство, получение необходимых документов для оформления пенсии по новому месту жительства занимает немалое количество времени, а назначение трудовой пенсии по старости по законодательству РФ производится с даты подачи заявления со всеми необходимыми документами. Получается, что за какой-то промежуток времени он теряет пенсионное обеспечение?

Соглашение от 13.03.1992 г. позволяет минимизировать потери: российская пенсия того же вида, какую он получал в государстве прежнего проживания, будет ему назначена с даты прекращения выплаты, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства в Российской Федерации.

Есть еще вариант сохранения непрерывного пенсионного обеспечения при переезде – не сниматься с пенсионного учета по прежнему месту жительства до окончательного решения всех проблем по обустройству в другом государстве.

Необходимо ли привозить с собой пенсионное дело?

На усмотрение заявителя. Обязательны сведения о виде пенсии и дате прекращения ее выплаты, они содержатся в материалах дела, но их можно подтвердить также и справкой из пенсионирующего органа по прежнему месту жительства. Могут быть использованы из пенсионного дела подлинные документы о стаже и заработке, если они соответствуют требованиям российского законодательства.

В каком порядке рассматриваются документы, представленные для назначения пенсии на иностранном языке?

Документы, выданные на иностранных языках в государствах — участниках Соглашения от 13.03.1992, принимаются для назначения пенсии при условии, если верность их перевода засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации. Нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если владеет соответствующими языками. Если нотариус не владеет этими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус.

Каких документов для назначения российской пенсии чаще всего недостает у переселившихся из стран СНГ?

Чаще всего проблемы возникают по справкам о заработной плате. Согласно законодательству РФ среднемесячный заработок для исчисления пенсии определяется по одному из 2-х вариантов: либо за 2000 – 2001 годы по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе Пенсионного фонда РФ, либо за любые 60 месяцев работы подряд до 2002 года.

Первый вариант для прибывших в настоящее время из другого государства чаще всего не используется вследствие отсутствия сведений о них в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда нашей страны, а для второго варианта своевременно справка, как правило, заявителем не представляется, ее приходится запрашивать дополнительно, при этом полномочные органы другого государства не всегда откликаются оперативно. Поэтому очень желательно, чтобы решивший переехать в Российскую Федерацию гражданин прежде всего уточнил, какие документы ему понадобятся, и получил их до выезда. Кроме того, ему необходимо знать, как должны быть оформлены эти документы: что касается справок о заработной плате, например, то в ней обязательны наименование организации, номер и дата выдачи, полные ФИО, помесячные данные о сумме заработка и о названии валюты, в которой заработок выплачивался, основание выдачи справки, подписи руководителя и главного бухгалтера с расшифровкой, заверенные печатью предприятия.

В справках о периодах работы помимо всего прочего обязательно должна быть указана дата рождения работника.

Участниками Соглашения от 13.03.1992 являются 8 бывших союзных республик. Как вопросы пенсионного обеспечения решаются с остальными?

С 6 бывшими союзными республиками Российской Федерацией заключены двусторонние международные договоры о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения: с Республикой Молдова от 10.02.1995; с Грузией от 16.05.1997; с Литовской Республикой от 29.06.1999; с Республикой Беларусь от 24.01.2006; с Латвийской Республикой от 18.12.2007; с Эстонской Республикой от 14.07.2011 года.

Договоры с Молдовой, Литвой, Грузией за исключением отдельных особенностей содержат те же принципы пенсионного обеспечения, что и Соглашение от 13.03.1992: пенсии назначаются по территориальному признаку, т.е. по законодательству страны проживания.

По договору с Эстонией применяется пропорциональный принцип: каждая сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую пенсионному стажу, приобретенному на ее территории (в том числе на территории бывших РСФСР и ЭССР), согласно положениям своего законодательства.

По договору с Республикой Беларусь действует смешанный территориально-пропорциональный принцип: за периоды страхового (трудового) стажа до 13.03.1992 пенсию назначает и выплачивает то государство, где лицо проживает в момент обращения за пенсией, а за периоды после 13.03.1992 каждое государство исчисляет и выплачивает пенсию пропорционально стажу, приобретенному на его территории.

Кроме того, по желанию заявителя может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству того государства, гражданами которого они являются (России или Беларуси) без применения положений Договора от 24.01.2006.

По Договору с Латвийской Республикой за периоды страхового стажа, приобретенного в СССР до 1 января 1991 года на территории Латвии или России, пенсию назначает и выплачивает государство, на территории которого лицо проживает в момент обращения за пенсией. За периоды страхового стажа после 1 января 1991 года, каждая сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории.

Республика Азербайджан не подписала Соглашение от 13.03.1992 и не имеет международного договора с Российской Федерацией в области пенсионного обеспечения, поэтому пенсионирование прибывающих из этого государства граждан производится в порядке, предусмотренном действующим российским законодательством.

«Замороженные» годы: Как теряют стаж и пенсию переселенцы из Донбасса

Никита Синицин

Никита Синицин

Одними из наиболее пострадавших от вооруженного конфликта на востоке Украины оказались пенсионеры из Донецкой и Луганской областей. Чтобы получить заработанную годами труда пенсию, придется решить непростую дилемму: выехать из дома или же совершать поездки, пересекая фактически линию фронта, томясь в многочасовых очередях. Не все из них это выдерживают, случается, что умирают на блокпостах, как умерли под Горловкой 10 января сразу трое мужчин – их сердца не выдержали.

Однако наряду с этими проблемами конфликт создает неудобства для людей, которые выходят на заслуженный отдых с 2014 года, и от них не спасает даже выезд на подконтрольную Украине территорию.

Вот уже несколько лет внутренние переселенцы из Донбасса, обращающиеся в Пенсионный фонд для оформления и начисления пенсии, сталкиваются с серьезной проблемой, вместо решения которой с весны 2018 года «стараниями» Кабинета министров добавилась новая.

Есть печать «ДНР» – нет стажа

Первой и основной причиной «пенсионных» проблем внутренних переселенцев является самопровозглашенный статус «Донецкой народной республики».

Новости по теме

Новости по теме

В теории, существующий с 2004 года электронный пенсионный реестр хранит в себе данные о трудовом стаже и страховых платежах в Пенсионный фонд Украины официально трудоустроенных работников. Однако трудовой стаж и пенсионные выплаты до внедрения в ПФ электронного документооборота пенсионерам по-прежнему приходится подтверждать на бумаге.

Этого прямо требует пункт № 1 «Порядка подтверждения трудового стажа для назначения пенсии при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней» утвержденного Кабинетом министров Украины Постановления № 637 от далекого 1993 года.

И если у жителей, как говорят, «большой Украины», никогда не работавших на Донбассе, проблем с документальным подтверждением стажа, как правило, нет, то у внутренних переселенцев из территорий, контролируемых самопровозглашенными «народными республиками», с этого момента начинается сплошное разочарование.

Бумажное подтверждение собственной работы на предприятии всегда берется в архиве последнего, однако во время беспорядков весны 2014 года, переросших в вооруженный конфликт, ни одно предприятие не озаботилось вывозом архивов. Да, собственно, и возможности такой у них не было.

В результате даже выехавшие на подконтрольную Украине территорию жители Донбасса для подтверждения стажа были обязаны обращаться в архивы предприятий и учреждений, оставшиеся в «ДНР». На документах, выданных предприятиями и организациями с неподконтрольной территории, значилась «гордая» надпись — «Донецкая народная республика». Разумеется, в ПФ Украины подобные справки не признают, и если пенсионеру не удается добыть документ без печати, подтвердить свой стаж на практике он не может.

Впрочем, есть надежда уговорить архив в «ДНР» выдать справку без печати «народной республики», что, во-первых, очень сложно, а во-вторых, может и не помочь.

«Согласно законодательству, в пенсионный стаж зачисляется учеба в высшем учебном заведении, но лишь на стационаре, что должно подтверждаться записью в трудовой книжке. Происходить это должно без отрыва от учебы, то есть хронологически запись должна указывать 5 лет, в течение которых ты учился. В моей трудовой книжке стояла запись о 6 годах учебы, что вызвало в Пенсионном фонде вопрос – я пояснил, что брал академический отпуск в связи с заболеванием, которое тогда лечил. Для подтверждения от меня потребовали справку из вуза, которую мне удалось добыть без печати «Донецкой народной республики», однако эти слова оказались на угловом штемпеле документа. Итог — справку в Пенсионном фонде не признали, и я потерял 5 лет стажа учебы в стационаре», — рассказал вышедший на пенсию в 2018 году горловский предприниматель Сергей, ныне живущий в Киеве.

Читать еще:  Купил кредитную машину что делать?

Со схожей ситуацией столкнулась донетчанка Дарья, которая без справки с предприятия, расположенного в «ДНР», не может подтвердить стаж, необходимый для выхода на пенсию по льготной «сетке».

Новости по теме

Новости по теме

«Проблемы возникли вокруг записи в трудовой книжке, в которой написано, что я работала 10 лет водителем трамвая, но по закону, как пояснили в Пенсионном фонде, на пенсию по льготе могут выходить водители именно пассажирского трамвая. Поэтому от меня попросили предоставить справку с места работы, в которой было бы написано, что я работала водителем именно пассажирского трамвая. Однако взять такую справку в Донецке без печати «ДНР» я не могу, а с этой печатью документ не признают в Пенсионном фонде. В целом я не теряю эти годы, но они пойдут как общий стаж, выходит, что льготный выход на пенсию мне не положен и нужно работать для выхода на пенсию на общих основаниях еще 7-8 лет», — поведала свою историю Дарья, ныне живущая в Киевской области.

Впрочем, для Дарьи это не единственная проблема, с которой она столкнулась при оформлении пенсии. До работы водителем трамвая она около 10 лет проработала ткачихой, и подтвердить то, что этот стаж тоже льготный, может только справкой с места работы – из Донецка. Понятно, что на справке также будет печать «ДНР», обесценивающая сам документ. На электронный пенсионный реестр надежды нет, поскольку в тот период он не велся.

«В результате, если у меня не получится доказать в суде, что я работала водителем именно пассажирского трамвая, то я могла бы выйти на пенсию в 56 лет по ткацкому стажу… Но доказывать это мне опять придется в суде», — приводит свою печальную арифметику Дарья.

Разнообразие подобных историй поражает, а пострадать могут не только работники, но и предприниматели.

«ЧП я оформил в 2002 году на едином налоге, который платил в налоговую, и больше никаких выплат с меня брать не полагалось. Налоговики же сами распределяли мои платежи, отправляя часть в бюджет, часть — в фонды социального страхования. Лишь когда я начал оформлять пенсию, выяснилось, что большую часть моего единого налога налоговики отправляли в бюджет, в Пенсионный же фонд в разные годы попадало от 25 до 60% моих платежей по единому налогу. Например, в 2004 году у меня взносами в ПФ обеспечен стаж в 5 месяцев и 21 день, в 2006 году – 3 месяца и 23 дня, в 2008-м и вовсе 2 месяца и 18 дней. Только с 2011 года все мои платежи по единому налогу стали проходить полностью по ПФ, и я получил год стажа за каждый год своего предпринимательства. За период же с 2004 по 2010 годы мне насчитали лишь около 3 лет стажа за счет средств, переводившихся налоговиками. Однако появилась другая проблема – с 2002 по 2004 годы свидетельств уплаты мной единого налога, в том числе на ПФ, в электронном виде нет. Для подтверждения уплаты мне необходимо получить справку по месту регистрации в 2002-2003 годах, то есть в Горловской налоговой. Сотрудники переехали в Бахмут, но архивы остались в неподконтрольной Горловке, и получить оттуда справку без печати «ДНР» — невозможно», — сетует все тот же горловчанин Сергей.

Новости по теме

Новости по теме

Вообще же, как признался Сергей, с учетом учебы в вузе, неподтвержденной справкой, вольностями налоговиков с единым налогом в 2004-2010 годах и пропавшим периодом 2002-2003 годов он потерял около 11 лет стажа.

«В общем стажа хватило на 25 лет, для выхода на пенсию — впритык, но хватило. Назначили, правда, вследствие всего этого минимальную пенсию, но я особо не претендую – привык полагаться на себя в бизнесе. Но невероятно обидно», — сетует Сергей.

Долги – заморозить

Другой проблемой, добавившейся для внутренних переселенцев, обращающихся за назначением им пенсии, стало Постановление Кабинета министров Украины № 335 от 25 апреля 2018 года.

Правительственный документ вносил изменения в существующий порядок осуществления социальных выплат внутренне переселенным лицам, который установлен Постановлением Кабмина № 365 от 8 июня 2016 года.

Согласно действующему механизму назначения или возобновления выплаты пенсии, после обращения в Пенсионный фонд последний обязан провести проверку поданных будущим пенсионером документов. Процедура, даже в случае отсутствия проблем с невозможностью подтвердить свой стаж документами без печати «ДНР», довольно длительная и включает в себя, например, проверку работниками Фонда социальной защиты населения с обследованием места жительства пенсионера. В результате прохождения процедуры формируется список, который передается в ПФ, где и происходит окончательное начисление пенсии.

В случае же, если в ПФ возникают вопросы к документам, как было указано выше, внутренний переселенец получает до 3 месяцев на предоставление дополнительных документов.

Но даже если потребности в подобных документах не возникает и переселенец из Донбасса получает право на пенсию, выплачивать ее начнут не сразу.

Своим постановление № 335 от 25 апреля 2018 года Кабмин внес изменения в пункт 15 порядка назначения внутренне переселенным лицам социальных выплат. Как и прежде, датой назначения пенсионных и прочих платежей остается день подачи заявления ВПЛ в Пенсионный фонд, меняется лишь судьба долгов государства.

С учетом проверки, необходимости предоставить дополнительные документы, от дня подачи заявления до принятия решения о назначении пенсии проходит время, иногда — не один месяц. Согласно постановлению № 365, орган, осуществляющий социальные выплаты, был обязан вернуть средства за период, прошедший с даты заявления до дня фактического решения о назначении пенсии. А вот постановление Кабмина № 335 поручает «учитывать» суммы долга, выплата же их должна будет производиться на условиях отдельного порядка, разработанного Кабмином.

Когда будет разработан подобный порядок – неизвестно даже приблизительно, в результате каждый пенсионер из Донбасса, оформивший пенсию с мая 2018 года, превратился в невольного кредитора Пенсионного фонда, который должен ему деньги. Причем от этого долга не спасает даже отсутствие проблем с подтверждением стажа.

«Назначение пенсии прошло без проблем – вопросов поданные мною документы не вызвали, однако все эти проверки заняли около четырех месяцев. В результате пенсия мне была назначена и текущие платежи осуществляются, но Пенсионный фонд должен мне пенсионные выплаты за 4 месяца, прошедшие с даты моего заявления до решения о назначении пенсии по возрасту. Когда будет осуществляться эта выплата — неизвестно, поэтому в настоящий момент я готовлю документы для иска в суд», — рассказал донетчанин Андрей, живущий ныне в столице.

Собственно, в подобные условия попал фактически каждый пенсионер из Донбасса, оформивший пенсию после 25 апреля 2018 года, превратившись в невольного кредитора ПФУ, взыскать деньги с которого можно лишь после разработки Кабмином порядка выплаты долгов ВПЛ по социальным выплатам либо же через суд.

Проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ

Максимова Е.А.

Старший преподаватель кафедры гражданского права Уральского филиала Российской академии правосудия г.Челябинск, Россия

Проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ

Аннотация

Анализируются некоторые проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ, основанные на примерах судебной практики по таким делам. Проблемы и выводы, изложенные автором, могут быть использованы в совершенствовании законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: пенсия по старости, страны СНГ, трудовой стаж, иск.

Key words: old-age-pension, CIS countries, seniority, lawsuit.

Распад СССР и возникшие геополитические в связи с этим процессы значительно затруднили жизнь людей, особенно тем, кто вынужден по тем или иным причинам переезжать из одной страны СНГ в другую. Сложности возникают во многих сферах, в том числе и в области пенсионного обеспечения и реализации прав граждан по получение пенсии по старости. Российским судам нередко приходится разрешать пенсионные споры о назначении и выплате пенсий гражданам Российской Федерации и гражданам государств – участников СНГ, постоянно проживающим в Российской Федерации.

В регулировании данного вопроса большое значение имеет Соглашение «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенного 13 марта 1992 г. Правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины(1).

В соответствии со ст. 1 этого Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств – участников вышеуказанного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств – участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств – участников Соглашения от 13.03.1992 года.

Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах – участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

В случае, если в государствах – участниках Соглашения от 13.03.1992 года введена собственная валюта, размер заработка (дохода) определяется путем перевода иностранной валюты в рубли по текущему курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обращения за назначением пенсии – независимо от того, за какие периоды представляется заработок для исчисления пенсии. Курс валюты публикуется в “Российской газете”. (Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 “О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР”)(2). При обращении за установлением пенсии после 1 января 2002 г. перевод национальной валюты осуществляется на дату конвертации пенсионных прав, то есть по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 января 2002 г. (период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, непосредственно предшествующими или следующими за ним (п. 11 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р “О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР”(3).

Читать еще:  Как разрешено перевозить детей в автомобиле?

При этом чаще всего размер пенсии в таких случаях для граждан, обращающихся за назначением пенсии в Российской Федерации, оказывается значительно ниже, чем для граждан, работавших в Российской Федерации. Дело в том, что, рассчитывая средний размер заработной платы, подразделения Пенсионного фонда РФ переводят его суммы в российскую валюту на дату конвертации, при этом ещё учитывают деноминацию в России в 1998г. деля сумму заработка до 1998г. на 1000. В связи с этим, естественно, размер пенсии оказывается унизительно маленьким.

Так, гражданка Ткачёва Н.В. обратилась в Тракторозаводский районный суд г. Челябинска с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Тракторозаводском районе г.Челябинска о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчёте пенсии и взыскании невыплаченных сумм пенсии. Пенсионерка в своём заявлении ссылалась на то, что ответчиком был неправильно рассчитан размер заработка в период работы с 1994 г. по 1999г. в Белоруссии, так как он необоснованно применил деноминацию рубля в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 1997г. №1182 «О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен»(4), поделив суммы заработка на 1000 после перевода его из белорусской валюты в российскую по состоянию на 01 января 2002г. И это при том, что по состоянию на 01.01.2002 года Центральный банк РФ установил следующий курс белорусского рубля: 1000 Белорусских рублей – 18.7985 рублей российских. Однако, суд отказал в удовлетворении исковых требований гражданки(5). Аналогичное решение принял и вышестоящий суд, оставив решение районного суда в силе.

Существуют и иные проблемы, с которыми сталкивают граждане, прибывшие из стран СНГ. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации своим указанием от 29 октября 1992 г. N 1-91-У разъяснило, что лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из республик, ранее входивших в состав СССР, органы социальной защиты населения производят назначение социальных выплат только в случаях их прописки на территории России или признания их в установленном порядке беженцами либо вынужденными переселенцами. Назначение социальных выплат производится при предъявлении заявителем подтверждающего соответствующий факт документа. В связи с принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”(6) реализация права на пенсионное обеспечение по нормам международных соглашений граждан, снявшихся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, стала затруднительной, так как возникли серьезные проблемы относительно сроков назначения и получения пенсии при переезде из одного государства так называемого ближнего зарубежья в другое. Естественно, что применение пенсионного законодательства с учетом норм о гражданстве привело к существенным нарушениям пенсионных прав и к массовым обращениям за их судебной защитой(7).

Так, гражданин Казахстана, переехавший на постоянное жительство к дочери в г. Ярославль, при выезде с прежнего места жительства был снят с учета в органах социального обеспечения. В том же месяце он был зарегистрирован по месту пребывания и обратился в орган Пенсионного фонда (ПФР), где ему объяснили, что иностранные граждане имеют право на трудовую пенсию при постоянном проживании на территории Российской Федерации, а признать их таковыми можно при получении вида на жительство, который выдается лишь по истечении одного года с момента получения разрешения на временное проживание. Разрешение же, в свою очередь, может быть выдано паспортно-визовой службой по истечении шести месяцев с момента обращения. Таким образом, с учетом правил и процедуры получения вида на жительство право на пенсионное обеспечение в России возникает не ранее чем через 25 – 27 месяцев после переезда.

Пенсионер обратился в районный суд г. Ярославля с иском к отделению ПФР о признании недействительным решения об отказе в назначении ему пенсии по старости. Суд, исследовав материалы дела, счел толкование пенсионного законодательства органами ПФР неправильным(8).

Однако нередко судами принимались и прямо противоположные решения. Так, В.А. Немцев, являясь гражданином Узбекистана, в октябре 2002 г. приехал в Ульяновскую область, где приобрел в собственность квартиру, зарегистрированную на имя жены, оформил регистрацию в данной квартире. Районный суд своим решением от 29 января 2003 г. обязал УПФР назначить ему пенсию с 26 ноября 2002 г. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда это решение было оставлено без изменения. По надзорной жалобе ответчика дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, который Определением от 4 октября 2005 г. передал его для рассмотрения по существу в Президиум Ульяновского областного суда на предмет отмены состоявшихся судебных постановлений. При этом Верховным Судом было отмечено, что на момент рассмотрения дела истец имел статус временно пребывающего в Российской Федерации, поэтому вывод суда о том, что он в соответствии с законодательством приобрел право на пенсию, являлся преждевременным(9).

Таким образом, по-прежнему, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, назначают и выплачивают пенсию и гражданам стран ближнего зарубежья лишь после получения ими вида на жительство или – в единичных случаях – при наличии решений судов, подтверждающих факт их постоянного проживания на территории России. При этом возможность обращения в суд за установлением такого факта органами ПФР не разъясняется.

При этом в ч. 3 ст. 3 Закона о трудовых пенсиях, прямо сказано, что наравне с гражданами Российской Федерации имеют право на трудовую пенсию иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации. Следовательно, приоритет отдается нормам международного договора. Ссылка на международный договор со всей очевидностью свидетельствует о том, что им может быть установлено и более льготное условие предоставления права на пенсию иностранным гражданам по сравнению с Законом, т.е. в данном случае и без факта их постоянного проживания в России.

Итак, судебная практика по пенсионным делам граждан СНГ довольно распространена и в то же время неоднозначна. Разумеется, что в суд за защитой своих пенсионных прав обращается лишь незначительная часть пенсионеров, переезжающих в Россию. Остальная же часть, как правило, мирится с низким размером пенсии либо с многомесячной невыплатой им пенсии. Становится очевидным, что законодатель должен своим волевым решением защитить права пенсионеров, приехавших их стран СНГ, урегулировав спорные вопросы в законодательстве Российской Федерации.

Литература

(1)Соглашение стран СНГ от 13.03.1992 “О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения”// Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ “Содружество”. – N 3. – 1992.

(2)Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 “О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР” // Российские вести.- N 36. – 01.03.1994.

(3)Распоряжение Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р “О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР”// Пенсия. – N 10. – 2004.

(4)Постановление Правительства РФ от 18.09.1997 N 1182 “О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен” // Собрание законодательства РФ. – 22.09.1997. – N 38. – Ст. 4389.

(5)Решение Тракторозаводского районного суда г.Челябинска по делу №2-304/2010 от 16 декабря 2011г.// Архив Тракторозаводского районного суда г. Челябинска

(6)Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. – 29.07.2002. – N 30. – Ст. 3032.

(7)Азарова Е.Г. Разрешение пенсионных споров граждан государств СНГ // Комментарий судебной практики. Вып. 15 / под ред. К.Б. Ярошенко. – М.: Юридическая литература, 2010. – С. 94 – 113.

(8)Судом защищены права пенсионера, прибывшего из ближнего зарубежья // Сайт Ярославского обл. суда: http://oblsud.yar.ni/lctynz, 1 сентября 2004 г.

(9)Судебный вестник Ульяновского областного суда. 2006.

42 комментария

Здравствуйте! Я прочёл статью.спасибо большое. У нас такая проблема: родители переехали на постоянное место жительство в РФ, Свердловская область, село Полдневая в 2018 году. Сразу прописались у родственников и подали документы на получение вида на жительство. Обратились также по вопросу получения пенсии на что получили ответ что пенсию будут выплачивать только при получении вида на жительство. В Казахстане они уже вписались и не получают никаких социальных выплат. Уже два года живут без пенсии. Как поступить в данной ситуации. За ранее спасибо.

Здравствуйте ,помоги мне с вопросом мама была гражданкой Азербайджана, работала ,есть трудовая книжка , работала до 1992 года .Но с 1999 проживает на территории РФ в этом году получила гражданство РФ , 57 лет исполнилось .Но мы не можем получить пенсию . Из-за того что нет соглашение с России .Как быть ?

«Замороженные» годы: Как теряют стаж и пенсию переселенцы из Донбасса

Никита Синицин

Никита Синицин

Одними из наиболее пострадавших от вооруженного конфликта на востоке Украины оказались пенсионеры из Донецкой и Луганской областей. Чтобы получить заработанную годами труда пенсию, придется решить непростую дилемму: выехать из дома или же совершать поездки, пересекая фактически линию фронта, томясь в многочасовых очередях. Не все из них это выдерживают, случается, что умирают на блокпостах, как умерли под Горловкой 10 января сразу трое мужчин – их сердца не выдержали.

Читать еще:  Транспортный налог проверить задолженность по номеру машины

Однако наряду с этими проблемами конфликт создает неудобства для людей, которые выходят на заслуженный отдых с 2014 года, и от них не спасает даже выезд на подконтрольную Украине территорию.

Вот уже несколько лет внутренние переселенцы из Донбасса, обращающиеся в Пенсионный фонд для оформления и начисления пенсии, сталкиваются с серьезной проблемой, вместо решения которой с весны 2018 года «стараниями» Кабинета министров добавилась новая.

Есть печать «ДНР» – нет стажа

Первой и основной причиной «пенсионных» проблем внутренних переселенцев является самопровозглашенный статус «Донецкой народной республики».

Новости по теме

Новости по теме

В теории, существующий с 2004 года электронный пенсионный реестр хранит в себе данные о трудовом стаже и страховых платежах в Пенсионный фонд Украины официально трудоустроенных работников. Однако трудовой стаж и пенсионные выплаты до внедрения в ПФ электронного документооборота пенсионерам по-прежнему приходится подтверждать на бумаге.

Этого прямо требует пункт № 1 «Порядка подтверждения трудового стажа для назначения пенсии при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней» утвержденного Кабинетом министров Украины Постановления № 637 от далекого 1993 года.

И если у жителей, как говорят, «большой Украины», никогда не работавших на Донбассе, проблем с документальным подтверждением стажа, как правило, нет, то у внутренних переселенцев из территорий, контролируемых самопровозглашенными «народными республиками», с этого момента начинается сплошное разочарование.

Бумажное подтверждение собственной работы на предприятии всегда берется в архиве последнего, однако во время беспорядков весны 2014 года, переросших в вооруженный конфликт, ни одно предприятие не озаботилось вывозом архивов. Да, собственно, и возможности такой у них не было.

В результате даже выехавшие на подконтрольную Украине территорию жители Донбасса для подтверждения стажа были обязаны обращаться в архивы предприятий и учреждений, оставшиеся в «ДНР». На документах, выданных предприятиями и организациями с неподконтрольной территории, значилась «гордая» надпись — «Донецкая народная республика». Разумеется, в ПФ Украины подобные справки не признают, и если пенсионеру не удается добыть документ без печати, подтвердить свой стаж на практике он не может.

Впрочем, есть надежда уговорить архив в «ДНР» выдать справку без печати «народной республики», что, во-первых, очень сложно, а во-вторых, может и не помочь.

«Согласно законодательству, в пенсионный стаж зачисляется учеба в высшем учебном заведении, но лишь на стационаре, что должно подтверждаться записью в трудовой книжке. Происходить это должно без отрыва от учебы, то есть хронологически запись должна указывать 5 лет, в течение которых ты учился. В моей трудовой книжке стояла запись о 6 годах учебы, что вызвало в Пенсионном фонде вопрос – я пояснил, что брал академический отпуск в связи с заболеванием, которое тогда лечил. Для подтверждения от меня потребовали справку из вуза, которую мне удалось добыть без печати «Донецкой народной республики», однако эти слова оказались на угловом штемпеле документа. Итог — справку в Пенсионном фонде не признали, и я потерял 5 лет стажа учебы в стационаре», — рассказал вышедший на пенсию в 2018 году горловский предприниматель Сергей, ныне живущий в Киеве.

Со схожей ситуацией столкнулась донетчанка Дарья, которая без справки с предприятия, расположенного в «ДНР», не может подтвердить стаж, необходимый для выхода на пенсию по льготной «сетке».

Новости по теме

Новости по теме

«Проблемы возникли вокруг записи в трудовой книжке, в которой написано, что я работала 10 лет водителем трамвая, но по закону, как пояснили в Пенсионном фонде, на пенсию по льготе могут выходить водители именно пассажирского трамвая. Поэтому от меня попросили предоставить справку с места работы, в которой было бы написано, что я работала водителем именно пассажирского трамвая. Однако взять такую справку в Донецке без печати «ДНР» я не могу, а с этой печатью документ не признают в Пенсионном фонде. В целом я не теряю эти годы, но они пойдут как общий стаж, выходит, что льготный выход на пенсию мне не положен и нужно работать для выхода на пенсию на общих основаниях еще 7-8 лет», — поведала свою историю Дарья, ныне живущая в Киевской области.

Впрочем, для Дарьи это не единственная проблема, с которой она столкнулась при оформлении пенсии. До работы водителем трамвая она около 10 лет проработала ткачихой, и подтвердить то, что этот стаж тоже льготный, может только справкой с места работы – из Донецка. Понятно, что на справке также будет печать «ДНР», обесценивающая сам документ. На электронный пенсионный реестр надежды нет, поскольку в тот период он не велся.

«В результате, если у меня не получится доказать в суде, что я работала водителем именно пассажирского трамвая, то я могла бы выйти на пенсию в 56 лет по ткацкому стажу… Но доказывать это мне опять придется в суде», — приводит свою печальную арифметику Дарья.

Разнообразие подобных историй поражает, а пострадать могут не только работники, но и предприниматели.

«ЧП я оформил в 2002 году на едином налоге, который платил в налоговую, и больше никаких выплат с меня брать не полагалось. Налоговики же сами распределяли мои платежи, отправляя часть в бюджет, часть — в фонды социального страхования. Лишь когда я начал оформлять пенсию, выяснилось, что большую часть моего единого налога налоговики отправляли в бюджет, в Пенсионный же фонд в разные годы попадало от 25 до 60% моих платежей по единому налогу. Например, в 2004 году у меня взносами в ПФ обеспечен стаж в 5 месяцев и 21 день, в 2006 году – 3 месяца и 23 дня, в 2008-м и вовсе 2 месяца и 18 дней. Только с 2011 года все мои платежи по единому налогу стали проходить полностью по ПФ, и я получил год стажа за каждый год своего предпринимательства. За период же с 2004 по 2010 годы мне насчитали лишь около 3 лет стажа за счет средств, переводившихся налоговиками. Однако появилась другая проблема – с 2002 по 2004 годы свидетельств уплаты мной единого налога, в том числе на ПФ, в электронном виде нет. Для подтверждения уплаты мне необходимо получить справку по месту регистрации в 2002-2003 годах, то есть в Горловской налоговой. Сотрудники переехали в Бахмут, но архивы остались в неподконтрольной Горловке, и получить оттуда справку без печати «ДНР» — невозможно», — сетует все тот же горловчанин Сергей.

Новости по теме

Новости по теме

Вообще же, как признался Сергей, с учетом учебы в вузе, неподтвержденной справкой, вольностями налоговиков с единым налогом в 2004-2010 годах и пропавшим периодом 2002-2003 годов он потерял около 11 лет стажа.

«В общем стажа хватило на 25 лет, для выхода на пенсию — впритык, но хватило. Назначили, правда, вследствие всего этого минимальную пенсию, но я особо не претендую – привык полагаться на себя в бизнесе. Но невероятно обидно», — сетует Сергей.

Долги – заморозить

Другой проблемой, добавившейся для внутренних переселенцев, обращающихся за назначением им пенсии, стало Постановление Кабинета министров Украины № 335 от 25 апреля 2018 года.

Правительственный документ вносил изменения в существующий порядок осуществления социальных выплат внутренне переселенным лицам, который установлен Постановлением Кабмина № 365 от 8 июня 2016 года.

Согласно действующему механизму назначения или возобновления выплаты пенсии, после обращения в Пенсионный фонд последний обязан провести проверку поданных будущим пенсионером документов. Процедура, даже в случае отсутствия проблем с невозможностью подтвердить свой стаж документами без печати «ДНР», довольно длительная и включает в себя, например, проверку работниками Фонда социальной защиты населения с обследованием места жительства пенсионера. В результате прохождения процедуры формируется список, который передается в ПФ, где и происходит окончательное начисление пенсии.

В случае же, если в ПФ возникают вопросы к документам, как было указано выше, внутренний переселенец получает до 3 месяцев на предоставление дополнительных документов.

Но даже если потребности в подобных документах не возникает и переселенец из Донбасса получает право на пенсию, выплачивать ее начнут не сразу.

Своим постановление № 335 от 25 апреля 2018 года Кабмин внес изменения в пункт 15 порядка назначения внутренне переселенным лицам социальных выплат. Как и прежде, датой назначения пенсионных и прочих платежей остается день подачи заявления ВПЛ в Пенсионный фонд, меняется лишь судьба долгов государства.

С учетом проверки, необходимости предоставить дополнительные документы, от дня подачи заявления до принятия решения о назначении пенсии проходит время, иногда — не один месяц. Согласно постановлению № 365, орган, осуществляющий социальные выплаты, был обязан вернуть средства за период, прошедший с даты заявления до дня фактического решения о назначении пенсии. А вот постановление Кабмина № 335 поручает «учитывать» суммы долга, выплата же их должна будет производиться на условиях отдельного порядка, разработанного Кабмином.

Когда будет разработан подобный порядок – неизвестно даже приблизительно, в результате каждый пенсионер из Донбасса, оформивший пенсию с мая 2018 года, превратился в невольного кредитора Пенсионного фонда, который должен ему деньги. Причем от этого долга не спасает даже отсутствие проблем с подтверждением стажа.

«Назначение пенсии прошло без проблем – вопросов поданные мною документы не вызвали, однако все эти проверки заняли около четырех месяцев. В результате пенсия мне была назначена и текущие платежи осуществляются, но Пенсионный фонд должен мне пенсионные выплаты за 4 месяца, прошедшие с даты моего заявления до решения о назначении пенсии по возрасту. Когда будет осуществляться эта выплата — неизвестно, поэтому в настоящий момент я готовлю документы для иска в суд», — рассказал донетчанин Андрей, живущий ныне в столице.

Собственно, в подобные условия попал фактически каждый пенсионер из Донбасса, оформивший пенсию после 25 апреля 2018 года, превратившись в невольного кредитора ПФУ, взыскать деньги с которого можно лишь после разработки Кабмином порядка выплаты долгов ВПЛ по социальным выплатам либо же через суд.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector