Autoparts-remix.ru

Автомобильный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Программы для трасологии дтп

Программы для трасологии дтп

Ввиду постоянно возрастающих объемов работ по автотехническим экспертизам, необходимостью увеличения производительности труда экспертов-автотехников, повышения достоверности экспертных исследований и сокращения сроков их производства, в ГУ СЗРЦСЭ было признано целесообразным организовать производство автотехнических экспертиз с использованием современного программного обеспечения. С этой целью ГУ СЗРЦСЭ в 1999 году завершил разработку программы «AUTO-GRAF 1.1». Программа представляет собой графический редактор, позволяющий строить масштабные схемы ДТП и тем самым — моделировать обстановку места происшествия. При создании графического редактора «AUTO-GRAF 1.1» было обеспечено его соответствие не только общепринятым стандартам на предназначенные для работы с графическими объектами программные продукты, но и требованиям, вытекающим из экспертной практики. Такой подход позволил снизить трудоемкость построения схем с помощью программы, повысило их точность. Программа располагает большой базой транспортных средств — более 170 автомобилей (практически все автомобили отечественного производства). При отсутствии в базе автомобиля какой-либо модели она может быть введена в базу экспертом самостоятельно при помощи имеющегося в программе шаблона автомобиля.

Программа содержит полную базу дорожных знаков и разметки, а также элементов вещной обстановки на месте ДТП (дома, светофоры, деревья, пешеходы и т.д.). Кроме этого, в программу введен такой удобный инструмент, как шаблоны перекрестков. С их помощью эксперт в кратчайшие сроки может создать перекресток необходимой конфигурации с требуемой шириной проезжих частей. Программа проста в использовании и легка в освоении, тем не менее в огромной степени повышает наглядность и достоверность экспертных исследований.

Движение транспортного средства (ТС) является сложным процессом, который зависит от особенностей конструкции ТС (параметров двигателя, трансмиссии, подвески, колес, геометрии кузова, распределения нагрузки относительно опорных точек), от характера взаимодействия ТС с дорожным покрытием, от особенностей дорожной поверхности, от особенностей окружающей среды и т.д.

Учесть при определении параметров движения ТС по возможности большее число влияющих на него параметров позволяют компьютерные программы динамического моделирования движения ТС и их столкновений. Летом 1999 года ГУ СЗРЦСЭ были приобретены два программных продукта австрийского разработчика Dr. Steffan Datentechnic Ges.m.b.H: программа динамического моделирования механизма движения ТС и их столкновений «PC-CRASH» (версия 5.1) и программа преобразования двухмерных изображений (фотографий) «PC-RECT» (версия 2.4).

Программа реконструкции механизма дорожно-транспортного происшествия «PC-CRASH» обеспечивает:
динамическое моделирование движения транспортных средств (в виде трехмерной модели),
динамическое моделирование столкновений транспортных средств; при этом учитываются особенности технического состояния ТС, его загрузки, особенности рельефа поверхности дорожного покрытия, его состояния;
динамическое изображение реконструированного механизма ДТП в аксонометрической проекции, создание видеороликов с расположением камеры в произвольной точке пространства: на дороге, на обочине, на возвышении, на двигающемся транспортном средстве, на водительском месте в транспортном средстве
Программа позволяет моделировать не только механизм движения изолированного транспортного средства, но и сцепки из нескольких ТС с учетом их технического состояния, загрузки, особенностей конструкции. Моделирование возможно в различных дорожных условиях: при наличии участков с различными коэффициентами сцепления покрытия, с разными уклонами поверхности, с учетом сопротивления воздуха (ветровой нагрузки). Важным достоинством программы является возможность определения скоростей движения ТС перед столкновением (на основании моделирования механизма столкновения) по известным исходным данным: месту столкновения, взаимному положению ТС в момент столкновения, конечным положениям после столкновения, режимам движения ТС после столкновения до места остановки. При моделировании движения транспортного средства учитываются в частности следующие параметры: характеристики работы двигателя, параметры трансмиссии (ее передаточные числа), модель шин каждого колеса, параметры работы подвески, распределение нагрузки в ТС, время срабатывания тормозной системы, рулевого привода, скорость вращения рулевого колеса, угол поворота управляемых колес, параметры работы тормозной системы. Посредством задания участков с разными режимами движения транспортного средства моделируется его траектория, максимально повторяющая фактическую, что позволяет рассматривать ряд вопросов, которые иными экспертными средствами решить невозможно.

С целью сокращения времени при производстве экспертиз ДТП обе указанные программы могут быть использованы совместно: в начале строится масштабная схема места происшествия с отображением вещной обстановки с применением графического редактора «AUTO-GRAF 1.1»; затем осуществляется динамическое моделирование столкновения с помощью «PC-CRASH».

С использованием программы «PC-CRASH» экспертами ГУ Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы были решены следующие вопросы, требующие нестандартных методических подходов:
определение видимости пешехода — при условии выхода пешехода из-за грузового автомобиля с полуприцепом, двигающегося по повороту с одновременным опережением легковым автомобилем;
возможность прохождения определенной точки полуприцепа грузового автопоезда через место столкновения при выполнении маневра поворота из разных положений на проезжей части при одинаковой скорости (для установления возможного положения перед началом маневра);
определение траекторий перемещения различных точек автопоезда при выполнении маневра поворота и их расположение относительно траектории велосипеда в различные моменты времени (для установления возможности наступления контакта объектов при постоянной траектории велосипеда);
определение механизма столкновения четырех транспортных средств по следам на проезжей части и повреждениям транспортных средств;
определение траектории и времени движения ТС при выполнении маневра разворота без заноса до момента столкновения с учетом переменного угла поворота управляемых колес.
В каждом конкретном случае совокупность необходимых исходных данных для применения программ различна, зависит от конкретных обстоятельств рассматриваемого ДТП и решаемых вопросов. Для того, чтобы исходные данные были представлены эксперту в полном объеме, требуется тесное взаимодействие с лицом, назначившим проведение исследования. Недостаточность исходных данных является основной причиной, препятствующей использованию указанных программ в каждой экспертизе механизма ДТП.

Читать еще:  Ваз 2114 не работают стеклоподъемники

Тем не менее, интенсивность их эксплуатации достаточно велика: только за 2003 год с применением программ «AUTO-GRAF 1.1» и «PC-CRASH» выполнено более 400 экспертных исследований. Практику применения графического редактора «AUTO-GRAF 1.1» и программы динамического моделирования механизма движения транспортных средств и их столкновений «PC-CRASH» при производстве автотехнических экспертиз в ГУ СЗРЦСЭ следует признать вполне успешной и эффективной. Использование подобных программных продуктов повышает достоверность проводимых исследований, расширяет перечень решаемых вопросов, повышает наглядность и доступность заключений, сокращает сроки экспертиз.

И.В. Замараев,
кандидат технических наук,
зав. отделом ГУ СЗРЦСЭ,
С.А. Смирнова,
доктор юридических наук,
начальник ГУ СЗРЦСЭ

Транспортно-трасологическая экспертиза

Трасологическая экспертиза — самая сложная, объемная и многогранная из всех видов традиционных криминалистических экспертиз. Фактически любые следы, которые необходимл исследовать и которые не становятся объектом исследования других традиционных криминалистических экспертиз, относятся к криминалистической трасологической экспертизе.

Экспертиза следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия

Целью транспортно-трасологической экспертизы является установление обстоятельств механизма образования следов или дорожно-транспортного происшествия в целом.

В понятие «следы транспортных средств» трасология включает следы автотранспорта, городского электротранспорта, иных видов механического, а также гужевого транспорта (повозки, сани и др.)

Следы коле зависят от типа, марки и модели транспортного средства, а также от механизма и условий их образования. Значительную информацию о транспортном средстве дает исследование ширины колеи, базы, шины, рисунка протектора и др.

Следы гусеницы – это отображение на следовоспринимающей поверхности тракторов. Они позволяют определить тип и модель транспортного средства, индивидуальные особенности тракторов, т. е. осуществить идентификацию.

Следы полозьев – это следы скольжения, которые характеризуются общими и специальными (например, следы дефекта полозьев) признаками.

Следы неходовой части транспортных средств образуются при наездах, столкновениях с другими транспортными средствами и задевании (при движении) неподвижных предметов.

Тип работЦена в рублях
Транспортно-трасологическая экспертиза60 000

Выезд эксперта

По городу Москве3 000Московской области5 000Любой регион Российской ФедерацииСтоимость перелета и проживания

Наши документы

Наши эксперты

  • Блинов Александр Вячеславович, эксперт Управления автотехнических исследований Департамента экспертов Автономной некоммерческой организации Консалтинговый Центр «Независимая экспертиза», имеющий высшее образование (Министерство автомобильных дорог РСФСР Управление учебных заведений, 1992г., Свидетельство об обучении по профессии «Слесарь по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей» а/б МГУ, присвоен разряд: третий, по профессии «Слесарь по ТО и ремонту автомобилей»; Московский автомобильно-дорожный техникум, 1993 г., Диплом с отличием ПТ № 615911, регистрационный номер 19859, специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей и двигателей», квалификация «Техник-механик»; Московский государственный автомобильно-дорожный институт (технический университет) МГТУ «МАДИ», 1998 г., Диплом с отличием о профессиональной подготовке БВС № 0121973, регистрационный номер 6029, квалификация инженер по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство»; Московский государственный технический университет «МАМИ», 2000 г.; Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации, регистрационный номер 756, по программе: «Повышение квалификации автоэкспертов — оценщиков»; Московский государственный технический университет «МАМИ», 2001 г.; Диплом о профессиональной переподготовке ПП № 426077, регистрационный номер 020, по программе «Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств»; Московский государственный технический университет «МАМИ», 2011 г.; Свидетельство о повышении квалификации регистрационный номер 071, по программе «Автотехническая экспертиза (трасологические исследования)»), являющегося членом государственного реестра экспертов-техников, аттестованный межведомственной аттестационной комиссией (Протокол от 15.06.2012 № 4) в качестве эксперта – техника, осуществляющего независимую техническую экспертизу транспортных средств (№ в реестре МЮ РФ: 191 (http://www.minjust.ru/node/2229)), имеющего научные публикации в области предмета исследования: Патент РФ «Установка для окраски автомобиля» (№ 2128088, опубликовано 27.03.1999: http://www1.fips.ru/wps/portal/Registers), являющегося членом саморегулируемой организации оценщиков: НП «Саморегулируемая организация ассоциации Российских магистров оценки» (зарегистрирована 04 июля 2007 г. за № 0002 в едином государственном реестре саморегулируемых организаций оценщиков, место нахождения СРО: г. Москва, ул. Ленинская Слобода, д. 19, БЦ «Омега Плаза», регистрационный номер в реестре СРО 1473-08, № реестра 958, дата регистрации в НП СРО АРМО 11.01.2008 г.), стаж экспертной работы 13 лет в области технической экспертизы и оценки транспортных средств, имеющего квалификацию эксперта-автотехника 1 категории; оценщика 1 категории, являющийся штатным сотрудником нашей организации.

Вопросы на транспортно-трасологическую экспертизу:

— Каков механизм образования имеющихся следов?
— Не образованы ли следы, имеющиеся на транспортном средстве (преграде, одежде потерпевшего) частями данного транспортного средства?
— Какое место являлось местом столкновения транспортных средств?
— Под каким углом столкнулись транспортные средства?
— Каково взаимное расположение транспортного средства и пешехода в момент наезда?

По предмету исследований сформировано четыре вида трасологических экспертиз:

Экспертиза следов транспортных средств:

— Экспертиза следов наземных транспортных средств;
— Экспертиза следов водного транспорта;
— Экспертиза следов железнодорожного транспорта.

Механоскопические экспертиза:

— Экспертиза следов орудий и инструментов;
— Экспертиза механических повреждений одежды;
— Экспертиза узлов и петель;
— Экспертиза замков.

Гемеоскопические экспертиза:

— Экспертиза следов рук (дактолоскопическая);
— Экспертиза следов ног (босые, одетые в чулочно-носочные изделия, обувь);
— Экспертиза следов зубов человека;
— Экспертиза следов губ человека;
— Экспертиза следов кожного покрова головы человека.

Экспертиза следов животных:

— Экспертиза следов от зубов;
— Экспертиза следов ног (лап, подков);
— Экспертиза следов тавра (клейма).

Читать еще:  Как узнать оформлена ли на меня машина

Судебная экспертиза следов транспортных средств, в силу своей повышенной востребованности и в силу синтетического характера данного рода исследований, требует от эксперта не только знаний классической трасологии, но и инженерной автотехники. Данный раздел был умышленно перенесен в раздел автотехнических экспертиз.

Трасологические экспертизы

Трасологическая экспертиза — судебная экспертиза, направленная на установление обстоятельств возникновения следов на поверхности предметов.

Что исследует эксперт-трасолог?

  • следы обуви и одежды;
  • следы ног;
  • следы зубов и губ;
  • следы инструментов и орудий;
  • следы механических повреждений одежды;
  • следы повреждений на замках, пломбах и запирающих устройствах;
  • следы животных;
  • фрагменты предметов.

При исследовании следов пальцев рук производится дактилоскопическая экспертиза.

В каких случаях необходимо проведение трасологической экспертизы?

Трасологическая экспертиза назначается при расследовании уголовных дел, связанных с хищениями, нанесениями телесных повреждений, взломами, а также в других ситуациях, в которых необходимо:

  • определить присутствие следов на месте происшествия;
  • установить время и механизм образования следов;
  • идентифицировать данные следы применительно к кругу предполагаемых лиц;
  • установить объект, оставивший следы;
  • установить предмет, орудие, при помощи которых было совершено правонарушение и преступление;
  • установить, являются ли найденные фрагменты частью целого предмета и какого именно.

Какие вопросы ставятся перед экспертом-трасологом?

При исследовании следов обуви или ног человека:

  1. Вид и размер обуви, оставившей след?
  2. Каковы пол, рост, особенности походки человека, которому принадлежат следы босых ног?
  3. В каком направлении и каким способом (шагом, бегом) передвигался человек, следы которого оставлены на месте происшествия?
  4. Каков механизм образования следов?

При исследовании следов зубов или губ человека:

  1. Зубами верхней или нижней челюсти оставлены следы?
  2. Какими конкретно зубами оставлены следы?
  3. Каковы особенности строения зубного аппарата или губ человека, оставившего следы?
  4. Каков механизм образования следов?

При исследовании следов инструментов или орудий:

  1. Имеются ли на месте происшествия следы орудий или инструментов?
  2. Каково направление движения орудия, оставившего след?
  3. Какова последовательность образования следов?
  4. Каково расположение предметов в момент образования следов?
  5. Каков механизм образования следов?

При исследовании механических повреждений:

  1. Имеются ли на представленном объекте механические повреждения? Если да, то при помощи какого предмета они образованы?
  2. Каков механизм образования повреждений?

При исследовании следов взлома замков и других запирающих устройств:

  1. Исправен ли замок?
  2. Имеются ли на замке, пломбе, запирающем устройстве следы взлома?
  3. Имеются ли признаки использования отмычки при отпирании замка?

При исследовании следов, оставленных животными:

  1. Каков механизм образования следов? Образованы следы когтями (зубами) животного?
  2. Когтями (зубами) какого животного образованы следы?

При исследовании фрагментов предметов:

  1. Являются ли представленные фрагменты частями одного целого?
  2. Частями какого предмета являются представленные фрагменты?

Стоимость и сроки

Судебная экспертиза

Судебная экспертиза проводится по определению суда. Для назначения экспертизы в нашу организацию необходимо подать ходатайство о назначении экспертизы и приложить к нему информационное письмо с указанием реквизитов организации, возможности выполнения экспертизы по поставленным вопросам, стоимость и срок проведения исследования, а также кандидатуры экспертов с указанием их образования и опыта работы. Данное письмо должно быть заверено печатью организации и подписью ее руководителя.

Наши специалисты подготавливают информационное письмо в течение одного рабочего дня, после чего мы высылаем его скан-копию по электронной почте. Также, при необходимости, оригинал письма можно забрать в офисе нашей организации. Как правило, в суде не требуется оригинал информационного письма, достаточно представить его копию.

Услуга по составлению информационного письма предоставляется бесплатно.

Внесудебное исследование

Рецензирование экспертного заключения

Получение письменной консультации эксперта (справки)

Справка не является заключением, носит информационной характер и содержит ответы на вопросы, которые не требуют проведения полного исследования, но позволяют оценить целесообразность проведения полноценной экспертизы.

Условия заключения договора на справку точно такие же, как и на внесудебное исследование.

Получение предварительной консультации эксперта

Наши специалисты готовы ответить на любые ваши вопросы, касающиеся проведения судебных и внесудебных экспертиз, оценить целесообразность проведения экспертизы, оказать помощь при постановке формулирование вопросов на исследование, сообщить возможность проведения того или иного анализа и многое другое.

Консультация проводится на основании письменного запроса.

Для этого необходимо заполнить форму онлайн-заявки (либо отправить нам запрос по e-mail), где следует максимально подробно описать обстоятельства дела, сформулировать цели, которые требуется достичь при помощи экспертизы, предварительные вопросы, по возможности приложить все возможные документы и описания объектов.

Чем подробнее вы расскажете обстоятельства дела, тем продуктивнее будет помощь эксперта.

Дополнительные услуги

Примеры проведённых экспертиз

Экспертиза №57317

Экспертиза №37596

Экспертиза №26117

Чаcтые вопросы

В свидетельстве о рождении и регистрации брака у моего дедушки выцвела от времени печать. Документы нужны в ОВИР для получения РВП. Хочу узнать, возможно ли прочитать эти печати, сколько займет времени, могу ли я выслать Вам документы почтой или достаточно сканированной копии.

Cколько хранятся отпечатки пальцев на эмалированной шкатулке, на полиэтилене и на сетчатой материи?

Время хранения отпечатков зависит от внешних факторов: температуры, солнечных лучей, влажности. В зависимости от них время хранения отпечатков может варьироваться от нескольких дней до одного года.

В случае, когда оттиски печатей и штампов в техпаспорте на авто, декларации могут быть неподлинными (есть такая вероятность), что необходимо направить на технико-криминалистическую судебную экспертизу и какие вопросы нужно сформулировать для эксперта?

Чтобы провести технико-криминалистическую экспертизу документов, нужно предоставить оригиналы документов, которые подлежат исследованию. Для разрешения вопроса об идентичности оттисков печати (той или иной печатной формой нанесен оттиск печати) необходимо предоставить образцы оттисков печати. Для решения вопроса о соответствии бланков документов бланкам установленного образца необходимо предъявить образцы бланков. Вопросы могут быть разными. Для того, чтобы определить нужные вопросы и правильно их сформулировать, рекомендуем обратиться в Центр за бесплатной консультацией.

Читать еще:  Гидроусилитель руля камаз

Каков срок проведения технико-криминалистической экспертизы?

Технико-криминалистические экспертизы проводятся с целью установления способа изготовления или подделки документа. Предметом данных экспертиз являются фактические обстоятельства, связанные с исполнением документов, отождествлением материалов документов и средств их изготовления. На сегодняшний день можно выделить два основных вида технико-криминалистических экспертиз: исследование материалов документов и исследование реквизитов документов. В зависимости от вида, а также от других факторов срок проведения варьируется, но как правило он составляет 5-10 рабочих дней.

Какую экспертизу необходимо провести для доказательства того, что подпись была поставлена раньше напечатанного текста? Речь идет о подписи на пустом листе, на котором позднее был напечатан текст. Спасибо.

В Вашем случае для установления последовательности нанесения реквизитов документа необходимо провести технико-криминалистическую экспертизу документов. В компетенции экспертов установить, в одно и то же или в разное время были нанесены указанные реквизиты.

Против меня подан иск о взыскании долга. Документ, на котором основывается претензия, я не подписывал. Почерковедческая экспертиза установила, что подпись моя. Я и сам это вижу. Думаю, что в руки истца попал бланк с моей подписью и нужной печатью (такая вероятность действительно есть). Ходатайствовал об экспертизе документа, чтобы проверить, что было сделано раньше, подпись или текст договора – суд отказал, счел, что я недостаточно обосновал ходатайство. Что нужно сделать, чтобы экспертизу все-таки назначили?

В Вашей ситуации, несомненно, нужна техническая экспертиза документа по вопросу последовательности нанесения штрихов. В случае, если имеется возможность получения оригинала договора, будет проведено предварительное, внесудебное исследование, которое послужит достаточно весомым основанием для назначения судебной экспертизы. Это увеличит шансы удовлетворения Вашего ходатайства.

В случае если предварительное исследование невозможно (если нет объекта исследования), нужно попробовать аргументировать ходатайство, приложив к нему документы о возможности проведения экспертизы конкретными экспертами. Для получения документов, подтверждающих согласие наших экспертов на проведение технической экспертизы документа, а также подтверждающих их квалификацию, Вам необходимо подъехать в нам в лабораторию.

На последнем заседании ответчик предоставил договор и акт выполненных работ с контрагентом, датированные концом 2010 года. У нас есть все основания полагать, что этот договор был подготовлен непосредственно перед заседанием. Возможно ли установить дату его составления?

В Вашей ситуации необходимо проведение технической экспертизы документа по вопросу давности выполнения документа (его реквизитов). В ходе такой экспертизы невозможно установить точную дату выполнения реквизитов (подписи и печати), однако можно выявить примерную разницу между фактической и указанной датами. Результативность экспертизы зависит от объекта: не все виды красящих веществ, использующихся при нанесении реквизитов, позволяют делать выводы о давности их нанесения.

Также следует учитывать, что в ряде случаев возможно частичное уничтожение документа во время исследования.

Обучение трасологов

Профессиональная переподготовка

по программе «ЭКСПЕРТИЗА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ» подготовка эксперта-автотехника в области транспортно-трасологических исследований

Цель программы:

Подготовка высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов (экспертов-автотехников) для детализации и углубления знаний в области независимой технической экспертизы транспортных средств в сфере транспортно-трасологических исследований.

Программа позволит Вам:

Получить теоретические и практические знания в области транспортно-трасологических исследований.

Программа курса включает в себя следующие блоки:

  1. Теоретические основы автотехнической экспертизы
  2. Системный подход при проведении экспертных исследований и установлении причин ДТП
  3. Экспертный анализ основных видов ДТП.
  4. Транспортно-трасологические исследования механизма ДТП.
  5. Технико-диагностические исследования автомобилей-участников ДТП.
  6. Формирование и обоснование выводов экспертного исследования
  7. Информационное обеспечение трасологичесокй экспертизы
  8. Итоговые мероприятия: Итоговый экзамен и Аттестационно-выпускная работа
  1. Обеспечение всех дисциплин учебными материалами.
  2. По итогам обучения вы получаете Диплом о профессиональной переподготовке.
  3. Проводятся практические занятия с использованием специализированных программных продуктов.
  4. Проводятся практические занятия с реконструкцией ДТП.
  5. Осуществляется методическая поддержка выпускников после окончания обучения.

НАших преподавателй вы можете посмотреть в разделе Преподаватели

Условия обучения:

Очно-заочная, без отрыва от производства (работы)

Программа рассчитана на 250 часов.
Длительность программы: очная -2,5месяца, очно-заочная -3 месяца.

Обучение проходит:очная — вечерами и в выходные дни.

очно-заочное — в дистанционном режиме в течение 3 месяцев и с окончанием в виде очной сессии в течение 4-7 дней ежедневно в дневное время в г.Москва.

Очно-заочное — Идет набор в сентябрьскую группу!

(по мере комплектации группы. Набор в группы идет каждый день! )

Форма обучения:
Продолжительность обучения:
Получаемые документы:Диплом установленного образца по программе профессиональной переподготовки «Экспертиза дорожно -транспортных проишествий»
Требования к слушателям:Принимаются слушатели с законченным высшим (по любой специальности) образованием
Стоимость обучения:Очное — 39 000 рублей, за весь период обучения (НДС не облагается).
Очно-заочное — 28 000 рублей за весь период обучения (НДС не облагается)
Возможна поэтапная оплата.
Предусмотрены скидки от 5 до 15%
Начало обучения:
Занятия проходят по адресу:Ленинградский проспект, д. 80

! Обращаем Ваше внимание, что на программе легче и эффективнее будет обучаться слушателям с базовым техническим (автодорожным) высшим образованием или выпускникам программы «Независимая техническая экспертиза транспортных средств».

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×