Autoparts-remix.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Не поехал на оформление дтп что грозит?

Что делать, если виновное лицо оставило место ДТП. В каких ситуациях можно законно оставить место ДТП.

ПДД требуют, чтобы в случае, если произошло ДТП, все его участники оставались на месте вплоть до прибытия ГИБДД или до оформления по «европротоколу». Однако бывают случаи, когда несмотря на эти требования виновник скрылся с места аварии. Что ему за это будет – и как в этом случае получить возмещение от его страховой и от него лично? Проблема эта достаточно серьёзна, однако безвыходных положений нет. Посмотрим, как разобраться с этой ситуацией.

○ Чем грозит и какой штраф за оставление места ДТП?

Пункт 2.5 ПДД однозначно требует, чтобы водитель после аварии немедленно остановил и не трогал с места свой автомобиль. Из этого правила есть только два исключения:

  • Если пострадали люди, и нет возможности вызвать «скорую» или привлечь других водителей, допускается использовать свой транспорт для доставки пострадавших в больницу (п. 2.6 ПДД).
  • Если пострадавших нет, но машина мешает проезду других участников движения – её можно сместить в сторону, освободив проезд и зафиксировав (в том числе с помощью фото или видеосъёмки) её положение после ДТП (п 2.6.1 ПДД).

Но если кто-то из участников самовольно решил, что оставаться на месте незачем – его ждут неприятности. Ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ в этом плане однозначна:

  • Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, —
  • влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

При этом не важно, уехал ли виновник на своём транспорте, или бросил разбитую машину и скрылся пешком – лишение прав или 15 суток его ждут в любом случае.

○ Срок давности за оставление места ДТП.

Однако для виновного есть небольшая лазейка, которую можно найти сразу в трёх кодексах – административном, уголовном и гражданском.

Прежде всего нужно сказать о лишении прав. Избежать этого достаточно легко – нужно всего лишь помнить про ст. 4. 5 КоАП РФ. Она устанавливает, что если после того, как было совершено правонарушение, прошло определённое время – лицо, даже виновное, не может быть наказано за это. Применительно к нашему случаю срок составляет 3 месяца.

При этом согласно ст. 25.1 того же кодекса присутствие виновника на рассмотрении дела обязательно. Поэтому виновному достаточно просто не являться в суд больше трёх месяцев. Однако для этого каждый раз нужно придумывать обоснованные причины: если просто игнорировать повестку – судья в конце концов может, согласно ст. 29.4 КоАП РФ, просто вынести постановление о приводе – и тогда виновника в суд силой притащит наряд полиции.

В том же случае, если в результате ДТП пострадали люди, виновному надо скрываться уже дольше. В соответствии со ст. 78 УК РФ срок давности для действий, наказываемых по ст. 264 УК РФ (той, которая карает за нарушение ПДД с ранениями или смертями людей), составляет от 2 (если никто не погиб) до 10 лет (если погибло два и более человека). При этом надо, чтобы виновного сами органы не привлекали к ответственности: если человек скрывается от следствия, меняет место проживания, уклоняется от явки по повестке – это время в зачёт срока не идёт.

Одним словом, чтобы не посадили по ст. 264 УК РФ – нужно, чтобы виновного просто не нашли в течение определённого, но достаточно долгого времени.

Что же касается возмещения вреда, причинённого ДТП, то тут есть свои сроки. По общему правилу, в суд подать и потребовать возмещения можно в течение 3 лет с того момента, как был причинён вред. Однако при некоторых обстоятельствах и уважительных причинах пропуска суд может и восстановить пропуск, и тогда взыскание состоится и более чем через три года.

○ Неумышленное оставление места ДТП.

Покинуть место аварии можно не только с прямым умыслом, но и нечаянно. Обычно это происходит, если:

  • ДТП незначительно (например, всего лишь поцарапана краска или слегка задето зеркало на чужой машине).
  • На дороге плохая видимость – и водитель просто не заметил ДТП.
  • В салоне хорошая звукоизоляция и играет громкая музыка – и потому автомобилист не слышал стука или скрежета.
  • ДТП серьёзное, но ГИБДД нет очень долго – и водитель просто отошёл погреться в ближайшее помещение, а тем временем приехал инспектор.

Возможны и другие случаи, но их объединяет одно: человек не хотел нарушать ПДД – но случайно их нарушил. Что делать в такой ситуации?

Необходимо помнить, что ст. 12.27 КоАП РФ не требует прямого умысла. Даже если он и не хотел покидать место ДТП, но случайно его покинул – его всё равно ждёт то же самое наказание. Поэтому защитить себя можно лишь следующими способами:

  1. Доказать, что правонарушение незначительно. Такое возможно, если серьёзного вреда имуществу не было, а из людей никто не пострадал. В этом случае согласно ст. 2.9 КоАП РФ от наказания виновный может быть освобождён.
  2. Доказать, что была крайняя необходимость покинуть место аварии. Такое возможно в силу ст. 2.7 КоАП РФ. Например, если на улице сильный мороз, водитель легко одет, обогрев салона больше не работает, а ГИБДД долго не приезжает – можно попробовать сослаться на то, что была угроза здоровью, и срочно нужно было добраться до тёплого помещения. Такая тактика не всегда срабатывает – но иногда можно добиться отмены наказания.
  3. Если водитель отошёл или уехал, но успел вернуться до того, как прибывший на место экипаж ГИБДД закончил оформление – можно сослаться на то, что никакого нарушения вообще не было. Судебная практика (а аналогичное дело рассматривалось даже Верховным судом РФ) однозначна: если водитель добровольно вернулся, вменять ему ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ нельзя. Можно лишь говорить о ч. 1 той же статьи (всё-таки водитель не выставил знак, не включил сигнализацию и т. д.) – но там наказание значительно мягче, всего лишь штраф в виде 1 тысячи рублей.
  4. Ст. 27.5 говорит о том, что срок задержания не должен быть более 3 часов. Если за это время инспектор ГИБДД не приехал – нужно снова позвонить (а все звонки фиксируются) и сообщить об этом. По истечении 3 часов можно уезжать – и судебная практика тут на стороне водителя: он исполнил свои обязанности, и наказывать его нельзя.

○ Оставление места ДТП на парковке неумышленное.

Отдельным случаем являются ситуации, когда произошло неумышленное оставление места ДТП на парковке автомобилей. Довольно часто случается, что водитель, выезжая со стоянки, нечаянно задевает соседний автомобиль – и, не заметив этого, уезжает. Или же замечает, пытается найти владельца – но его нет. Что делать в этой ситуации, если произошло неумышленное оставление места ДТП?

К сожалению, закон не делает различий для ДТП на парковке и на проезжей части. Если один автомобиль двигался – то этого уже достаточно для наказания по соответствующей статье.

Читать еще:  Таблица регулировки клапанов ваз 2107

Однако и здесь есть возможности избежать наказания:

  1. Если повреждения чужого автомобиля были не связаны с движением – это не повод лишать прав. К примеру, если, открывая дверь, человек задел чужой автомобиль – это гражданско-правовой спор, а не ДТП.
  2. Есть шансы доказать малозначительность деяния.
  3. Если на машине виновника нет повреждений – возможно доказать, что он не знал и не мог знать о том, что произошло ДТП. Шансы незначительные – но они есть.
  4. Никаких документов до суда пописывать нельзя. Иначе избежать лишения прав не выйдет.

Важно помнить: уезжать с парковки, оставив второму участнику записку под дворником – нельзя ни в коем случае!

○ В каких ситуациях можно покидать место ДТП, и это не будет наказуемо?

Тем не менее, есть обстоятельства, на которые ст. 12.27 не распространяется. Разберёмся же с ними. Частично они перечислены выше (доставка пострадавшего в больницу, европротокол и т. д.) – но есть свои нюансы.

✔ Ситуации крайней необходимости.

Для крайней необходимости нужно, чтобы причинённый вред был меньше, чем предотвращённый. В результате можно сделать следующие выводы:

  • Предотвращение вреда здоровью и жизни человека всегда выше, чем соблюдение норм ПДД. Поэтому, к примеру, водитель, везущий рожающую женщину, не обязан оставаться на месте ДТП: он отвечает за жизнь матери и ребёнка – а не только за материальный ущерб.
  • Повседневные нужды крайней необходимостью не являются. Опоздание на работу – не причина, чтобы покинуть место ДТП.
  • Попытка догнать второго участника ДТП, покинувшего место аварии, как крайняя необходимость не рассматривается.

✔ Водители разобрались на месте.

В том случае, если обе стороны заключили соглашение о компенсации ущерба – казалось бы, можно и разъезжаться. Но не всё так просто. Соглашение не отменяет норм об ОСАГО и правил движения. Потому если позднее один из участников решит подать заявление – второму придётся туго.

Поэтому, если решено разбираться на месте – надо оформлять расписку, в которой будет подробно указан порядок компенсации ущерба, признана виновность одного из водителей – а главное, зафиксирован факт, что второй не имеет претензий.

Тем не менее, даже в этом случае лучше оформлять европротокол, чем расписку.

○ Провокаторы аварий:

С недавних пор в судебной практике появился термин – «провокатор аварии». Верховный Суд РФ, рассмотрев очередное дело, внезапно поддержал суды первой инстанции. Гражданин, обратившийся с жалобой, доказывал, что ДТП не было – на его машине нет никаких следов. А то, что из-за его поведения на дороге другой автомобиль врезался в дерево – это случайность.

До недавнего времени человека, который избежал повреждений автомобиля в ДТП, практически нереально было привлечь к ответственности: формально он не участвовал в аварии. Однако новое решение позволяет теперь учитывать и действия водителя на дороге, из-за которых произошла авария. Буквально решение ВС гласит:

  • «Судебные инстанции пришли к правильному выводу, что дорожно-транспортное происшествие находится в прямой причинно-следственной связи с действиями водителя; вместе с тем то обстоятельство, что последний стал участником дорожно-транспортного происшествия, обязывало его выполнить требования пункта 2.5 Правил дорожного движения»

Однако нужно учесть: нового в нормативные акты внесено не было – а в России понятие «прецедент» отсутствует. До того момента, как практику обобщит Пленум ВС, ссылаться на это решение нельзя. Тем не менее, теперь появился шанс привлечь к ответственности и водителя, из-за чьих агрессивных манёвров произошла авария – пусть даже он в ней и не участвовал.

✔ Очевидец ДТП оставил место ДТП.

В том же случае, когда место аварии оставил очевидец, а не участник ДТП – ситуация и вовсе становится расплывчатой. Формально очевидца привлечь не за что – он не участвовал в ДТП. Однако ПДД требует, чтобы участники зафиксировали контактные данные очевидцев – и это подразумевает, что свидетелям тоже нельзя покидать место аварии.

Тем не менее, если кто-то стал очевидцем ДТП – ему достаточно оставить свои контактные данные любому из участников. После этого можно спокойно идти или ехать по своим делам, не беспокоясь об ответственности. Если очевидец потребуется ГИБДД – они всегда его вызовут.

○ Советы юриста:

✔ Оба водителя после ДТП покинули место, на что смогут они рассчитывать при выплате страховки и почему?

В том случае, если вред был причинён только имуществу, водители вправе покинуть место при следующих обстоятельствах:

  • Они решили составить европротокол с помощью аварийных комиссаров. По этому протоколу, если нет вреда для жизни, а ущерб менее 50 тысяч рублей, можно уезжать. В этом случае возмещение по ОСАГО должно быть произведено: закон не требует, чтобы документ был оформлен точно на месте ДТП.
  • Они рассчитались между собой. Это допустимо – но страховых выплат никому из них ждать нельзя.

✔ Водитель спровоцировал ДТП и уехал, возможно ли его наказать и его ответственность?

Да, теперь это возможно. Дело № 78-АД-15-4, рассмотренное Верховным судом даёт для этого новые основания. Хотя у нас в России и нет прецедентов, и Пленум ВС ещё не обобщал практику – теперь у низовых судов появилось подтверждение сложившейся практики.

Какое наказание за оставление места ДТП, как избежать ответственности? Рассказывает автоадвокат Павел Горин.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Что грозит за оставление места ДТП

Что значит покинуть место ДТП

Оставление места ДТП занимает третье место по статистике Судебного департамента при Верховном суде. Хотя это нарушение составляет всего 7 % от общего числа нарушений ПДД, но фактически за него лишают прав или арестовывают около 90 000 человек, что, например, равно населению города Ессентуки. Это говорит о том, что участники ДТП не знают своих обязанностей после аварии или намеренно скрываются, чтобы избежать ответственности.

Кроме того, статистика Госавтоинспекции указывает, что в 2019 году произошло 147 198 ДТП, из них место ДТП покинуло 14 227 человека. При этом лидерами по таким нарушениям стали Московская область (333 водителя, скрывшихся с места аварии), Ленинградская область (254 уехавших с места ДТП), Воронежская область (239 нарушителей), Красноярский край (195 участников ДТП).

Наказание за оставление места аварии наступит только при ДТП, когда:

столкнулось 2 или более автомобилей;

машина наехала на пешехода, велосипедиста или иного лица, не являющегося водителем, столкнулась с отбойником, столбом, деревом или опрокинулась.

Местом ДТП является не только дорога, но и прилегающая территория, например, парковка, двор, автозаправка и др. Не имеет значения, произошло ли механическое столкновение между машинами, самое главное — водитель умышленно уехал с места аварии.

Чтобы узнать об оформлении ДТП, необходимо обратиться в ГИБДД. Однако, такое обращение увеличит шансы привлечения к ответственности за оставление места ДТП, поэтому целесообразно занять выжидательную позицию,и в случае попыток такого привлечения отрицать свою осведомленность об осведомленности о ДТП на момент, когда оно произошло*.

Оставить место ДТП — значит покинуть его любым способом: пешком, бегом, на своем или попутном транспорте. Не станет оправданием и тот факт, что водитель сбежал, но оставил машину на месте аварии, или покинул ДТП из-за агрессивного поведения, конфликта с другим участником аварии, служебной командировки.

Читать еще:  Удержание с пенсии 100% правомерность

После аварии водитель может перемещать автомобиль: главное, чтобы он и его машина были в поле зрения других участников и свидетелей, и каждый из них принимал участие в оформлении ДТП.

Если участниками ДТП являются велосипедисты, пешеходы или пассажиры, то они получат штраф по ст. 12.29 или ст. 12.30 КоАП за оставление места ДТП.

Считается, что водитель скрылся:

уехал до приезда сотрудников ГИБДД или заполнения европротокола с другим участником аварии;

не вернулся после того, как доставил пострадавшего, если его нельзя было отправить в больницу попутным транспортом.

К ответственности за оставление ДТП может быть привлечен как виновник аварии, так и потерпевший.

Обращение водителя в ГИБДД может привести к привлечению его к ответственности по ч. 2 ст.12.27 КоАП за оставление места ДТП. В описанной ситуации документы о ДТП не могли быть оформлены без участия уполномоченных сотрудников полиции, в связи с чем потерпевшему следовало покидать место ДТП только после сообщения в полицию и получения указаний о месте оформления ДТП*.

Какое наказание получит водитель

Покинувший место ДТП получит лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет или арест до 15 суток по ч. 2 ст. 12.27 КоАП. Суды, как правило, назначают лишение, арест — только в исключительных случаях, если:

водитель не имел водительские права или был их лишен;

после ДТП водитель был в состоянии опьянения или отказался от прохождения медицинского освидетельствования;

совершил иное правонарушение, за которым следует лишение прав.

Кроме того, административный арест не применяется к:

беременным женщинам или имеющим детей до 14 лет;

лицам, не достигшим 16 лет;

инвалидам I и II групп;

военнослужащим и государственным служащим.

Во всех остальных случаях покинувший ДТП будет лишен прав, но срок лишения зависит от следующих обстоятельств:

является ли водитель, оставивший место ДТП, виновником или потерпевшим в аварии;

оставлено ли место серьезного ДТП, в котором пострадали люди или причинен значительный ущерб автомобилям, после чего осталось заблокированным движение на участке дороги или были затрачены усилия для розыска виновного водителя;

у покинувшего место ДТП нет смягчающих обстоятельств, по которым можно назначить минимальное наказание или применить арест. Например, участник ДТП не является водителем, для которого транспортное средство — это единственный способ, чтобы прокормить семью.

Если в объяснении указано, что вы обладали информацией о ДТП в момент его совершения, то оснований избежать ответственности за оставление места ДТП не имеется. При этом сотрудник ГИБДД не отправит дело об административном правонарушении в суд, если придет к выводу о необходимости его прекращения, например, из-за отсутствия состава правонарушения. Если таких оснований нет, то дело подлежит обязательному направлению в суд в соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП*.

Когда грозит уголовная ответственность

Если в результате ДТП виновником, скрывшимся с места аварии, был причинен тяжкий вред пострадавшим или смерть, он будет привлечен к уголовной ответственности по ст. 264 УК:

за причинение тяжкого вреда здоровью человека — к принудительным работам до 5 лет или лишению свободы на срок от 3 до 7 лет;

за смерть человека — к лишению свободы на срок от 5 до 12 лет;

за смерть 2 и более лиц — к лишению свободы на срок от 8 до 15 лет.

Кроме того, водитель дополнительно будет лишен прав управления автомобилем на 3 года.

Когда можно уехать с места ДТП

Водитель не будет наказан за оставление места ДТП по уважительным причинам, например:

при крайней необходимости — для доставления пострадавшего в лечебное учреждение и добровольного возвращения на место аварии до того, как сотрудники ГИБДД оформили ДТП;

при предоставлении другим участникам ДТП правдивых сведений о себе (телефона, домашнего адреса, данные водительского удостоверения, полиса ОСАГО или паспорта);

при заявлении о случившемся ДТП в органы ГИБДД до того, как за участником аварии был объявлен розыск.

Умысел на оставление места ДТП имеет решающее значение при привлечении участника аварии к ответственности. Иногда водитель не замечает того, что попал в ДТП, например, неаккуратно выехал с места стоянки и задел припаркованный автомобиль.

С одной стороны, он не остановился, не осмотрел повреждения и место ДТП, не связался с другим участником аварии и не вызвал ГИБДД, то есть формально оставил место ДТП. Но с другой стороны, водитель сделал это неумышленно, потому оснований для привлечения его к ответственности за оставление места ДТП не будет.

Например, постановлением от 03 сентября 2015 года № 41-АД15-6 Верховный суд прекратил дело в отношении водителя за оставление места ДТП из-за отсутствия состава правонарушения. Суд учел, что водитель оставил машину на месте аварии и контактные данные другому участнику ДТП для связи, покинул место ДТП в состоянии крайней необходимости — для посещения врача, а после вернулся на место аварии, но сотрудников ГИБДД и второго участника уже не было.

Если в результате соприкосновения с пешеходом не произошло его ранения или причинения ему материального ущерба, то описанный случай не является оставлением места ДТП, потому что в соответствии с ПДД под ДТП понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. В то же время, во избежание возможных ложных обвинений со стороны пешехода целесообразно попросить его подтвердить в письменном виде, что он не получил какого-либо вреда в результате описанных событий, либо зафиксировать его слова с помощью видео- или аудиозаписи*.

Как избежать наказания за оставление места ДТП

Чтобы не остаться без прав после ДТП, следуйте следующим рекомендациям:

если точно знаете, что виноваты в ДТП, договоритесь с потерпевшим о добровольном возмещении ему вреда или заполните с ним европротокол (при причинении вреда только автомобилям);

при отсутствии разногласий с другим участником ДТП составьте расписку, в которой укажите данные о себе и обстоятельства произошедшей аварии, а также сведения о том, что претензии между участниками ДТП отсутствуют, ущерб незначителен, а в вызове сотрудников ГИБДД нет необходимости;

при рассмотрении дела в суде проверьте, не истек ли трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП;

сошлитесь на малозначительность и исключительные обстоятельства, которые стали причиной для оставления места ДТП, например, если вы везли ребенка в больницу, были плохие погодные условия и др.

*Автор ответов ведущий юрист Европейской Юридической Службы Юрий Тулупов.

Скрытие покажет

Уезжать с места аварии даже по обоюдному согласию с другим участником происшествия чревато лишением прав. Как ни странно, даже если у другой стороны нет к вам претензий, они остаются у государства.

Вот конкретный пример. Некто Дмитрий Олейник выезжал из двора на своей «Тойота Аурис». С ним случилась неприятность: он задел «Субару Форестер». Касание было незначительно: буквально уголок бампера чиркнул по уголку другого бампера. Дмитрий вместе с хозяином «Субару» осмотрел повреждения, которые даже обнаружить невооруженным глазом было сложно. Убедившись, что ничего страшного нет, они решили разъехаться. Дмитрий свою вину не отрицал, но очень спешил — у его ребенка был день рождения, нужно было успеть купить подарки. Оба водителя решили, что из-за таких мелочей беспокоить ГИБДД не стоит. А страховых бланков извещений о ДТП под рукой не оказалось. Поэтому они составили на бумажке схему ДТП, Дмитрий написал расписку, что претензий к водителю «Субару» не имеет, оставил свои координаты и паспортные данные и поехал по своим делам.

Читать еще:  Фиксируют ли камеры проезд под кирпич

Однако водитель «Субару», у которого машина была застрахована по КАСКО, решил на всякий случай обратиться к своему страховщику. Тот настоял на вызове ГИБДД, а иначе претендовать на оплату ремонта этого повреждения по КАСКО даже не стоит. Через три часа на место происшествия приехали представители автоинспекции. Не обнаружив виновника, они завели на него административное дело как на оставившего место ДТП. А за это в Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность: лишение прав на год-полтора или административный арест. И это решение выносит суд.

Дмитрий объяснял, что, если бы он хотел скрыться, не оставлял бы координат, данных паспорта и страхового полиса. Кроме того, второй участник аварии заявлял, что не имеет никаких претензий, но. претензии остались у государства.

Как пояснили «РГ» в Департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, в правилах предусмотрено три сценария действия для аварии без пострадавших. Вызвать на место происшествия сотрудников ДПС, которые оформят ДТП. Самим зафиксировать на схеме положение транспортных средств и подъехать на ближайший пост для оформления происшествия. Третий вариант — это действовать в соответствии с законом и правилами ОСАГО. А они разрешают обойтись без ГАИ только при соблюдении довольно большого количества условий: если в аварии участвовали только два автомобиля, если оба они застрахованы по ОСАГО, если при этом не пострадали люди, если у обоих участников ДТП нет разногласий в обстоятельствах происшествия, если сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей. А теперь самый важный момент: при этом оба участника должны заполнить извещение о ДТП и подписаться под ним. Только после этого участники аварии каждый со своим экземпляром могут разъехаться и никто к ним не сможет предъявить претензий, что они оставили место ДТП.

Это тот случай, которые в страховании называется упрощенная система выплат (Европротокол). К сожалению, ею не часто пользуются. Во-первых, согласие у водителей — довольно редкий случай, во-вторых, не всегда есть уверенность, что ремонт обойдется дешевле, чем в 25 тысяч рублей. А в КАСКО такой системы вообще не предусмотрено, поэтому у таких застрахованных вообще нет альтернативы, кроме оформления ДТП автоинспектором.

Надо сказать, что, несмотря на существование ОСАГО, при незначительных повреждениях многие водители стремятся разобраться, что называется, на месте. То есть заплатить, чтобы, с одной стороны, не терять времени, а с другой — при оформлении нового полиса обязательного страхования платить придется больше в полтора раза, с учетом коэффициента 1,5.

Однако такой расчет на месте может грозить тем, что вашу машину объявят в розыск, и, даже если у вас будет на руках расписка второго участника, что он к вам претензий не имеет, закончиться эта история может для вас однозначно — лишением прав.

Именно так она закончилась и для Дмитрия. Суд второй инстанции подтвердил решение мирового судьи, и Дмитрий лишился прав на один год.

Правозащитники считают, что это довольно суровое наказание за, казалось бы, нарушение, которое и нарушением сложно назвать. Это тот самый случай, когда дух закона подменяется его буквой. Лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков предлагает переписать нормативные акты таким образом, чтобы предоставить право страховым компаниям решать, кого считать оставившим место ДТП.

Впрочем, вряд ли это решение удовлетворит всех.

Авария без следствия

Итак, водитель поздно вечером ехал на дачу. Не доехав до дома, не справился с управлением — и машина улетела в кювет. Она не врезалась ни в один автомобиль, не повредила никаких строений и даже деревьев, потому как их не было. Пассажиров в машине также не было. Пострадал только водитель. Причем не физически, а материально.

Посчитав, что никаким образом он никому не навредил, водитель решил не вызывать ГИБДД. Дошел до дачи, переночевал, а с утра вызвал эвакуатор и отправился извлекать машину.

На месте происшествия, он увидел сотрудников ГИБДД, которые оформляли аварию. Они тут же составили протокол и в отношении этого водителя как скрывшегося с места ДТП.

Дело было отправлено мировому судье, и тот лишил водителя прав на один год за оставление места ДТП, вменив ему в вину нарушение пункта 2.5 правил.

Похоже, мировой судья запутался в Правилах дорожного движения. Ведь согласно пункту 2.6.1 Правил дорожного движения водители могут не оформлять документы о ДТП, если в нем повреждены транспортные средства или иное имущество только участников аварии и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов.

В правилах речь идет о двух участниках ДТП. На этот счет есть разъяснения Госавтоинспекции от прошлого года, что этот пункт правил распространяется и на ДТП с одним участником. Это разъяснение сотрудники ГИБДД обязаны знать.

Судья же обязан следить за судебной практикой Верховного суда. А похожее дело высшая судебная инстанция уже рассматривала. Дело происходило до появления пункта 2.6.1. Однако ВС посчитал водителя невиновным в оставлении места ДТП.

По сути, пункт 2.6.1 появился в правилах дорожного движения для того, чтобы привести их в соответствие с решениями Конституционного и Верховного суда.

Напомним, некто Погосян С.В. в ноябре 2014 года, двигаясь на своем автомобиле по дороге «Ноябрьск — Вынгапуровский», совершил наезд на лежащий на дороге металлический предмет и повредил свою машину. Он не стал вызывать ГИБДД и уехал. В ГИБДД, однако, сочли это нарушением пункта 2.5 правил (тогда пункта 2.6.1 еще не было) и завели на водителя дело за оставление места ДТП. Мировой судья лишил Погосяна прав на год. Остальные суды согласились с этим решением и оставили его в силе. Однако Верховный суд посчитал иначе.

Ссылаясь на Определение Конституционного Суда от 07.12.2010 N 1702-О-О и принимая во внимание, что совершенное Погосяном С.В. деяние не повлекло вредных последствий, вред здоровью и крупный ущерб никому не причинен, существенного нарушения охраняемых общественных отношений нет, он решил, что имеются основания для признания правонарушения малозначительным.

А поэтому отменил решения нижестоящих судов и прекратил административное дело.

Напомним случаи, когда можно обойтись без вызова ГИБДД на место аварии.

Если пострадали только две машины, оба участника ДТП застрахованы по ОСАГО, можно зафиксировать место происшествия и оформить европротокол.

Если в такой ситуации водители не согласны с обстоятельствами происшествия, они обязаны позвонить в ГИБДД и следовать указаниям дежурного. Возможно, их попросят подъехать на ближайший пост ДПС и оформить происшествие там. Водители обязаны убрать с проезжей части машины, если пострадало только имущество, предварительно зафиксировав расположение машин и деталей.

Если нет пострадавших, водителям не требуется оформление аварии сотрудниками ДПС, они могут оставить место ДТП.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×