Autoparts-remix.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Индивидуализм и коллективизм в деловой культуре

Современная бизнес-культура: индивидуализм и коллективизм

Два этих понятия постоянно идут рука об руку, являя собой живой пример различий в культуре и менталитете Запада и Востока. В вопросах, касающихся бизнеса, индивидуализм и коллективизм играют достаточно значимую роль для того, чтобы обращать на себя внимание и заставлять подробнее изучать данные элементы бизнес-культуры.

К культуре индивидуализма чаще предрасположены западные страны, где во время личностного роста сотрудника деловая культура развивает более самостоятельные и инициативные качества в человеке.

Что же касается восточных стран, то они более расположены к коллективизму, так как менталитет и развитие личности направлены на подавление самостоятельности и осознание себя как части большей группы людей. Как бизнес-стратегия – это скорее правильно, чем нет, но в плане гуманности – это, по меньшей мере, неправильно.

К примеру, можно сравнить рабочего китайского завода по пошиву джинсов и работника американского, если в США еще остались такие заводы, которые не были перенесены в Китай.Когда работник из США является индивидуальной целостной личностью с достойной заработной платой и условиями труда, китайский сотрудник работает 36 часов подряд и получает в 100 раз меньше денег (не говоря о тех маленьких девочках, которые приезжают из сел и работают в тех же условиях).

Показатели степени индивидуализма в культуре

  • корпоративная этика приемлет прямую критику
  • личностные качества работника непосредственно влияют на его продвижение по карьерной лестнице
  • контроль, менеджмент и управление настроены больше на индивидуальность, чем на коллектив
  • первоочередная цель – свой успех и развитие, далее – общий результат
  • высокий уровень самосознания в жизни общества
  • большое влияние имеют СМИ

Страны мира и Россия: уровень индивидуализма

Если взять за правило тот факт, что индивидуализм в обществе возрастает с доходами на душу населения, то в Европе индивидуалистическими являются все северные страны, а коллективными, например, — Австрия, Греция, Португалия, Испания

Исследования зарубежных ученых могут показать, что Россия и страны СНГ относятся к странам с коллективной культурой, но скорее это пережиток впечатления от СССР, чем достоверные научные факты, так как современная Россия не может считаться ни с тем, ни с другим из-за очень быстрых темпов экономического развития и гибкости менталитета. Так что пока говорить о коллективизме в России просто рано.

Исследование фактора индивидуализма

Индивидуализм приобретает все большее влияние и значимость в современной социальной и деловой сфере. Самым проблемным вопросом, который остается всегда, – это соотношение коллективизма и индивидуализма в обществе, так как точно определить на уровне индивидуального или коллективного сознания его нельзя. И классические эмпирические методы исследований дают лишь поверхностный результат.

В наше время расширяется сеть по изучению и исследованию уровня индивидуализма в России, уже имеются статистические данные по европейским и западным странам, составлены результаты эмпирических исследований таких ученых, как Г. Триандис и Г. Хофстеде. Герт Хофстеде, являясь нидерландским социальным психологом, провел самое масштабное и крупное изучение культурологических индикаторов, в частности — индивидуализма, как наиболее важного.

Соотношение коллективизма и индивидуализма в деловой культуре современной России

В России традиционно преобладал коллективизм, принимавший в ходе истории различные формы: общины, артели, колхоза, трудового коллектива предприятия, партии, народа, содружества братских народов. В дореволюционной (до 1917 г.) отечественной культуре сформировалась даже особая, типично российская форма коллективизма — соборность, представляющая собой свободное духовное единение людей на основе общности веры и христианских ценностей: любви к ближнему, помощи слабым и нуждающимся и др. Соборность проявлялась, например, в заботе собственников фабрик о рабочих, их детях, благотворительности, помощи погорельцам в строительстве дома, а также беженцам, в геройской жертвенности при освобождении Родины от захватчиков и т. п. [71. С. 488—489].

В СССР принцип коллективизма был политизирован и часто приобретал крайние формы (уравниловка, пренебрежительное отношение к индивидуальным интересам, их безусловное подчинение интересам коллективным, часто произвольно трактуемым, и т. д.). В постсоветский период наблюдается другая крайность: правительством и подавляющим большинством СМИ народу упорно навязывается индивидуализм, причем часто в самых крайних формах: эгоизма и эгоцентризма, пренебрежения к интересам других людей и всего общества. Именно с этим — полным игнорированием национальных традиций, ценностей и менталитета и насаждением чуждых россиянам принципов крайнего индивидуализма и потребительства — во многом связаны тенденции деградации и криминализации [1] российского персонала в постсоветский период. По результатам исследований ВЦИОМ, в середине 1990-х годов не менее 80 % российских работников имели деградированное трудовое сознание, из которого вытеснено все (или многое), связанное с пониманием общественно полезного смысла трудовой деятельности, необходимости развития профессиональных качеств и даже понимания необходимости интенсивно работать ради заработка [29. С. А—18]. И хотя эти данные, возможно, несколько завышены, поскольку они основаны на западных методиках, часто не адекватных российским условиям, деградация трудовой культуры в постсоветский период является фактом. Она вызвана созданием общественных условий, во многом разрушающих трудовую мотивацию людей, делающих невозможным для большинства граждан обеспечить себе достойные условия жизни за счет добросовестного труда.

Не случайно 80 % опрошенных москвичей полагают, что в наши дни главным источником богатства являются связи с нужными людьми в госаппарате и нечестность в деловых отношениях. И лишь 20 % считают главным фактором успеха в жизни постоянный упорный труд [31. С. 281].

В современной России в условиях низкой общественной и трудовой морали, отсутствия прочных традиций законопослушности и дисциплины крайний индивидуализм неизбежно вырождается в микрополитические действия: злоупотребление занимаемой должностью и властью в личных целях, нарушение дисциплины, стремление меньше дать и больше взять, взаимный обман и недоверие, воровство, полное равнодушие к другим сотрудникам и к общим целям организации и т. п. Ставка на индивидуализм означает также отказ от использования влияния коллектива как важнейшего фактора мотивации и социального контроля. В нынешних условиях обострения конкуренции и широкого применения командных форм организации труда все это недопустимо.

Читать еще:  Снятие и замена салонного фильтра volkswagen polo sedan

В России в процессе хозяйственного и политического реформирования было бы полезно использовать японский и мировой опыт конструктивного применения принципов коллективизма как в экономике, так и в политической жизни. Не следует забывать, что естественный, низовой коллективизм в различных секторах общества — неотъемлемая черта западных демократий. Без него невозможно развитое гражданское общество.

В то же время современная российская культура не приемлет крайних форм коллективизма. Россия, занимая срединное положение между коллективистским Востоком и более индивидуалистским Западом, традиционно сочетала оба эти принципа, в большей мере склоняясь к коллективизму. В постсоветский период у работников, особенно у молодежи, вследствие усиленного насаждения ценностей индивидуализма правительством и СМИ, а также разрушения прежних коллективистских форм коммуникаций (собрания трудовых коллективов, профсоюзные, партийные, комсомольские и др.) заметно усилился индивидуализм. Поэтому при формировании эффективной организационной культуры целесообразно учитывать нынешние реальности и использовать коллективистские принципы, не впадая в крайности. Повышению эффективности управления персоналом явно способствовало бы более широкое использование таких проявлений коллективизма, как нематериальная, ценностная мотивация, групповая (коллективная) мотивация и групповой контроль, доверие, взаимопомощь, хороший нравственный климат и т. д.

Коллективистские начала российской национальной культуры нуждаются не только в признании и использовании, но и в совершенствовании и развитии. Традиционно российский коллективизм отличался низкой управленческой активностью членов группы. Это, так сказать, «пассивный коллективизм» — люди хотят быть в группе, признают важность общих интересов и в то же время не проявляют самостоятельной активности по формированию коллектива и управлению им, ждут этого со стороны начальства. Традиционный российский коллективизм часто сочетается с низкой самоорганизацией и дисциплиной, стремлением получать от коллектива защиту и другие блага и нежеланием добровольно отвечать ему тем же, нести ответственность за общие дела. Причем в случае успеха в бизнесе или карьере проявления индивидуализма значительно возрастают. Люди склонны приписывать заслугу в этом лишь себе и отрываться от коллектива [42. С. 57]. Позитивное воздействие коллективизма на организационную культуру связано с преодолением этих недостатков: формированием активной позиции по отношению к коллективу, готовности нести ответственность за его дела.

Основные типы бизнес-культур и их отличительные особенности

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 14.02.2018 2018-02-14

Статья просмотрена: 1175 раз

Библиографическое описание:

Арзина, Н. В. Основные типы бизнес-культур и их отличительные особенности / Н. В. Арзина. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 7 (193). — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/archive/193/48379/ (дата обращения: 22.04.2020).

В данной статье раскрыты основные характеристики и особенности разных деловых культур — восточной, западной и российской (русской).

Ключевые слова: бизнес-культура, западная деловая культура, российская (руссквкая) деловая культура, индивидуализм, коллективизм, мобильность, зависимость, энергичность, пассивность, целеустремленность, фатализм, независимость, постоянство, исторические этапы становления.

Каждая страна, будь она восточной или западной, имеет свою культуру. Так и в организации существует так называемая деловая культура. Тем не менее деловая культура начинается не с организации в целом. Она берет свое начало еще на уровне государства, национальная культура, а уже затем следует культура на этапе организации, организационная культура, далее культура на уровне руководства, управленческая культура (или стиль управления в современном языке).

Несомненно, общий уровень деловой культуры зависит от культуры национальной, которая присуща народу определенной страны. Так, например, в основном все страны по своему укладу можно разделить на западные и восточные. Так, восточным странам присущи стремление находиться и работать в коллективе, быть его частью, низкая мобильность работников, невысокий (иногда несуществующий) уровень гибкости, необходимость чувствовать поддержку и защиту со стороны основной части коллектива, важность наличия знакомых в сфере трудоустройства. В то время, как западным странам присущи индивидуализм, стремление реализовать себя как личность, выделиться из коллектива, высокий уровень мобильности и гибкости работников. Несмотря на вышеперечисленные черты, характерные для восточного и западного укладов, существуют страны, сочетающие в себе факторы как от одной, так и от другой культуры. Примером такой страны является Россия.

Говоря о такой большой стране, как Россия, сложно сказать, к какой культуре она относится. Причиной тому служит многовековая история и многочисленные факторы, повлиявшие на становление особой российской культуры [4].

Одним из них являлось то, что Россия находится в холодных климатических условиях. Эти условия были непривычны для людей с Запада. Но народ, который жил изначально на этой территории, научился приспосабливаться к таким условиям жизни. Соответственно, люди стали более сплоченными.

Вторым фактором послужило формирование особого русского менталитета, в который еще с того времени был заложен коллективизм вместо индивидуализма, взаимопомощь вместо соперничества. Менталитет также предполагал следование общинным приоритетам, а не личностным. Народ отводил важное место для государства, которое помогало выжить.

Как третий фактор следует выделить наличие нестандартных ситуаций и обязательное знание определенных тонкостей жителями страны. Из таких можно выделить: большие расстояния внутри страны, неожиданные изменения климата, погодных условий. Это научило жителей России сталкиваться с нестандартными ситуациями и задачами, применять экстраординарные пути решения, быстро реагировать.

Следующий четвертый фактор можно выделить скорее как исторический. Стоит отметить несколько этапов закрепощения населения, основными из которых являются закрепощение во время борьбы с монголами и, несомненно, крепостное право. Эти события сильно отразились на русском менталитете: отвержение демократии, способность работать на износ, трудолюбие.

Становление русской этики в определенной степени пришлось на 16–17 столетия, если принимать во внимание этические нормы российского купечества. Торговля русских купцов XVI — XVII столетий была стеснена царем и знатью.

Читать еще:  Ниссан не заводится в мороз

Российский бизнес появился во второй половине 20 века. Тогда начала формироваться российская деловая культура.

Путь развития западной деловой культуры значительно отличается от российского пути развития. Существуют несколько основных признаков [3, стр.30–70], отличающих западную культуру от российской коренным образом.

Индивидуальный интерес важен для каждого представителя западной деловой культуры. Индивидуум — ячейка общества. Поэтому приняты саморазвитие, реализация себя как личности, выделение из общества.

2) Малая дистанция власти

В западных организациях является нормой высказывание своей точки зрения руководству компании, обсуждение новых идей и предложений сотрудников. В каждой из крупных компаний это важно и поощряется руководителем. Зачастую даже встречаются структуры, в которых руководитель и его подчиненные стоят фактически на одном уровне, то есть имеют одинаковое право слова.

3) Сильное избегание неопределенности

По причине более раннего появления рыночной экономики на Западе западный уклад основывается на высокой неопределенности: постоянные колебания спроса, неожиданное поведение конкурентов.

4) Маскулинизация (активность в делах, энергичность, предприимчивость, четкие масштабные цели)

У России более мягкий характер поведения в бизнесе [1], связи внутри организации могут быть тесными и близкими, что нехарактерно для Запада, где работники конкурируют между собой и стремятся показать себя.

Основные черты Западной деловой культуры, несомненно, отличаются от основных черт Российской деловой культуры (табл.1).

Историческое развитие обусловило развитие каждой из деловых культур. Под влиянием определенных событий жители Запада в целом и России [2, стр.20–60] получили определенные качества, сформировался менталитет народа, который сохранился и до сих пор.

Отличительные характеристики между западной ироссийской деловыми культурами

Характеристика

Западная деловая культура

Российская деловая культура

Концепции моделей национальных деловых культур

Главная > Реферат >Культура и искусство

Л3 Концепции моделей национальных деловых культур

Национальные деловые культуры в международном бизнесе. Основные параметры деловой культуры: индивидуализм – коллективизм, маскулинность – феминность, дистанция власти, степень избегания неопределенности, универсализм – партикуляризм и др. Характеристики культур с высоким и низким контекстом. Отношение ко времени и пространству в разных культурах. Моноактивные, полиактивные и реактивные культуры. Действие и статус в контексте деловой культуры. Кластеризация культур.

В настоящее время наиболее активно в кросскультурном менеджменте используются следующие модели (классификации) национальных деловых культур:

Модель голландского ученого Герта Хофстеде (G.Hofstede), построенная на выделении четырех важнейших параметров деловой культуры:

соотношение индивидуализма и коллективизма;

соот­ношение мужественности и женственности (маскулинность-феминность);

отношение к неопределенности.

Модель американского ученого Эдварда Холла (E. Hall), описывающая высококонтекстуальные и низкоконтекстуальные культуры

Классификации национальных деловых Фонса Тромпенаарса и Чарлза Хемпден-Тернера (F. Trompenaars and C. Hampden-Turner) на основе следующих параметров:


Универсализм – партикуляризм .


Индивидуализм – коллективизм.


Нейтральный – эмоциональный.


Конкретные и диффузные культуры.


Действие и статус в контексте деловой культуры

Модель Флоренс Клакхон и Фред Стродбек (Kluckhohn Fl. and Strodtbeck F.L.), включающая параметры:

Отношение к природе.

Отношение ко времени.

Природа человека (представление о внутренней природе человека) .

Ориентация деятельности (модальность человеческой активности).

Концепция пространства (модальность межчеловеческих отношений)

Классификация деловых культур американского психолога Гарри Триандиса (H.Triandis, р. В 1926 в Греции) , оперирующего понятием «культурный синдром» ( определенный набор ценностей, установок, верований, норм и моделей поведения, которыми одна группа культур отличается от другой). Триандис выделил следующие культурные синдромы (параметры): «простота — сложность», «открытость — закрытость», «индивидуализм — коллективизм»; по типу обработки информации (восприятие отправителя информации, самовосприятие, предпочтительность ассоциативного способа увязки информации)

Классификация Ричарда Д. Льюиса (Richard D. Lewis), выделяющая моноактивные, полиактивные и реактивные культуры, среди параметров – отношение ко времени , статус и лидерство.

Классификация национальных культур, разработанная Ричардом Р. Гестеландом (R.Gesteland). Он выделил 40 моделей поведения лиц, ведущих международные переговоры, которые объединил в 8 групп. * ( Гестеланд Ричард Р. Кросс-культурное поведение в бизнесе. Маркетинговые исследования, ведение переговоров, менеджмент в различных культурах. Днепропетровск, ООО «Баланс-Клуб», 2003 )

На сегодняшний день различными исследователями выделено более 30 параметров деловой культуры. Однако, по словам Х. Триандиса, несмотря на различия в названиях, они в значительной степени «перекрывают друг друга».

Поэтому рассмотрим основные параметры деловой культуры , раскрытые в исследованиях перечисленных авторов.

Соотно­шение индивидуализма и коллективизма

Индивидуализм — атрибут национальной культуры, описывающий слабо связанные социальные рамки, в которых человек концентрируется только на заботе о себе и своей семье ( главенство личных ценностей и целей ). Деловые культуры делают акцент на самостоятельность и инициативность. Здесь, по удачному выражению братьев Стругацких (повесть «Парень из преисподней»), формируются «боевые единицы, кото­рые действуют сами по себе».

Коллективизм — атрибут национальной культуры, описывающий тесные социальные рамки, в которых люди надеются на группы, частью которых они являются в части заботы и защиты. Здесь люди рассматривают себя как часть группы, коллектива, организации (групповые цели превалируют над индивидуальными.).

Измерение культур по параметру индивидуализм — коллективизм проводится в культурной антропологии, кросс-культурной психологии, социологии и философии. Г.Хофстеде в 70-х годах нашего столетия исследовал это измерение у нескольких тысяч служащих филиалов международной корпорации в 66 странах. Затем другие исследователи, изучая ценности студентов колледжей в 21 культуре, также определили этот параметр. Г. Триандис с коллегами повторил некоторые из результатов Хофстеде еще в 15 культурах и также выявил культурные отличия по этому измерению. Таким образом, многие годы исследователи работали с разными опросниками и внутри одной культуры, и в разных культурах, в результате чего на сегодняшний день мы имеем ряд определяющих характеристик этого культурного параметра (синдрома), а также численные показатели по 55 странам мира (см. Табл).

В целом все исследования подтверждают качественные различия между индивидуалистическим Западом и коллективистским Востоком. «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места им не сойти…» (Р.Киплинг.) ( хотя существует разброс мнений по поводу японской культуры : по Хофстеду, японцы находятся примерно посередине шкалы «индивидуализм – коллективизм»; по Тромпенаарсу они отличаются очень слабой приверженностью индивидуализму; согласно же Шварцу, их приверженность принципам автономии даже выше, чем у американцев .

Читать еще:  Как определить цепь на велосипеде

Восточные общества обычно тяготеют к коллективной культуре. В Европе к коллективным культурам относят Испанию, Португалию, Грецию и, некоторые исследователи, Австрию и Францию. К индивидуалистическим культурам — северные страны. В то время как во Франции воспринимают индивидуализм отрицательно, в Германии провозглашается принцип «органичного единства индивида и общества». В докладе Комиссии по Национальным целям президенту США Эйзенхауэру записано, что «возможность индивидуальной самореализации – это главная цель американской цивилизации». Исследования зарубежных ученых показывают, что Россия и страны СНГ тяготеют к коллективным ценностям (*результаты российских исследователей относительно России см. ниже).

Выделяют следующие кри­терии, позволяющие распознавать страны с высокой степенью индивидуализма в де­ловой культуре:

люди откровенно высказывают критические замечания своим коллегам

найм и продвижение по службе связаны только с достоинствами данной личности

управление ориентировано на личность, а не на группу

каждый ориентируется на личный успех, а не группу

общество отличает высокий жизненный уровень. Средний класс составляет большинство.

Воздействие этой характеристики на менеджмент существенно в переговорах, принятии решений и мотивации. Так, индивидуальные культуры хорошо воспринимают оплату и премирование по индивидуальным результатам; в коллективистских культурах могут возникнуть трудности.

В западных индивидуалистичных странах менеджеры мотивируются не соображениями общего блага, а исключительно личной выгодой. Приветствуя друг друга , они представляются: «Джон Смит, Отдел персонала, компания «Дженерал Моторс». На востоке, где преобладает коллективизм, порядок слов меняется: «Компания «Мицубиси», Отдел маркетинга, меня зовут Ямомото».

В индивидуалистических культурах личная, или Я-идентичность, превалирует над групповой, или МЫ-идентичностью, которая является определяющей для личностного поведения в коллективистских культурах.

При ответе на вопросы теста Куна и Макпартлепда «Кто Я?» представители коллективистских культур склонны отвечать в терминах социальной принадлежности «я — сын, я — студент», а в индивидуалистических — в терминах личностных особенностей («я — творческий человек, я — добрый»). Доля ответов, указывающих на социальную принадлежность, колеблется в коллективистских культурах в пределах 30-60%, а в индивидуалистических -15-20%.

Уверенность в себе — ценность, значимая в обоих типах культур, но в разных значениях: в коллективистских культурах это означает: «Я не являюсь обузой для своей группы», а в индивидуалистических: «Я могу делать то, что мне надо».

Считается, что индивидуалистические культуры способствуют самореализации их членов. Согласно иерархии потребностей A.Maслоу, главная цель жизни человека — это самоактуализация. Каждая личность рассматривается как обладающая индивидуальным набором талантов и возможностей. Актуализация этих возможностей рассматривается как высочайшая цель, которой человек должен посвятить свою жизнь. Стремление к самореализации обычно сопровождается субъективным чувством правоты и хорошего личностного самоощущения.

Ценности же коллективистской культуры проиллюстрированы на примере Кении:

«. В кенийских племенах никто не является изолированным индивидом. Его (или ее) неповторимость и уникальность — вторичный факт. Прежде всего он (или она) — отдельный представитель народа. Его (или ее) жизнь основана на этом факте экономически, социально и физически. В этой системе групповая деятельность — доминирующая, ответственность разделяется между членами группы, каждый из которых подотчетен коллективу. Гармония и кооперация в группе основаны на коллективной деятельности и ответственности сильнее, чем на индивидуальной».

Если в индивидуалистических культурах люди заботятся в первую очередь о себе и членах своей семьи, то в коллективистских культурах люди принадлежат к определенным группам, которые, в свою очередь, должны заботиться о них в обмен на преданность членов группы ее интересам.

В индивидуалистических культурах поведение личности определяется ее мотивацией к достижению, а в коллективистских — принадлежностью к группе.

Гармония и сохранение мира — важные ценности коллективизма, поэтому любое несогласие в своей среде в данных культурах предпочитают тщательно скрывать («не выносить сор из избы»). В индивидуалистических культурах допускается конфронтация внутри группы, а иногда она воспринимается даже как желательная — необходимость «впустить свежий воздух».

Есть еще очень важное психологическое отличие между данными типами культур: для членов индивидуалистических культур характерной является универсальная шкала ценностей, которая используется при оценке как членов ингруппы (группы «своих», в которую входит индивид), так и членов ауггруппы (внешней по отношению к индивиду).

Представителям коллективистского типа культур, наоборот, свойственны частные системы ценностей: при оценке членов ингруппы — одни, при оценке членов аутгруппы — другие, которые могут весьма сильно различаться, как и поведение по отношению к «своим» и «чужим».

Если, например, вы приглашены в дом традиционного коллективиста, вам будет подано лучшее угощение — такое, какое редко видят члены его семьи в обычной жизни. Индивидуалист подаст такое угощение для нескольких близких друзей или соседей, когда же предполагается много не очень близких гостей, то угощение будет довольно скудным и ординарным.

Но индивидуалист будет вежлив с незнакомыми, общаясь в метро или по телефону, тогда как коллективист может третировать незнакомца, воспринимая его как досадную помеху.

Члены индивидуалистических культур образуют собственные дружеские привязанности и отношения, в то время как члены коллективистских культур образуют дружеские отношения на основании тех, которые были сформированы в начале жизни, при участии родителей или других старших членов семьи или наставников.

Это хорошо проиллюстрировано описанием дружеских отношений в США (индивидуалистическая культура) и Японии (коллективистская культура), сделанном Д.Кушманом и С.Кингом: «Японцы следуют, в основном, двум типам межличностных отношений: дружеские отношения, культивируемые и поддерживаемые как результат обязательств перед группой (например, семьей), и собственные друзья (такой тип отношений, которые развиваются из взаимных симпатий, интересов или общих ценностей)».

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×