Autoparts-remix.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Длина рычага педали велосипеда

Какие бывают шатуны для велосипеда и как они крепятся

10 минут Автор: Михаил Скворцов 353

Шатун в велосипеде является неотъемлемой частью механизма, с мощью которого преобразовывается возвратно-поступательное движение во вращение заднего колеса. Отдельно шатун работать не может, он должен быть сроднен со звездочками, кареткой и рамой велосипеда. Чаще всего одна ведущая звезда или кассета звездочек неразделимо соединена с правым рычагом. Так делается у недорогих двухколесников. Может быть и по-другому. На дорогих велосипедах передние звездочки можно открутить от системы шатунов для замены, когда их зубья становятся слишком изношенными.

У большинства велосипедистов нет возможности на своем транспорте заменить только источенные до предела звездочки, приходится снимать все сразу. Затем нужно покупать шатуны на велосипед вместе с передними звездами. Хотя сами шатуны теряют работоспособность редко, только в случае аварии изгибаются, переламываются, разнашиваются посадочные места на них.

Покупая рычаги педалей, следует знать, что существует несколько непохожих типов кареток, у которых различные способы крепежа к концам вала. В этом нет ничего сложного — просто нужно взять с собой образец. Также, при необходимости, в продаже несложно найти кареточный узел в сборе с шатунами.

Материал шатунов

Рычаги педалей могут изготавливать из разных материалов:

На какие только ухищрения не идут производители шатунов, чтобы снизить вес: изготавливают их сложной замысловатой формы, делают канавку снаружи, оставляют пустоту внутри. Более легкие шатуны, кроме того что снижают общий вес велосипеда, так ещё легче раскручиваются. Чем меньшую массу нужно раскрутить, тем быстрее можно ускориться.

Хотя шатуны и являются одними из самых нагруженных деталей велосипеда, их можно сделать пустотелыми. Как в случае с рамой велосипеда, точно так же полый рычаг педали сохраняет свою прочность и жесткость при намного меньшем весе. Наличие пустоты внутри детали значительно на показатели прочности не влияет.

Стальные шатуны могут быть цельными и трубчатыми. Для отечественных велосипедов и шоссейных их делают цельными. Очень часто на горные велосипеды и спорт байки BMX ставят облегченные полые рычаги педалей.

Все прочные, у которых низка вероятность поломки, алюминиевые детали изготавливают горячей или холодной ковкой. Велосипедные шатуны прессуют по металлической вставке, а затем её удаляют, после чего получается готовая деталь с фигурной канавкой. Полые рычаги из алюминия делают только методом холодной ковки Hollowtech, впервые внедрённым фирмой Shimano. Такие изделия применяются вместе с полым валом каретки, закреплённые на его 8-ми шлицевых торцах увеличенного диаметра.

Для редких спортивных велосипедов изготавливают шатуны из титана или карбона. Карбоновые изделия могут быть как однородными, так и с алюминиевой или титановой основой внутри. Ясное дело, что чем сложнее технология изготовления, тем дороже готовое изделие.

Размеры шатунов

В зависимости от ростовки рам, шатуны выпускают разной длины. Высоким велосипедистам удобнее крутить длинные рычаги педалей, людям меньшего роста они требуются более короткими. Слишком длинные рычаги на низкорослой раме могут привести к неудобству при езде по бездорожью, даже в городе ими можно ударить по рельсу на переезде или бордюру.

Короткие рычаги трудно раскрутить, но зато потом ими легче поддерживать высокую скорость. Это можно объяснить таким показателем, как каденция — количество оборотов педалей за единицу времени. Каденция возрастает, если приходится крутить педали с короткими рычагами, а в случае с длинными всё происходит с точностью наоборот.

Длина шатунов может варьироваться в пределах от 150 до 185 мм. Для взрослого велосипеда нужно выбирать рычаги в пределах от 165 до 185 мм. На детском и подростковом байке удобны будут шатуны длиной от 150 до 177,5 мм.

Окончательно точку при выборе по длине ставит каждый велосипедист сам, учитывая свои предпочтения в стиле катания. Укороченные шатуны предпочитают трековые гонщики. На горных велосипедах предпочтительна сниженная каденция для дополнительного подхвата при спуске. В частности, фанаты даунхилла ставят рычаги как можно большей длины.

Способы крепления на валу каретки

1. Клиновидный штифт — многим знакомая деталь у старых велосипедов, сейчас встречается разве что на детских двухколёсниках.

2. Квадратный торец вала — это традиционный способ крепления, при котором оба шатуна фиксируются на скошенных незаметным клином плоскостях квадратного сечения. Подтяжка на клине происходит при помощи винта или гайки, которые вкручиваются в концы вала. Места соединения всегда закрываются пластмассовым пыльником.

3. Шестигранный торец вала — также делается со скосом для заклинивания надеваемого шатуна.

4. Шлицевое соединение — это стандарт OctaLink: вал каретки сделан со сквозным отверстием по оси, но имеет увеличенный диаметр; торцы вала круглой формы с восьмью выступами; шатуны притягиваются большим полым болтом под шестигранник на 10; снаружи соединение закрывается пыльником. Традиционный съёмник для разборки этого соединения применить не получится, ведь ему не во что будет упереться.

Q – фактор

На велосипеде для повышения эффективности педалирования нужно учитывать расстояние между плоскостями, в которых вращаются концы шатунов, то есть Q-фактор. Проверено на стенде, что при правильно выбранном Q-факторе человек развивает на 4% больше мощности, чем при поставленных с наклоном ногах.

Так устроено природой, что коленные суставы человека не могут нести длительные нагрузки, если ноги не находятся близко друг к другу. Наибольшее давление ногой можно сделать, когда вектор прикладываемой силы находится точно под углом 90 градусов к поверхности.

С появлением внедорожных велосипедов, чтобы вставить широкую покрышку, пришлось раздвигать перья заднего треугольника рамы. С уменьшением свободного зазора понадобилось сделать шатун для педали изогнутым, иначе он бы бил по раме. Поэтому на всех горных велосипедах Q-фактор завышен.

От природы или по другим причинам ноги у людей разные: искривленные в коленях или прямые, суженные у таза или выгнутые в стороны. Например, у женщин кости таза от рождения шире, чем у мужчин. Учесть анатомическую неповторимость каждого при массовом производстве велосипедов невозможно, а для профессиональных спортсменов подобрать индивидуально Q-фактор вполне реально.

Типы шатунов

1. Односоставные — монолитная конструкция, объединяющая вал и два шатуна. По сути это согнутый в разные стороны под прямыми углами толстый металлический пруток. Такая система шатунов применялась на первых велосипедах. В настоящее время её можно увидеть на BMX и детских велосипедах.

2. Двухсоставные — это не только объединенные цельно правый шатун и ведущие звёздочки, а также намертво приваренный к ним вал каретки. В этом случае лишь левый рычаг является отдельной деталью, которая фиксируется на свободном конце вала.

До недавнего времени такой способ сборки шатунов в велосипеде считался устаревшим, пока в 2004 году на заводах Shimano не возродили двухсоставную конструкцию, усовершенствовав её картриджной кареткой с подшипниками большого диаметра. Другие производители деталей для велосипедов поддержали идею возрождения системы двухсоставных шатунов.

3. Трёхсоставные — самая популярная конструкция на сегодняшний день, у которой возможно заменить ведущие звездочки отдельно от правого рычага. Разбирается в ней всё: шатуны для педалей и сами топталки, отдельно вал каретки и передние звёздочки по одной.

Нестандартные конструкции

1. Роторная система RS4X

Стандартно шатуны на велосипеде закрепляются по одной прямой линии. При этом нога велогонщика оказывается чрезмерно согнутой в колене у верхней мертвой точки. Неудивительно, что коленные суставы периодически испытывают стресс.

Кроме того, подмечено, что при вращении педалей случается такая ситуация, при которой велосипедист не может передать целиком свою силу к заднему колесу. Мертвая зона наблюдается, когда шатуны оказываются в горизонтальном положении к земле. Естественно, из-за этого снижается коэффициент полезного действия.

В роторной системе RS4X радикально решаются перечисленные проблемы. При смещении от прямой занижается верхняя мертвая точка и исключается провал момента силы в течение всего цикла вращения педалей, что обеспечивает увеличение коэффициента полезного действия.

Практика показывает, что новая схема установки обеспечивает фактический прирост мощности в 16% на трековом велосипеде. Из-за отсутствия резкого перепада нагрузки уменьшается риск возникновения боли в коленном суставе, а также растяжения сухожилий.

Читать еще:  Стучат гидрокомпенсаторы ваз 2112 16 клапанов

2. Шатуны для велосипеда с эллиптическими звездами

Эксперимент со звездочками нестандартной формы начался ещё в конце XIX века. Уже тогда знали о существовании проблемной мертвой зоны.

Впервые массовый выпуск овальных звезд под брендом Biopace открыла компания Shimano в 1983 году. Тогда в мире велоспорта было много споров о необходимости нововведения, но со временем они отпали, поскольку профессиональным велосипедистам новинка не понравилась. Термин Biopace прижился, и так называют случаи неравномерного вращения педалей. В настоящее время выпускается два экземпляра овальных звезд Osymetric и Q-rings специально для гоночных велосипедов.

Овальные звезды позволяют легче преодолевать провал в горизонтальном положении педалей. Передаточное отношение в этой точке повышается, чтобы соответствовать сниженному усилию на педали. Как результат, крутятся педали более плавно. Однако чудес не бывает, и при подъеме в горку придется попотеть, ведь из ничего ничто не получается.

О том, как снимать шатуны с велосипеда, — в полезном видеоролике:

Как выбрать и где купить шатуны для велосипеда.

Шатуны — это важная часть трансмиссии любого велосипеда, передающая усилие с ног велосипедиста на передние звезды цепной передачи, которая обеспечивает вращение заднего колеса. При этом они так же, как и другие элементы трансмиссии испытывают довольно высокие нагрузки.

С вопросом замены шатунов на велосипеде рано или поздно сталкивается практически любой велосипедист. Высокие нагрузки приводят к тому, что шатуны иногда ломаются, особенно это касается бюджетных алюминиевых моделей, которыми комплектуется большинство любительских велосипедов. В неразборных передних системах шатуны меняются вместе со звездами, в случае износа последних. Некоторые велосипедисты меняют даже рабочую переднюю систему вместе с шатунами, желая провести апгрейд, улучшив ее характеристики.

Замена шатунов требует базового понимания этого вопроса. На что необходимо обратить внимание при покупке, как правильно выбрать шатуны и где их лучше покупать? На эти вопросы мы ответим в данной статье.

1. Конструкция.

Шатуны представляют собой рычаги, которые связывают педали с передними звёздами. Эти рычаги со звездами и пауком входят в состав передней системы. Интегрированные модели дополнительно оснащены кареткой.

По числу составных частей рычаги делятся на:

  • Односоставные — толстый стальной пруток, согнутый под прямыми углами в разных направлениях, т.е. два рычага и ось объединены. Сегодня практически не применяется, но можно встретить на детских великах и BMX.
  • Двухсоставные — к правому рычагу со звездами приварена ось каретки, а левый рычаг крепится на другом краю вала шлицевым соединением или клиньями. Сегодня активно применяется для всех типов байков начального и среднего любительского класса.
  • Трехсоставные — высококлассные модели, позволяющие отсоединить рычаги от звёздочек, для замены поломанной или изношенной детали.

Конструкция рычагов может быть цельная или полая внутри или с канавкой снаружи. Полая трубчатая конструкция позволяет снизить вес детали.

2. Материалы.

В зависимости от типа и классности байка, шатуны могут изготавливаться из:

  • алюминиевых сплавов;
  • стали;
  • хромомолибденовой стали;
  • карбона;
  • титана.

В горных, гибридных и городских великах чаще применяются алюминиевые сплавы. Высококлассные модели отличаются более прочным сплавом, большей толщиной и изготавливаются методом ковки, это усиливает прочность материала и уменьшает вероятность поломки.

В трюковых и прыжковых БМХ байках очень важна прочность деталей, поэтому здесь популярны сверхпрочные хромомолибденовые шатуны. Обычная сталь применяется только в бюджетных моделях.

Карбоновые и титановые модификации отличаются легкостью и большой стоимостью, поэтому используются в дорогих гоночных байках.

3. Длина.

Важная характеристика рычагов — их длина, которая измеряется между центрами осей каретки и педалей. Длина может быть 160 — 190 мм, в подростковых моделях – 145-160 мм, в детских – 102-140 мм. Длина подбирается в зависимости от роста райдера, типа велика и стиля езды, даже небольшая разница в 5 мм ощутима. Высоким велосипедистам лучше подходят длинные модификации.

Длина оказывает влияние на каденс — число оборотов педалей за определённое время. Короткие рычаги способствуют высокому каденсу, поэтому они предпочтительнее для гонок. Для хардтейлов лучше средние или длинные.

На двухподвесах лучше использовать рычаги немного короче, это увеличивает дорожный просвет и уменьшает вероятность зацепа педалью препятствия на земле во время срабатывания подвески.

4. Стандарты крепления.

Шатуны могут крепится к каретке несколькими способами, ниже приведем самые востребованные стандарты крепления.

Крепление под квадрат (SQR) — самый распространенный стандарт, который применяется во многих байках начального и среднего любительского уровня. Вал каретки на концах имеет квадратное сечение, он заходит в квадратные вырезы рычагов и крепится болтами.

Octalink V-1 и Octalink V-2 — стандарты от Shimano для линеек LX, Deore, ALIVIO, ACERA и ALTUS. Вал полый, что снижает вес. Крепление осуществляется при помощи 8 шлицов. V-1 и V-2 отличаются размерами шлицов.

Hollowtech 2 – стандарт, разработанный специально для профессиональных линеек Shimano Saint, XT и XTR. В правый рычаг интегрирован вал, чашки выносные. Минимальное число комплектующих увеличивает жесткость и уменьшает вес.

Mexa Exo — похожий на Hollowtech 2 стандарт, обычно совместимы между собой.

GXP – похожий на Hollowtech 2 стандарт, шлицы не совместимы.

ВВ30 – также имеет интегрированную ось, но значительно большего диаметра, который составляет 30 мм. Большой диаметр позволяет изготавливать вал из алюминия, что снижает вес, сохраняя прочность.

ISIS – шлицевое соединение, отличающееся одинаковой длиной оси для всех моделей этого стандарта.

Power Spline — 12 шлицевое соединение, совместимо с рычагами Iso Flow и FiveD.

Клинья – классическое соединение, которое сегодня все реже применяется, разве что в самых бюджетных байках. Шатуны крепятся клиньями, получается нежесткая фиксация, детали нужно частенько менять.

5. Где купить.

Где же можно купить велосипедные шатуны? Они продаются в магазинах спорттоваров, в велосипедных интернет магазинах и на торговых интернет площадках, например на avito.

Преимуществом интернет-магазина, специализирующегося на велосипедах, является больший ассортимент и обычно более низкая цена. Главное выбирать самые крупные интернет-магазины, лучше спортивные интернет универмаги. Можно самостоятельно, в спокойной домашней обстановке выбрать подходящую модель и заказать доставку. Не забудьте поинтересоваться условиями доставки.

Если Вы сомневаетесь, подойдут ли шатуны к оборудованию велосипеда, тогда лучше приехать на велике в крупный магазин спорттоваров или принести туда разобранную систему и попросить продавца подобрать нужный товар, подходящий под Ваш велик.

На avito можно купить как новые, так и б.у. детали, их продают в основном частники. Покупать ли новую деталь у частника? Не вижу смысла. Заманчиво купить качественные б.у. рычаги по меньшей цене, но после покупки Вас могут ожидать неприятные сюрпризы. Вы же не знаете сколько они эксплуатировались и под какими нагрузками, возможно в них имеется скрытый дефект, или они погнуты, или… Если Вы хорошо разбираетесь в велозапчастях и цена значительно ниже новой детали, то можно купить после тщательного визуального осмотра. Если нет, то лучше не рисковать, а купить новую деталь в надежном месте.

Если в Вашем городе есть крупный спортивный универмаг, который специализируется на велосипедах и имеет собственный интернет-магазин, то покупать любые велозапчасти лучше именно там.

Жители Санкт Петербурга и Самары могут посетить спортивный универмаг USPORTS, в своем городе и выбрать необходимую велозапчасть. В этом случае, Вы получите максимум преимуществ:

  • большой ассортимент велозапчастей в наличии;
  • низкие цены;
  • гарантия качества;
  • возможность предварительного выбора товара по нашему интернет каталогу в спокойной домашней обстановке;
  • возможность выбора запчастей прямо в универмаге;
  • консультация опытного специалиста;
  • подбор запчастей под параметры велосипеда;
  • заказ через интернет;
  • доставка домой.

В нашем универмаге и в интернет каталоге представлен широкий ассортимент велосипедных шатунов различной длины и запчасти к ним. В наличии левые и правые модели, а также комплекты с различными стандартами крепления к каретке. Приходите и выбирайте!

Читать еще:  Колеса велосипед для равновесия

Как выбрать и где купить шатуны для велосипеда.

Шатуны — это важная часть трансмиссии любого велосипеда, передающая усилие с ног велосипедиста на передние звезды цепной передачи, которая обеспечивает вращение заднего колеса. При этом они так же, как и другие элементы трансмиссии испытывают довольно высокие нагрузки.

С вопросом замены шатунов на велосипеде рано или поздно сталкивается практически любой велосипедист. Высокие нагрузки приводят к тому, что шатуны иногда ломаются, особенно это касается бюджетных алюминиевых моделей, которыми комплектуется большинство любительских велосипедов. В неразборных передних системах шатуны меняются вместе со звездами, в случае износа последних. Некоторые велосипедисты меняют даже рабочую переднюю систему вместе с шатунами, желая провести апгрейд, улучшив ее характеристики.

Замена шатунов требует базового понимания этого вопроса. На что необходимо обратить внимание при покупке, как правильно выбрать шатуны и где их лучше покупать? На эти вопросы мы ответим в данной статье.

1. Конструкция.

Шатуны представляют собой рычаги, которые связывают педали с передними звёздами. Эти рычаги со звездами и пауком входят в состав передней системы. Интегрированные модели дополнительно оснащены кареткой.

По числу составных частей рычаги делятся на:

  • Односоставные — толстый стальной пруток, согнутый под прямыми углами в разных направлениях, т.е. два рычага и ось объединены. Сегодня практически не применяется, но можно встретить на детских великах и BMX.
  • Двухсоставные — к правому рычагу со звездами приварена ось каретки, а левый рычаг крепится на другом краю вала шлицевым соединением или клиньями. Сегодня активно применяется для всех типов байков начального и среднего любительского класса.
  • Трехсоставные — высококлассные модели, позволяющие отсоединить рычаги от звёздочек, для замены поломанной или изношенной детали.

Конструкция рычагов может быть цельная или полая внутри или с канавкой снаружи. Полая трубчатая конструкция позволяет снизить вес детали.

2. Материалы.

В зависимости от типа и классности байка, шатуны могут изготавливаться из:

  • алюминиевых сплавов;
  • стали;
  • хромомолибденовой стали;
  • карбона;
  • титана.

В горных, гибридных и городских великах чаще применяются алюминиевые сплавы. Высококлассные модели отличаются более прочным сплавом, большей толщиной и изготавливаются методом ковки, это усиливает прочность материала и уменьшает вероятность поломки.

В трюковых и прыжковых БМХ байках очень важна прочность деталей, поэтому здесь популярны сверхпрочные хромомолибденовые шатуны. Обычная сталь применяется только в бюджетных моделях.

Карбоновые и титановые модификации отличаются легкостью и большой стоимостью, поэтому используются в дорогих гоночных байках.

3. Длина.

Важная характеристика рычагов — их длина, которая измеряется между центрами осей каретки и педалей. Длина может быть 160 — 190 мм, в подростковых моделях – 145-160 мм, в детских – 102-140 мм. Длина подбирается в зависимости от роста райдера, типа велика и стиля езды, даже небольшая разница в 5 мм ощутима. Высоким велосипедистам лучше подходят длинные модификации.

Длина оказывает влияние на каденс — число оборотов педалей за определённое время. Короткие рычаги способствуют высокому каденсу, поэтому они предпочтительнее для гонок. Для хардтейлов лучше средние или длинные.

На двухподвесах лучше использовать рычаги немного короче, это увеличивает дорожный просвет и уменьшает вероятность зацепа педалью препятствия на земле во время срабатывания подвески.

4. Стандарты крепления.

Шатуны могут крепится к каретке несколькими способами, ниже приведем самые востребованные стандарты крепления.

Крепление под квадрат (SQR) — самый распространенный стандарт, который применяется во многих байках начального и среднего любительского уровня. Вал каретки на концах имеет квадратное сечение, он заходит в квадратные вырезы рычагов и крепится болтами.

Octalink V-1 и Octalink V-2 — стандарты от Shimano для линеек LX, Deore, ALIVIO, ACERA и ALTUS. Вал полый, что снижает вес. Крепление осуществляется при помощи 8 шлицов. V-1 и V-2 отличаются размерами шлицов.

Hollowtech 2 – стандарт, разработанный специально для профессиональных линеек Shimano Saint, XT и XTR. В правый рычаг интегрирован вал, чашки выносные. Минимальное число комплектующих увеличивает жесткость и уменьшает вес.

Mexa Exo — похожий на Hollowtech 2 стандарт, обычно совместимы между собой.

GXP – похожий на Hollowtech 2 стандарт, шлицы не совместимы.

ВВ30 – также имеет интегрированную ось, но значительно большего диаметра, который составляет 30 мм. Большой диаметр позволяет изготавливать вал из алюминия, что снижает вес, сохраняя прочность.

ISIS – шлицевое соединение, отличающееся одинаковой длиной оси для всех моделей этого стандарта.

Power Spline — 12 шлицевое соединение, совместимо с рычагами Iso Flow и FiveD.

Клинья – классическое соединение, которое сегодня все реже применяется, разве что в самых бюджетных байках. Шатуны крепятся клиньями, получается нежесткая фиксация, детали нужно частенько менять.

5. Где купить.

Где же можно купить велосипедные шатуны? Они продаются в магазинах спорттоваров, в велосипедных интернет магазинах и на торговых интернет площадках, например на avito.

Преимуществом интернет-магазина, специализирующегося на велосипедах, является больший ассортимент и обычно более низкая цена. Главное выбирать самые крупные интернет-магазины, лучше спортивные интернет универмаги. Можно самостоятельно, в спокойной домашней обстановке выбрать подходящую модель и заказать доставку. Не забудьте поинтересоваться условиями доставки.

Если Вы сомневаетесь, подойдут ли шатуны к оборудованию велосипеда, тогда лучше приехать на велике в крупный магазин спорттоваров или принести туда разобранную систему и попросить продавца подобрать нужный товар, подходящий под Ваш велик.

На avito можно купить как новые, так и б.у. детали, их продают в основном частники. Покупать ли новую деталь у частника? Не вижу смысла. Заманчиво купить качественные б.у. рычаги по меньшей цене, но после покупки Вас могут ожидать неприятные сюрпризы. Вы же не знаете сколько они эксплуатировались и под какими нагрузками, возможно в них имеется скрытый дефект, или они погнуты, или… Если Вы хорошо разбираетесь в велозапчастях и цена значительно ниже новой детали, то можно купить после тщательного визуального осмотра. Если нет, то лучше не рисковать, а купить новую деталь в надежном месте.

Если в Вашем городе есть крупный спортивный универмаг, который специализируется на велосипедах и имеет собственный интернет-магазин, то покупать любые велозапчасти лучше именно там.

Жители Санкт Петербурга и Самары могут посетить спортивный универмаг USPORTS, в своем городе и выбрать необходимую велозапчасть. В этом случае, Вы получите максимум преимуществ:

  • большой ассортимент велозапчастей в наличии;
  • низкие цены;
  • гарантия качества;
  • возможность предварительного выбора товара по нашему интернет каталогу в спокойной домашней обстановке;
  • возможность выбора запчастей прямо в универмаге;
  • консультация опытного специалиста;
  • подбор запчастей под параметры велосипеда;
  • заказ через интернет;
  • доставка домой.

В нашем универмаге и в интернет каталоге представлен широкий ассортимент велосипедных шатунов различной длины и запчасти к ним. В наличии левые и правые модели, а также комплекты с различными стандартами крепления к каретке. Приходите и выбирайте!

Какие бывают шатуны для велосипеда и как они крепятся

10 минут Автор: Михаил Скворцов 353

Шатун в велосипеде является неотъемлемой частью механизма, с мощью которого преобразовывается возвратно-поступательное движение во вращение заднего колеса. Отдельно шатун работать не может, он должен быть сроднен со звездочками, кареткой и рамой велосипеда. Чаще всего одна ведущая звезда или кассета звездочек неразделимо соединена с правым рычагом. Так делается у недорогих двухколесников. Может быть и по-другому. На дорогих велосипедах передние звездочки можно открутить от системы шатунов для замены, когда их зубья становятся слишком изношенными.

У большинства велосипедистов нет возможности на своем транспорте заменить только источенные до предела звездочки, приходится снимать все сразу. Затем нужно покупать шатуны на велосипед вместе с передними звездами. Хотя сами шатуны теряют работоспособность редко, только в случае аварии изгибаются, переламываются, разнашиваются посадочные места на них.

Покупая рычаги педалей, следует знать, что существует несколько непохожих типов кареток, у которых различные способы крепежа к концам вала. В этом нет ничего сложного — просто нужно взять с собой образец. Также, при необходимости, в продаже несложно найти кареточный узел в сборе с шатунами.

Читать еще:  Как поменять дворники

Материал шатунов

Рычаги педалей могут изготавливать из разных материалов:

На какие только ухищрения не идут производители шатунов, чтобы снизить вес: изготавливают их сложной замысловатой формы, делают канавку снаружи, оставляют пустоту внутри. Более легкие шатуны, кроме того что снижают общий вес велосипеда, так ещё легче раскручиваются. Чем меньшую массу нужно раскрутить, тем быстрее можно ускориться.

Хотя шатуны и являются одними из самых нагруженных деталей велосипеда, их можно сделать пустотелыми. Как в случае с рамой велосипеда, точно так же полый рычаг педали сохраняет свою прочность и жесткость при намного меньшем весе. Наличие пустоты внутри детали значительно на показатели прочности не влияет.

Стальные шатуны могут быть цельными и трубчатыми. Для отечественных велосипедов и шоссейных их делают цельными. Очень часто на горные велосипеды и спорт байки BMX ставят облегченные полые рычаги педалей.

Все прочные, у которых низка вероятность поломки, алюминиевые детали изготавливают горячей или холодной ковкой. Велосипедные шатуны прессуют по металлической вставке, а затем её удаляют, после чего получается готовая деталь с фигурной канавкой. Полые рычаги из алюминия делают только методом холодной ковки Hollowtech, впервые внедрённым фирмой Shimano. Такие изделия применяются вместе с полым валом каретки, закреплённые на его 8-ми шлицевых торцах увеличенного диаметра.

Для редких спортивных велосипедов изготавливают шатуны из титана или карбона. Карбоновые изделия могут быть как однородными, так и с алюминиевой или титановой основой внутри. Ясное дело, что чем сложнее технология изготовления, тем дороже готовое изделие.

Размеры шатунов

В зависимости от ростовки рам, шатуны выпускают разной длины. Высоким велосипедистам удобнее крутить длинные рычаги педалей, людям меньшего роста они требуются более короткими. Слишком длинные рычаги на низкорослой раме могут привести к неудобству при езде по бездорожью, даже в городе ими можно ударить по рельсу на переезде или бордюру.

Короткие рычаги трудно раскрутить, но зато потом ими легче поддерживать высокую скорость. Это можно объяснить таким показателем, как каденция — количество оборотов педалей за единицу времени. Каденция возрастает, если приходится крутить педали с короткими рычагами, а в случае с длинными всё происходит с точностью наоборот.

Длина шатунов может варьироваться в пределах от 150 до 185 мм. Для взрослого велосипеда нужно выбирать рычаги в пределах от 165 до 185 мм. На детском и подростковом байке удобны будут шатуны длиной от 150 до 177,5 мм.

Окончательно точку при выборе по длине ставит каждый велосипедист сам, учитывая свои предпочтения в стиле катания. Укороченные шатуны предпочитают трековые гонщики. На горных велосипедах предпочтительна сниженная каденция для дополнительного подхвата при спуске. В частности, фанаты даунхилла ставят рычаги как можно большей длины.

Способы крепления на валу каретки

1. Клиновидный штифт — многим знакомая деталь у старых велосипедов, сейчас встречается разве что на детских двухколёсниках.

2. Квадратный торец вала — это традиционный способ крепления, при котором оба шатуна фиксируются на скошенных незаметным клином плоскостях квадратного сечения. Подтяжка на клине происходит при помощи винта или гайки, которые вкручиваются в концы вала. Места соединения всегда закрываются пластмассовым пыльником.

3. Шестигранный торец вала — также делается со скосом для заклинивания надеваемого шатуна.

4. Шлицевое соединение — это стандарт OctaLink: вал каретки сделан со сквозным отверстием по оси, но имеет увеличенный диаметр; торцы вала круглой формы с восьмью выступами; шатуны притягиваются большим полым болтом под шестигранник на 10; снаружи соединение закрывается пыльником. Традиционный съёмник для разборки этого соединения применить не получится, ведь ему не во что будет упереться.

Q – фактор

На велосипеде для повышения эффективности педалирования нужно учитывать расстояние между плоскостями, в которых вращаются концы шатунов, то есть Q-фактор. Проверено на стенде, что при правильно выбранном Q-факторе человек развивает на 4% больше мощности, чем при поставленных с наклоном ногах.

Так устроено природой, что коленные суставы человека не могут нести длительные нагрузки, если ноги не находятся близко друг к другу. Наибольшее давление ногой можно сделать, когда вектор прикладываемой силы находится точно под углом 90 градусов к поверхности.

С появлением внедорожных велосипедов, чтобы вставить широкую покрышку, пришлось раздвигать перья заднего треугольника рамы. С уменьшением свободного зазора понадобилось сделать шатун для педали изогнутым, иначе он бы бил по раме. Поэтому на всех горных велосипедах Q-фактор завышен.

От природы или по другим причинам ноги у людей разные: искривленные в коленях или прямые, суженные у таза или выгнутые в стороны. Например, у женщин кости таза от рождения шире, чем у мужчин. Учесть анатомическую неповторимость каждого при массовом производстве велосипедов невозможно, а для профессиональных спортсменов подобрать индивидуально Q-фактор вполне реально.

Типы шатунов

1. Односоставные — монолитная конструкция, объединяющая вал и два шатуна. По сути это согнутый в разные стороны под прямыми углами толстый металлический пруток. Такая система шатунов применялась на первых велосипедах. В настоящее время её можно увидеть на BMX и детских велосипедах.

2. Двухсоставные — это не только объединенные цельно правый шатун и ведущие звёздочки, а также намертво приваренный к ним вал каретки. В этом случае лишь левый рычаг является отдельной деталью, которая фиксируется на свободном конце вала.

До недавнего времени такой способ сборки шатунов в велосипеде считался устаревшим, пока в 2004 году на заводах Shimano не возродили двухсоставную конструкцию, усовершенствовав её картриджной кареткой с подшипниками большого диаметра. Другие производители деталей для велосипедов поддержали идею возрождения системы двухсоставных шатунов.

3. Трёхсоставные — самая популярная конструкция на сегодняшний день, у которой возможно заменить ведущие звездочки отдельно от правого рычага. Разбирается в ней всё: шатуны для педалей и сами топталки, отдельно вал каретки и передние звёздочки по одной.

Нестандартные конструкции

1. Роторная система RS4X

Стандартно шатуны на велосипеде закрепляются по одной прямой линии. При этом нога велогонщика оказывается чрезмерно согнутой в колене у верхней мертвой точки. Неудивительно, что коленные суставы периодически испытывают стресс.

Кроме того, подмечено, что при вращении педалей случается такая ситуация, при которой велосипедист не может передать целиком свою силу к заднему колесу. Мертвая зона наблюдается, когда шатуны оказываются в горизонтальном положении к земле. Естественно, из-за этого снижается коэффициент полезного действия.

В роторной системе RS4X радикально решаются перечисленные проблемы. При смещении от прямой занижается верхняя мертвая точка и исключается провал момента силы в течение всего цикла вращения педалей, что обеспечивает увеличение коэффициента полезного действия.

Практика показывает, что новая схема установки обеспечивает фактический прирост мощности в 16% на трековом велосипеде. Из-за отсутствия резкого перепада нагрузки уменьшается риск возникновения боли в коленном суставе, а также растяжения сухожилий.

2. Шатуны для велосипеда с эллиптическими звездами

Эксперимент со звездочками нестандартной формы начался ещё в конце XIX века. Уже тогда знали о существовании проблемной мертвой зоны.

Впервые массовый выпуск овальных звезд под брендом Biopace открыла компания Shimano в 1983 году. Тогда в мире велоспорта было много споров о необходимости нововведения, но со временем они отпали, поскольку профессиональным велосипедистам новинка не понравилась. Термин Biopace прижился, и так называют случаи неравномерного вращения педалей. В настоящее время выпускается два экземпляра овальных звезд Osymetric и Q-rings специально для гоночных велосипедов.

Овальные звезды позволяют легче преодолевать провал в горизонтальном положении педалей. Передаточное отношение в этой точке повышается, чтобы соответствовать сниженному усилию на педали. Как результат, крутятся педали более плавно. Однако чудес не бывает, и при подъеме в горку придется попотеть, ведь из ничего ничто не получается.

О том, как снимать шатуны с велосипеда, — в полезном видеоролике:

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector